Программа факультативного курса русского языка «Уроки словесности»


Программа факультативного курса русского языка
«Уроки словесности»
Пояснительная записка
Занятия факультативного курса «Уроки словесности» дают учащимся представление о том, какие важные понятия могут стать предметом специального изучения, наблюдения за использованием в художественной речи имен существительных, прилагательных, глаголов. Основная цель подобных занятий состоит в формировании и совершенствовании умения проводить элементарный языковой анализ художественного текста. В данном случае в поле зрения учащихся оказываются слова разных частей речи и соответствующие им морфологические категории. При этом основное внимание уделяется тому, чтобы раскрыть секрет художественного текста, где привычные слова, довольно широко использующиеся в обыденной речи, неожиданно становятся источником необычайно яркого образа, что, например, мы наблюдаем в знаменитой и смелой метафоре С. Есенина: «В саду горит костер рябины красной».
На занятиях уместно использование различной справочной литературы, в частности толкового словаря, а также словарей синонимов, антонимов, фразеологизмов. Кроме того, особое внимание, конечно, будет уделено случаям переносного употребления слов, наблюдению за тем, как при таком использовании меняется не только семантическая, но и образная характеристика слова.
ТЕМА КОЛИЧ .ЧАСОВ ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ
О русском языке (1 час)
О родном языке 1 Писатели, поэты и учёные о богатстве и выразительности русского языка.
Звуковые образные средства русского языка (12 часов)
Звукопись 7 Звуковая речь как основная форма существования языка.
Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл; смысловая функция звукописи.
Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.
Рифма 2 Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм в зависимости от совпадения звуков в рифмующихся словах: точная, неточная.
Виды рифм в зависимости от расположения рифмующихся строк: смежные (парные), перекрёстные, кольцевые (опоясанные).
Белые стихи.
Строфа как объединенные рифмой стихи. Различные типы строф: двустишие, трехстишие (терцины), четверостишие, пятистишие, шестистишие, восьмистишие (октава) – ознакомительно.Словесное ударение.
Логическое ударение. 1 Особенность словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, свободное). Смысловая функция словесного ударения.
Организующая роль словесного ударения в поэтической речи.
Логическое ударение как выделение в произношении одного из слов для усиления его смысловой нагрузки в предложении, тексте.
Выделение логическим ударением нового понятия в тексте.
Пауза 1 Пауза, ее смыслоразличительная роль. Паузы логические (смысловые) и психологические. Основные виды психологических пауз (пауза припоминания, умолчания, напряжения и др.)
Мелодика 1 Мелодика речи как особенность интонационного рисунка речи. Способы графического обозначения в письменном тексте движения голоса.
Характеристика интонационного рисунка наиболее типичных синтаксических конструкций (вопросительные, повествовательные предложения; предложения с однородными членами).
Мелодика предложений и музыкальность, напевность поэтического текста.
Изобразительные возможности средств письма (2 часа)
Графика 2 Употребление графических знаков для фиксации речи на письме. Включение в систему изобразительных средств элементов письма: особенности начертания и написания слов, расположение строк, знаки препинания и т. п.
Приемы усиления образности художественного текста, создания зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приемы включения в текст числовых обозначений.
Акростих как разновидность поэтического произведения, рассчитанного на зрительное восприятие.
Использование знака акцента (словесное ударение) для различения слов-омографов в языковых каламбурах.
ТЕМА КОЛИЧ .ЧАСОВ ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ
Лексическое богатство русского языка (8 часов)
Переносное значение слова 8 Прямое и переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в переносном значении. Основные виды тропов: метафора, метонимия, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнение, аллегория.
Морфологические средства выразительности (7 часов)
Имя существительное 1 Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи.
Наблюдать за использованием имен существительных в создании метафор, сравнений в художественных текстах.
Овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нем многозначных имен существительных.
Имя прилагательное 3 Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.
Роль имени прилагательного в создании цветовых образов.
Глагол 3 Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания.
Синтаксическое богатство русского языка (5 часов)
Стилистические фигуры речи 5 Стилистические фигуры: анафора, эпифора, антитеза, инверсия и др.
Комплексный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.
ИТОГО: 35