Авторская программа факультативного курса по русскому языку в 6 классе. Тема: В мире лексики и фразеологии.
Общеобразовательная средняя школа №5 им. М.Горького
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании м.с. И.О.директора школы
председатель м.с _____Г.К.ДжунисбековаЕ.А. Четверикова ____________________
_______________
от «__»_______2013г.
Авторская программа
факультативного курса
по русскому языку
в 6 классе.
Тема: В мире лексики и фразеологии.
Разработала учитель русского языка и литературы высшей категории:
Досметова Гулнара Абдикадыровна.
АксукентЦели факультативного курса:
Воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка.
Освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения и различных сферах общения.
Овладение умениями опознавать, анализировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.
Способствовать развитию речевых и общеучебных навыков , творческих способностей учащихся.
Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры; орфографической и пунктуационной грамотности.
Овладение лексическими нормами русского языка и умением использовать их в речевой практике.
Задачи факультативного курса:
Закрепить знания учащихся по лексике, фразеологии и морфологии.
Приобщение учащихся к богатству русского языка; запечатленному в художественных текстах; образцах устной и письменной речи
Воспитание культуры речевого поведения применительно к различным сферам и ситуациям общения.
Воспитание бережного отношения к русскому языку и языкам народов Казахстана.
Осуществлять связь между теоретическими знаниями и практическими умениями.
Пояснительная записка.
Основополагающая идея современной школы заключается в поиске путей развития личности в процессе гуманизации и гуманитаризации образования ,а цель обучения языковым дисциплинам – в формировании потребности учащихся в самовоспитании, самовыражении, чтобы научить учиться, научить общаться , научить заботиться о своем здоровье, дать профессиональные навыки.
Работа учителей русского языка в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей учащихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания.
Факультативный курс для шестых классов объединен общим заглавием «Лексика и фразеология»
Программа факультативного курса, рассчитанного на один год обучения в шестых классах, призвана помочь учащимся в формировании лексической компетентности.
Материал по лексике и фразеологии расширяет кругозор учащихся, обогащает словарный запас, дает богатые возможности для развития речи , воспитывает чувство слова.
Содержание курса построено по принципу от известного к новому , от простого к сложному.
Кроме материала по лексике и фразеологии в программе факультативного курса есть элементы занимательной грамматики, игровые уроки, есть материал по культуре речи, а также уроки речевого творчества, которые призваны развивать речевые навыки, активизировать познавательную деятельность.
Поурочное планирование.
№ Тема Кол-во часов Виды, формы уроков
1. Сведения о языке.
Современный литературный язык. 1 Лекция
2. Чистота речи.
Новые явления в русском языке. 1 Урок - конференция
3. Речевой этикет.
Правила речевого этикета. 1 Урок – игра
4. В гостях у словарей: орфографический, фразеологический, толковый, синонимов, антонимов. 1 Урок – заседание
5. Урок речевого творчества.
1 Урок- практикум
6. Путешествие в страну «Лексика».
1 Урок – путешествие
7. Значение слова.
1 Комбинированный
8. Однозначные слова.
1 Урок- викторина
9. Многозначные слова.
1 Урок- КВН
10. Прямое и переносное значение слова.
1 Урок- игра
11. Общеупотребительные слова.
1 Урок- аукцион
12. Диалектные слова.
1 Урок - игра
13. Профессиональные слова.
1 Урок- поле чудес
14. Заимствованные слова.
1 Урок – исследование
15. Устаревшие слова.
1 Комбинированный
16. Урок речевого творчества.
1 Урок- практикум
17. Омонимы.
1 Комбинированный
18. Синонимы.
1 Урок- КВН
19. Антонимы.
1 Урок - игра
20. Паронимы.
1 Урок – исследование
21. Культура речи. Лексический повтор.
Точность словоупотребления. 1 Урок- семинар
22. Изобразительно-выразительные средства.
1 Урок – исследование
23. В мире фразеологии.
1 Урок - игра
24. Фразеологический оборот.
1 Урок- театр
25. Фразеологизмы в художественном тексте.
1 Урок-инсценировка
26. Урок речевого творчества.
1 Урок- практикум
27. Лингвистический рассказ о фразеологизмах. 1 Урок- рассказ
28. Фразеологическая сказка.
1 Урок- сказка
29. Обобщающий урок по теме: «Фразеология». 1 Урок- обобщение
30. Творческая работа.
Мастерская письма. 1 Урок- практикум
31. Пословицы, поговорки и афоризмы как разновидности фразеологизмов. 1 Урок- диспут
32. Знакомство с фразеологическим словарем.
1 Урок- заседание
33. Повторение и обобщение 1 Повторение,
обобщение
Учащиеся должны знать:
- Лексику с точки зрения происхождения и употребления слов;
- исконно- русские слова;
- заимствованные;
- архаизмы;
- историзмы;
- общеупотребительные слова;
- Диалектизмы;
- профессионализмы;
- основные признаки текста;
- фразеологизмы.
Учащиеся должны уметь:
- правильно работать с толковыми словарями;
-определять прямое и переносное значение слова;
-различать синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;
-различать фразеологизмы в русском языке;
-выбирать нужные слова при создании собственного высказывания;
-использовать русскую языковую афористику (пословицы, поговорки) как разновидность фразеологии;
-использовать стилистические качества слова для создания речевых характеристик, для создания комического эффекта;
-предупреждать и исправлять лексические и лексико- стилистические ошибки в речи;
-правильно работать с толковыми словарями, словарями- синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;
-различать грамматическое и лексическое значения слова.