Рабочая программа по немецкому языку как второму иностранному
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа по немецкому языку как второму иностранному для обучения в 9 классе разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, программы «Немецкий язык как второй иностранный. 7-11 классы». Н.Д.Гальскова.- М.: Просвещение, 2006.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Гальскова Н.Д. «Итак, немецкий» (Федеральный перечень учебников, утвержденных приказом рекомендованных (допущенных) МО РФ к использованию в образовательных учреждениях (приказ № 379 от 09.12.2008г.), а также рабочей тетради и аудиокассеты и дополнительных пособий: для учителя - «Книга для учителя» к учебнику Гальсковой Н.Д. «Итак, немецкий». Курс обучения немецкому языку условно делится на три этапа:
1) начальный (7-8 классы);
2) средний (9-10 классы);
3) завершающий (11 класс);
Помимо УМК рекомендуется использовать в учебном процессе материалы сайтов: grammade.ru/index.php, passwort-deutsch.de/lernen/ для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Формулировка тем взята из программы «Немецкий язык как второй иностранный: 7-11 классы» Н.Д.Гальсковой.
Программа рассчитана на 70 часов учебного времени, в т.ч. количество часов для проведения контрольных (4). На изучение немецкого языка в 9 классе отводится 2 час в неделю.
2. Цели обучения немецкому языку как второму иностранному
Основной целью обучения немецкому языку как второму иностранному является формирование у учащегося способности, готовности и желания участвовать в межкультурной коммуникации и самосовершенствоваться в области коммуникативной деятельности. Реализация данной цели призвана способствовать развитию поликультурной и мультилингвальной языковой личности учащегося.
В процессе изучения немецкого языка реализуются следующие цели:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной
речевая компетенция- развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для начального этапа; совершенствование у школьника навыков и умений рационального овладения неродным языком и культурой, сформированных в процессе обучения родному и первому иностранному языкам. К ним относятся навыки и умения:
работать с языковым материалом (правильно осуществлять выбор необходимых языковых явлений;
оптимизировать процессы усвоения языкового материала;
совершенствовать работу памяти);
планировать свою учебную деятельность,
осуществлять контроль и оценку успешности своих результатов;
социокультурная компетенция – расширение своей индивидуальной картины мира за счет приобщения к языковой картине мира носителей этого языка, к их духовному наследию, национально-специфическим способам достижения межкультурного взаимопонимания; получение обучающимся не только представления о новой для него стране, стиле и образе жизни населяющего ее народа/народов, но и осознание общности и различия различных национальных культур и на этой основе умение рефлексировать собственные культурные ценности при критическом и вместе с тем положительном отношении к культуре немецкоязычного народа. При этом в сознании учащегося осуществляется синтез знаний как о специфике родной культуры, культуры первого и второго иностранных языков, так и об общности знаний о культурах и коммуникации;
компенсаторная компетенция – развитие умений принимать независимые квалифицированные решения как в процессе изучения нового языкового кода и приобщения к новой национальной культуре, так и в ходе непосредственного и опосредованного общения; пользоваться справочным аппаратом учебника; двуязычным словарем; обходиться минимумом языковых и речевых средств немецкого языка для решения коммуникативных задач; пользоваться образцом в качестве опоры для написания собственного текста; просить партнера по общению повторить свое высказывание или перефразировать его; пользоваться иллюстрацией/серией иллюстраций для построения собственного рассказа/сообщения;
учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений;
развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания толерантности к другому образу жизни, мыслей, к иной позиции партнера по общению; умения и желания видеть и понимать различие и общность в родной культуре и культурах стран первого и второго иностранных языков, различие и общность в мировосприятии носителей этих культур; готовности и умения открыто воспринимать другой образ жизни, понять еще одну - иную - картину мира и обогатить за счет этого свою собственную систему мировосприятия и мироощущения.
3. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения немецкого языка ученик должен
Знать/понимать:
основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
Уметь:
говорение
начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка;
делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
аудированиепонимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя значимую информацию;
понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные;
использовать переспрос, просьбу повторить;
чтение
ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку;
читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменная речь
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире;
приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;
ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.
Дата № Тема урока Кол-во часов Используемые ресурсы Контроль Примечание
1 Раньше мы жили совсем по -другому 1 Учебник, презентация Навыки чтения и понимания основного содержания текста, поиск необходимой информации;
2 Раньше мы жили совсем по -другому 1 Учебник, презентация Контроль усвоения лексики по теме
3 Раньше мы жили совсем по -другому 1 Учебник, презентация 4 Дедушка Краузе рассказал… 1 учебник Контроль навыков чтения;
5 Дедушка Краузе рассказал… 1 учебник 6 Дедушка Краузе рассказал… 1 учебник 7 В то время было по-другому 1 Учебник, презентация Проверка навыков и умений связного монологического высказывания по теме 8 В то время было по-другому 1 Учебник, презентация Контроль усвоения страноведческих навыков;
9 В то время было по-другому 1 Учебник, презентация 10 Жизненные воспоминания 1 учебник Проверка навыков и умений связного монологического высказывания по теме 11 Жизненные воспоминания 1 учебник Контроль усвоения страноведческих навыков;
12 Жизненные воспоминания 1 учебник Контроль навыков оформления письма 13 Повторение лексического материала 1 карточки тесты 14 Повторение грамматического материала 1 Таблица, учебник тесты 15 Быть и оставаться в хорошей физической форме 1 Контроль навыков чтения;
16 Быть и оставаться в хорошей физической форме 1 Контроль усвоения лексики по теме
17 Быть и оставаться в хорошей физической форме 1 Проверка навыков и умений связного монологического высказывания по теме 18 В здоровом теле здоровый дух 1 Картинки, презентация Контроль умений и навыков диалогической речи 19 В здоровом теле здоровый дух 1 Картинки, презентация 20 В здоровом теле здоровый дух 1 Картинки, презентация Контроль усвоения страноведческих навыков;
21 Большинство из класса болеют 1 Контроль навыков чтения;
22 Большинство из класса болеют 1 Контроль навыков аудирования;
23 Большинство из класса болеют 1 24 История календаря 1 картинки Контроль усвоения лексики по теме
25 История календаря 1 картинки Контроль понимания текста с помощью анализа , перевода предложений 26 История календаря 1 картинки 27 Уверенный и быстрый в уличном движении 1 Картинки, презентация 28 Уверенный и быстрый в уличном движении 1 Картинки, презентация Контроль умений и навыков диалогической речи 29 Уверенный и быстрый в уличном движении 1 Картинки, презентация 30 На машине или пешком? По железной дороге, на велосипеде или на автобусе? 1 Учебник, презентация Контроль усвоения страноведческих навыков;
31 На машине или пешком? По железной дороге, на велосипеде или на автобусе? 1 Учебник, презентация Контроль навыков аудирования;
32 На машине или пешком? По железной дороге, на велосипеде или на автобусе? 1 Учебник, презентация Контроль навыков чтения;
33 Протокол 1 34 Протокол 1 Контроль навыков чтения;
35 Протокол 1 36 Притча о железной дороге 1 Учебник, презентация Контроль письменных умений и навыков – корректировка письма 37 Притча о железной дороге 1 Учебник, презентация 38 Притча о железной дороге 1 Учебник, презентация Контроль усвоения страноведческих навыков;
39 Повторение лексического материала 1 Учебник, презентация Контроль усвоения лексики по теме
40 Повторение грамматического материала 1 Учебник, презентация тесты 41 За и против большой семьи 1 Учебник, презентация Контроль навыков чтения;
42 За и против большой семьи 1 Учебник, презентация Контроль навыков аудирования;
43 За и против большой семьи 1 Учебник, презентация 44 Где и с кем жить? 1 Учебник, презентация Контроль умений и навыков диалогической речи 45 Где и с кем жить? 1 Учебник, презентация 46 Где и с кем жить? 1 Учебник, презентация Контроль навыков чтения;
47 Что было бы, если … 1 Учебник, презентация 48 Что было бы, если … 1 Учебник, презентация 49 Что было бы, если … 1 Учебник, презентация 50 Молодой и старый – старый и молодой 1 Контроль умений и навыков диалогической речи 51 Молодой и старый – старый и молодой 1 Контроль навыков аудирования;
52 Молодой и старый – старый и молодой 1 53 Повторение лексического материала 1 карточки Контроль усвоения лексического материала
54 Повторение грамматического материала 1 Таблица, учебник тесты 55 Потсдам – столица Бранденбурга 1 Учебник, презентация Контроль навыков чтения;
56 Потсдам – столица Бранденбурга 1 Учебник, презентация Проверка навыков и умений связного монологического высказывания по теме 57 Потсдам – столица Бранденбурга 1 Учебник, презентация Контроль техники чтения, перевода, 58 В гостях у бабушки с дедушкой 1 картинки Контроль навыков аудирования;
59 В гостях у бабушки с дедушкой 1 картинки 60 В гостях у бабушки с дедушкой Зансуси1 картинки Контроль письменных умений и навыков – корректировка письма 61 Смешные истории о Фридрихе II 1 учебник Контроль техники чтения, перевода, 62
Смешные истории о Фридрихе II 1 учебник 63 Смешные истории о Фридрихе II 1 учебник 64 Повторение грамматического материала 1 Таблица, учебник тесты 65 Повторение грамматического материала 1 Таблица, учебник тесты 66 Повторение лексического материала 1 тесты 67 Контроль лексического и грамматического материала 1 Таблица, учебник тесты 68 Обобщающее повторение 1 Таблица, учебник тесты 69 Обобщающее повторение 1 Таблица, учебник тесты 70 Обобщающее повторение 1 Таблица, учебник