Авторская программа факультатива «Занимательное чтение» для учащихся 4 класса

ГБОУ СОШ пос. Кировский



Авторская программа факультатива «Занимательное чтение»
для учащихся 4 класса

составила учитель начальных классов
Ракова Светлана Викторовна













п. Кировский

Пояснительная записка
В настоящее время абсолютной ценностью  личностно - ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую.  Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, смело высказывающие свои идеи.
К сожалению, школьная система   ещё сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же приёмов убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо,   чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил  с аппетитом возникшие потребности   в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества. ( М. Р. Львов)
Современные образовательные программы предполагают развитие читательского интереса и формирование речевого творчества, являясь одним из обязательных требований, предъявляемых к ученикам на конец каждого учебного года, но методические и учебные пособия не содержат необходимый материал по речевой культуре, не дают возможности развиваться этим параметрам должным образом.
Данный факультативный курс представляет собой систему нестандартных уроков и творческих заданий на развитие речевой культуры, творчества и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возраста.   Эта планомерная система творческих заданий для учащихся 4 класса. Программа рассчитана на один год обучения (на 34 часа, один раз в неделю), проводится во второй половине дня.
Занятия проводятся в кабинете информатики. Творческие работы учащиеся выполняют на компьютерах. Такой вид работы называется гипермедиа сочинения. Новизной является использование данной модели по развитию письменной речи через возможность многократного индивидуального и группового редактирования текста, что совершенно невозможно при работе с бумагой. В компьютерном случае обычные операции вставки, перестановки фрагментов выполняются быстро и без особого труда, часто значительно меняя содержание текста.
Цель курса: воспитание интереса учащихся к чтению, повышение уровня речевой культуры младших школьников; привитие интереса к литературному творчеству.
Задачи:
учесть уровень речевой культуры школьников при создании творческих заданий;
прививать интерес учащихся к любому проявлению творчества;
учить детей смело высказывать своё мнение и в устной, и в письменной речи;
создавать ситуации комфортности и успешности творческой деятельности;
повысить уровень самооценки.
Принципы построения программы:
Системное построение творческих заданий с учётом дифференцированного подхода к учащимся.
Согласованность с «Литературным чтением» как учебной дисциплиной.
Учёт уровня развитости у учащихся речевого творчества.
Нетрадиционная форма проведения занятий.
Связь с другими предметами школьного курса (русский язык, изобразительное и музыкальное искусство, окружающий мир).

Применение современных образовательных технологий.
При систематическом применении современных образовательных технологий эффективно формируются творческие способности школьников и речевая культура.
Проблемное обучение. Создание   в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по  их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Проектные методы обучения. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к самоопределению.
Исследовательские методы в обучении. Дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Обучение в сотрудничестве (групповая работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода  в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок,  применять психолого-педагогические диагностики личности.
Информационно-коммуникационные технологии. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, мультимедийных комплексов, доступ в интернет.
Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Метод контрольных вопросов. Метод предусматривает развитие творческого мышления, последовательно ставя перед учащимися наводящие вопросы, на  которые они охотно отвечают. Работа проводится в диалогической форме.
Например: Дырявый шерстяной носок.
-Как по –  новому можно применить объект?
-Как упростить и модернизировать его?
  -Что можно увеличить (уменьшить)?  
- Как преобразовать, перевернуть?     
 -Попасть в стимулирующую обстановку (лес, музей, магазин, сказка)
Метод мозгового штурма. Этот метод создал американский Осборн в конце 30-х годов 20 века. Метод представляет собой групповое решение задач, конференция идей, массовая мозговая атака и т.д.
Цель метода: Формирование у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы; обучение критическому отношению к результатам обсуждения; умение выбирать оригинальное решение задач.
Учитель ставит перед детьми вопрос, выслушивает варианты ответов ребят, а затем подводит итог (систематизация темы). Каждый ученик имеет право выдвинуть свою идею, пусть даже ирреальную. Например:
   -Хитрый кот положил около себя сыр и закрыл глаза. Сам не ест и мышам не даёт. Как мышам достать сыр?
 -Вдруг из моего крана полился апельсиновый сок
 -Люди придумали таблетки от сна и
Форма проведения занятий: нетрадиционная и интегрированная, обязательно с применением компьютера.
Виды уроков в нетрадиционной форме:
-урок – игра;
-КВН;
-презентация проекта;
-урок – концерт;
-урок – сказка;
-урок – путешествие;
-урок – конкурс;
-урок – отчёт;
-викторина.
Ожидаемые результаты:
Работая по  данной программе факультативного курса, следует  стремиться превратить обычного ученика начальных классов общеобразовательной школы  в личность, которая:
-не боится высказывать свои смелые идеи;
-легко вступает в обсуждаемую тему     разговора;
-свободно выражает свои мысли как устно, так и письменно;
-приводит аргументы к своим суждениям;
-имеет богатый словарный запас;
-мыслит нешаблонно;
-уверен в себе, психологически    ориентирован на  успешность любой деятельности.   





Учебно-тематический план

Темы занятий
Количество часов



Всего
Теория
(устная работа)
Практика
(письменная творчес
кая работа)

1
Устное народное творчество.
3
2
1

2
О братьях наших меньших.
3
2
1

3
Басни И. Крылова.
3
2
1

4
Творчество С.Я.Маршака.
3
2
1

5
Книги – самоделки из материалов периодической печати.
3
2
1

6
Знай и люби родную природу.
3
2
1

7
Творчество В.Бианки.
3
2
1

8
Мифы, легенды, предания.
3
2
1

9
Сказки Б. Гримм
3
2
1

10
Описание настроения различных предметов.
3
1
2

11
Загадка, загадка, открой свою тайну.
4
1
3










Поурочное планирование учебного материала.

Раздел
Количество
часов
Тема урока

1
Устное народное творчество.
3
Введение. Урок-игра – сокровища
мудрости народной.
Проект «Иван – герой русских народных сказок».
Развитие речи. Сочиняем свою сказку.

2
О братьях наших меньших.
3
Рассказы о животных В. Чаплиной, Б.Жидкова, Е.Чарушина.
Викторина по рассказам о животных.
Развитие речи. Составление рассказа о животных.

3
Басни И.Крылова.
3
Урок – концерт «Басни И. Крылова».
Урок – игра «Звёздный час» по творчеству И.Крылова.
Развитие речи. Упражнение в выделении из текста слов - опор, определяющих главную мысль.

4
Творчество С.Я.Маршака.
3
Что говорят стихи С.Я.Маршака?
С.Я.Маршак – переводчик. Игра «Поле чудес» по творчеству С.Я. Маршака.
Развитие речи. большая выдумка (оживление неодушевлённых предметов).

5
Работа с периодической печатью.
3
Про эту книгу.
Про эту книгу (изготовление книг – самоделок.
Развитие речи. Взгляд со стороны, пересказ «чужими словами» (изготовление книг – самоделок).

6
Знай и люби родную природу!
3
Урок – викторина «Знатоки родной природы».
Где? Что? Когда? Почему? (Рассказы–загадки про зверей и птиц).
Развитие речи. Сочинение рассказа описательного характера.

7
Творчество В.Бианки.
3
Рассказы В.Бианки (проекты).
Урок – викторина по рассказам В. Бианки.
Развитие речи. Монологическая речь.

8
Мифы, легенды, предания.
3
«Мифология».
Урок – КВН «Мифология».
Развитие речи. Тренировочное занятие «А я думаю по-другому».

9
Сказки Б.Гримм.
3
Произведения Б. Гримм.
Инсценируем сказки Б. Гримм.
Развитие речи. Написание сказки.

10
Описание настроения различных предметов.
3
Творчество Г.Х.Андерсена.
Развитие речи. Сочинение - описание различных предметов.
Составление стихотворений.

11
Загадка, загадка, открой свою тайну.
4
Загадка. Виды загадок. КВН по загадкам.
Развитие речи. Составление загадок в рифмованной форме.
Развитие речи. Прогнозирование будущего. Составление рассказа по готовой концовке.
Итоговое занятие. Развитие речи. Конкурс сочинений о загадках (тему придумывают учащиеся).


Содержание программы:
Список произведений для домашнего чтения.
Русские народные сказки: «Иван – крестьянский сын», «Кот Баюн», «Жар птица» и другие по желанию учащихся.
Б Житков «Воробей», « Про слона», «Над водой», «Пудя».
Е.Чарушин «Никитка и его друзья», «Медвежата», «Тюпа, Томка и сорока», «Волчишко», «Моя первая зоология».
В.Чаплина «Питомцы зоопарка», «Крылатый будильник».
И.А.Крылов «Квартет», «Зеркало и обезьяна», «Демьянова уха».
С.Я Маршак. Детские стихи. «Вересковый мёд», Английская песенка.
Современные детские журналы «Мурзилка», «А почему?», «Кот и пёс» и другие.
Стихи: А.Фет «чудная картина», Ф.Тютчев «Зима недаром злится», А.Пушкин «зима, крестьянин торжествует..» и другие по желанию учеников.
В.Бианки «Кукушонок», «Кто чем поёт?», «Лесные домишки», «Лесной колобок – колючий бок» и другие.
Мифы, легенды, предания. «Про Степана Разина», «Касьян и Никола», «Легенда о матерях».
Б. Гримм «Храбрый портной», «Бабушка метелица» и другие по желанию учеников.
Сказки Г.Х. Андерсена.
Загадки.
Развитие речи.
Сказки русского народа.
Пересказ любимой сказки. Знакомство с алгоритмом – графической схемой. Это занятие является подготовительным к созданию собственного продукта словесного творчества с опорой на алгоритмический ряд.
Составление рассказа о животном.
По желанию, дети себе в помощь, выстраивают «Волшебную
дорожку»-алгоритм.
Животного выбирают дети сами. Целесообразно попросить ребят объяснить, почему они выбрали именно этого животного. Они должны суметь привести довольно убедительные доводы своего выбора.
Работа по выделению из текста слов-опор, определяющих главную мысль.
На заготовленных учителем листочках, напечатан небольшой текст описательного характера. Для скорейшего выделения из данного текста главной мысли дети выбирают ключевые слова-опоры.
Сочинение - большая выдумка.
Предлагается учащимся «оживить» неодушевлённые предметы. Дети
с высоким уровнем развития творческих способностей сами выбирают
предмет для одушевления, а для остальных, предлагает учитель: «Что
рассказало мне старое кресло?», «О чём задумалась классная доска
двадцать пятого мая?», «Мечты чёрно-белого телевизора».
Взгляд со стороны».
Творческое пересказывание литературного произведения от имени
второстепенного героя, предмета мебели, солнца, которое было
подготовлено учениками дома, все присутствующие в
классе должны  догадаться, о каком произведении идёт речь.
Желательно, чтобы первый вариант пересказа предложил учитель.
Люди просто взбесились. Ходят на рыбалку, а рыбой делиться не
хотят.
Устроили на меня за то, что я хотел позаимствовать рыбёшки,
настоящую охоту. Мой видок и так не очень: ухо оторвано, хвост
облезлый, а людишки противные ни - чуть меня не жалеют. Вот глупые,
как не поймут: если меня накормить, так я и рыбу у них таскать
перестану! Буду верным сторожем. Я ведь, когда сытый, очень даже
нечего – добрый и ласковый. Вот так – то! «Кот – ворюга» К.
Паустовский.
Сочинение – описание.
Описание картины природы. Лучше это занятие провести в парке, в лесу. Дети, используя образные выражения, описывают природу, которая окружает. Примерные темы сочинений: Осенний лес, Наряд зимнего леса, Моя комната, Парк, Озеро .
Монологическая речь.
Выступление с сообщением на школьной линейке, классном часе, празднике, мысли вслух. Например: В чём заключается счастье? , Зачем человеку знания?
А я думаю по-другому.
Сочинение стихотворений.



Тема выбирается на усмотрение учителя или интересна учащимся. Это могут быть: Весна, Мама, Игрушка. Желательно для словотворчества каждому ученику завести тетрадь. Куда поместятся все творческие работы.
Загадка, загадка, открой свою тайну!
Сначала учитель рассказывает о появлении загадок в литературном творчестве.
Основные признаки загадки:
-предмет не называется;
обычно называется другой, похожий на него предмет;
показываются основные признаки;
рифма; (если загадка в стихотворной форме)
Какой вариант будет являться загадкой?
Красивая, хитрющая.
Прогнозирование будущего.
Что будет с данным предметом через 20 лет? Отработка умения выстраивать перспективу далёкого будущего. Использование метода предложения. Например: Кем может вырасти Дядя Фёдор из Простоквашино?, Что станет с банкой из-под кетчупа?
Заключение.
Для развития у ребёнка способностей к речевому творчеству необходимы  различные подходы, способствующие созданию условий для реализации у учащихся этих задатков. Особенно эффективны занятия, которые хорошо спланированы и проводятся регулярно. На занятиях должно быть комфортно как детям с высоким уровнем развития речевой деятельности, так и ребятам с более низким уровнем.
Дети, хорошо успевающие, смогут в ещё большей степени развернуть своё творчество, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи - посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинить их определённому плану.
В этих условиях  у детей развиваются такие важные качества мышления, как: глубина; гибкость и беглость; оригинальность; способность к анализу и синтезу (критичность), которые являются формирующим фактором  творческого мышления.
Формирование речевого творческого мышления предполагает решение детьми всевозможных  нестандартных задач, рассчитанных на варианты правильных ответов детей. Занятия должны быть организованы  особым образом: чётко спланированная система творческих заданий; разноуровневость предлагаемых упражнений; постепенное  усложнение заданий; аргументированный анализ продукта речевого творчества. Откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы.
Законы для учителя.
Чтобы выдать как можно больше творческих идей, используйте метод “мозгового штурма”;
Выслушивайте каждого желающего;
Не навязывайте своего мнения;
Не давайте отрицательных оценок, говорите: - Интересно! Необычно! Любопытно! Замечательно!
Поощряйте возражения детей  педагогу и одноклассникам, но учите возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая своё суждение;
Если выделяется лидер и подавляет остальных, старайтесь давать  ему индивидуальные задания, чтобы была возможность раскрыться остальным ученикам.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
активно участвовать в беседе;
связно высказываться и устно, и письменно на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
выполнять практические работы на компьютере.
Учащиеся должны знать:
авторов и авторские произведения в рамках факультатива;
жанровые особенности творческих работ;
правила успешной работы в группах.

Список литературы.
1.С.В.Кутявина «Универсальные поурочные разработки по внеклассному
чтению» (3-4 класс), 3 издание, Москва «ВАКО», 2009
2. С.А. Есенина «Как научить ребёнка писать сочинения» (пособие для учителей начальных классов), Москва «Грамотей», 2005
3. Б,Д,Курочкина «Детское творчество» (книга для учителя), Москва, 2008








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Йђ Заголовок 1Ўђ Заголовок 215