Рабочая программа факультативного курса для 5 класса Решение нестандартных задач


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Программа факультативного курса
«Решение нестандартных задач»  
II ступень
5 класс
Общеобразовательный уровень
Срок реализации: 1 год

Составитель программы:
Соловьёва М. В.
2013 год

Пояснительная записка
Факультативный курс «Решение нестандартных задач» предназначен для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность; включает в себя задания, как углубляющего, так и развивающего характера.
В рамках данного курса учащимся предлагаются различные задания на составление выражений, отыскивание чисел, разрезание фигур на части, разгадывание головоломок, числовых ребусов, решение нестандартных задач на движение и логических задач. Большое количество времени отводится для изучения пропедевтического курса геометрии, благодаря которому учащиеся будут иметь представление о свойствах разных фигур на плоскости, что позволит им избежать трудностей при изучении геометрии в седьмом классе.
Курс «Решение нестандартных задач» - это нетрадиционная форма работы с учащимися, где используются конкурсы, практические задания, математические стенгазеты, дидактические игры. Игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Кроме этого, наряду с изучением математических фактов, проводится работа по формированию интеллектуальных умений и навыков. В преподавании данного курса важным является выбор рациональной системы методов и приемов обучения. Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание устных и письменных видов работы.
Курс рассчитан на 35 часов при учете 1 час в неделю.
Цели данного курса:
- Развивать начала математического и логического мышления.
- Расширять кругозор учащихся.
- Развивать устойчивый интерес учащихся к изучению геометрии и в целом математики.
- Формировать умения решать нестандартные задачи.
- Воспитывать понимание, что математика является инструментом познания окружающего мира.
Задачи курса:
- создать условия для развития интереса учащихся к математике и их математических способностей;
- привитие интереса учащимися к математике;
- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
- воспитание настойчивости, инициативы.
- сформировать представление о методах и способах решения арифметических и геометрических задач;
- углубить и расширить знаний по математике;
- научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию.
Данный курс направлен на:
развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;
последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;
формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
формирование общеучебных умений и навыков;
развитие общих геометрических представлений учащихся и подготовку их к дальнейшему систематическому изучению геометрии;
развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.
Структура курса предполагает изучение теоретического материала и проведение практических занятий с целью применения на практике полученных теоретических знаний.
В данном курсе дополнительно рассматриваются некоторые темы, которые вызывают наибольшие затруднения при изучении математики в пятом классе: комбинаторные задачи, логические задачи, практические геометрические задания.
Предлагаемые задания составляются таким образом, чтобы учащиеся овладели:
умением воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы;
умением иллюстрировать некоторые вопросы примерами;
умением использовать полученные выводы в конкретной ситуации;
умением применять теорию в решении задач;
умением пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
Задания подбираются в соответствии с определенными критериями и должны быть содержательными, практически значимыми, интересными для ученика; они должны способствовать развитию пространственного воображения, активизации творческих способностей учащихся.
Тематическое планирование
Всего: 35 часов, 1 недельный час
тема Кол-во часов
Математические ребусы 3
Логические задачи 9
Геометрические задачи 8
Подготовка к конкурсу «Кенгуру» 3
Комбинаторные задачи 3
Арифметические задачи 8
Итоги курса 1
Поурочное планирование
№ Тема урока Кол-во часов
Математические ребусы 3
1 Вводное занятие. Решение ребусов 1
2-3 Математические ребусы 2
Логические задачи 9
4-5 Логические задачи 2
6-7 Магические квадраты 2
8-9 Головоломки со спичками 2
10-12 Решение олимпиадных задач 3
Геометрические задачи 8
13 Виды симметрии 1
14 Симметрия снежинки 1
15-16 Паркеты и орнаменты 2
17-18 Построения с циркулем 2
19-20 Задачи на разрезание 2
Подготовка к конкурсу «Кенгуру» 3
21-23 Решение задач конкурса «Кенгуру». 3
Комбинаторные задачи 3
24-26 Решение комбинаторных задач 3
Арифметические задачи 8
27-28 Задачи на движение 2
29-30 Задачи на переливания 2
31-32 Задачи на проценты 2
33-34 Старинные задачи 2
35 Итоги курса Математический КВН. 1
Список литературы для учителя:
1. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. – М.:Айрис-пресс, 2005. – 144 с. – (Школьные олимпиады).
2. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. М.:Издательство НЦ ЭНАС, 2003.
3. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.:Посев, 2003.
4. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.( 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.-Волгоград: Учитель, 2006.
5. Задачи для внекласной работы по математике в 5-6 классах / сост.В.Ю.Сафонова, М.:МИРОС, 1995.
6. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 2008 г.
Список литературы для учащихся:
1. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. – М.:Айрис-пресс, 2005. – 144 с. – (Школьные олимпиады).
2. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. М.:Издательство НЦ ЭНАС, 2003.
3. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.:Посев, 2003.
4. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.( 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.-Волгоград: Учитель, 2006.
5. Перельман Я.И. Живая математика. М.: Столетие.2009 г.
6. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 2008 г.
7. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: Просвещение,2010 г.