Рабочая программа факультатив Наглядная геометрия. 5 класс ФГОС ООО
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ,МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА.
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОЛЖАНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ « УРЫНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.»
Рассмотрено:
на заседании МО учителей естественно-математического цикла
Протокол № 5 от 29.08. 2014 г.
____________/ Е.И.Солодилова./
Согласовано:
Зам.директора по УР
____________/ Сергеева А.В./
От 30.08 2014г.
Рассмотрено:
на заседании пед. совета
Протокол № 10 от 30.08. 2014 г.
Утверждено:
Приказом директора школы № от 01.09.2014 г.
____________ /О.А. Калугина ./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»
По : математике
Ступень обучения: основное общее, 5 класс
Количество часов: 1 час в неделю, всего 35часов.
Учитель: Солодилова Е.И
Настоящая программа составлена на основе учебного пособия И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева « Наглядная геометрия 5-6 классы» Москва ,Дрофа,2012 и учебного пособия Е.Л. Мардахаева « Занятия математического кружка» 5 класс, Москва, «Мнемозина» 2012 год. Рабочая программа факультативного курса «Наглядная геометрия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения.
Пояснительная записка.
Настоящая программа составлена на основе учебного пособия И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева « Наглядная геометрия 5-6 классы» Москва ,Дрофа,2012 и учебного пособия Е.Л. Мардахаева « Занятия математического кружка» 5 класс, Москва, «Мнемозина» 2012 год.
Рабочая программа факультативного курса «Наглядная геометрия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования,
Данная программа является актуальной, так как обеспечивает интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности обучающегося. Кроме того, программа «Наглядная геометрия» направлена на помощь школьникам в изучении геометрии, подготовки к успешной сдачи модуля «геометрии» на ОГЭ и ЕГЭ по математике, что актуально, т.к. в настоящее время обучающиеся 9 и 11 классов испытывают затруднения при изучении геометрии. Работа с моделями развивает пространственное воображение, что является основным при решении геометрических задач.
Цель программы – формирование способности и готовности к созидательному научно-техническому творчеству в окружающем мире.
Задачи программы:
создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и личных достижений учащихся на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие познавательных мотивов, интереса к техническому творчеству на основе взаимосвязи технологических знаний с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
развитие регулятивной структуры деятельности в процессе реализации проектных работ (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
развитие сенсомоторных процессов (глазомера, мелкой моторики) через формирование практических умений;
воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
Кроме общих метапредметных программа предполагает реализацию предметных целей и задач.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 11 - 13 лет.
Сроки реализации программы - 2 года обучения, занятия проводятся - 1раз в неделю по 1 учебному часу, 35 занятия в год.
Формы организации детского коллектива: урок
Одним из ведущих методов организации деятельности учащихся на занятиях «Наглядная геометрия» является метод проектов.
На первом этапе знакомства с особенностями конструкторской проектной деятельности и освоением навыка сборки конструкций из геометрических моделей, организуются и проводятся краткосрочные индивидуальные, парные или групповые проекты продолжительностью в одно занятие. Важно, что обучающиеся сразу видят и могут оценить результаты своей деятельности.
Работа с учащимися направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры ,о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
2. Учебно-тематический план.
1.Просранство и размерность, пространственные фигуры. 9часов.
2.Геометрические головоломки и опыты. 10 часов.
3.Параллельность и перпендикулярность. 3 часов.
4.Оригами, геометрия клетчатой бумаги. 5 часов.
5.Симметрия. 8 часов.
3. Предполагаемые результаты.
1.Личностные:
проявлять понимание и уважение к ценностям культур;
проявлять интерес истории развития науки геометрия;
выражать положительное отношение к процессу изучения геометрии: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремленность, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.
2. Метапредмедметные
планировать решение учебной задачи: развивать умение объективно оценивать свои силы и возможности, поводить самоанализ деятельности;
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);
корректировать деятельность на основе рейтинговой системы: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?» и «что мне для этого нужно»).
развивать логическое мышление, так как логика – это искусство рассуждать, умение делать правильные выводы;
развивать творческое мышление учащихся через решение задач исследовательского характера;
3. Предметные:
Учащиеся должны иметь представление:
плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах.
Линии на плоскости. Замкнутые и незамкнутые линии. Самопересекающиеся линии. Прямая, отрезок, луч. Ломаная. Длина отрезка, метрические единицы длины. Окружность. Построение конфигураций из прямой, ее частей, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге.
Треугольники и их виды. Прямоугольник, квадрат. Равенство фигур. Площадь прямоугольника, единицы площади.
Многогранники. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Пирамида. Развертки многогранников.
Угол. Прямой, острый, тупой углы. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Ломаные и многоугольники. Выпуклые многоугольники. Периметр многоугольника.
Учащиеся должны уметь:
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях;
определять длину отрезка, величину угла;
вычислять периметр и площадь прямоугольника, треугольника, объем куба и прямоугольного параллелепипеда.
строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами.
строить развертку куба.
4.Формы и виды контроля.
Соревнования, портфолио, выставки, конкурсы, фестивали.
Одним из ведущих методов организации деятельности учащихся на занятиях кружка моделирования « Наглядная геометрия» является метод проектов.
5.Методические рекомендации.
Данная программа развивает навыки пространственного мышления школьников как в плане пропедевтики к курсу геометрии, так и для общего интеллектуального развития детей. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам формировать, развивать, корректировать у школьников пространственные и зрительные представления, а также помогает легко, в игровой форме освоить абстрактные геометрические понятия и сформировать универсальные логические действия.
Программа « Наглядная геометрия» помогает педагогам и школьникам включиться в увлекательную творческую деятельность по моделированию,
6. Календарно тематическое планирование.
№п/п
Содержание (раздела, темы) .
Количество часов.
Дата по плану
Дата по факту
Основные виды учебной деятельности.
д/з
1
Первые шаги в геометрии
1
Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.
Познавательные УУД:
Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов
№3п.1
2
Первые шаги в геометрии
1
Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.
Познавательные УУД:
Логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов
№8п1
3
Пространство и размерность
1
Личностные УУД: нравственно – эстетическое оценивание, самопознание.
Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Познавательные УУД: логические – синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
№3п2
4
Пространство и размерность
1
Личностные УУД: нравственно – эстетическое оценивание, самопознание.
Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Познавательные УУД: логические – синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
№3п2
5
Простейшие геометрические фигуры
1
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов.
Познавательные УУД – логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
№6п3
6
Простейшие геометрические фигуры Проект «Летят перелетные птицы»
1
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результатов.
Познавательные УУД – логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
№12п3
7
Конструирование из Т
1
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные УУД: логические- анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей.
Регулятивные УУД: коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.
№3п4
8
Конструирование из Т
1
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные УУД: логические- анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей.
Регулятивные УУД: коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.
№6п4
9
Куб и его свойства
1
Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Регулятивные УУД контроль в виде сличения с эталоном
Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.
№6п5
10
Куб и его свойства
1
Познавательные УУД: логические - анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Регулятивные УУД контроль в виде сличения с эталоном
Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.
№14п5
11
Задачи на разрезание и складывание фигур
1
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.
Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.
Рис.42
Стр.23
12
Задачи на разрезание и складывание фигур
Проект «Пентамино»
1
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.
Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.
13
Треугольник.
1
Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.
Познавательные УУД: логические- анализ объекта, сравнение и классификация по заданным объектам
№2п7
14
Треугольник ,проект « Паркет»
1
Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.
Познавательные УУД: логические- анализ объекта, сравнение и классификация по заданным объектам
15
Правильные многогранники
1
Регулятивные УУД: планирование работы , прогнозирование результата, коррекция выполненной работы.
Познавательные УУД: логические – анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей.
П.8.
16
Правильные многогранники. Изготовление фигур Проект «Здравствуй, Новый год!».
1
Регулятивные УУД: планирование работы , прогнозирование результата, коррекция выполненной работы.
Познавательные УУД: логические – анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей.
П.8.
17
Геометрические головоломки
1
Познавательные УУД : логические - установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений.
Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.
№3п.9.
18
Проект «Стомахион»
1
Познавательные УУД : логические - установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений.
Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.
№8п9
19
Измерение длины
1
Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.
Познавательные УУД: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
№2п10
20
Измерение длины
1
Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.
Познавательные УУД: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
№3п10
21
Измерение площади и объема
1
Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.
Познавательные УУД: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
№2п11
22
Измерение площади и объема
Проект «Моя комната»
1
Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.
Познавательные УУД: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
П11
23
Вычисление длины, площади и объема
1
Познавательные УУД: Логические. Построение логической цепочки рассуждений.
Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.
№13п12
24
Вычисление длины, площади и объема
Практическая работа.
1
Познавательные УУД: Логические. Построение логической цепочки рассуждений.
Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.
П12
25
Окружность
1
Регулятивные УУД: оценка в виде освоения и осознания учащимися того. Что усвоено и еще подлежит усвоить.
Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
№9п13
26
Окружность
Проект «Кружево»
1
Регулятивные УУД: оценка в виде освоения и осознания учащимися того. Что усвоено и еще подлежит усвоить.
Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
П13
27
Геометрический тренинг
1
Познавательные УУД: Логические. Анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств.
Регулятивные УУД: контроль и оценка объединения в группы.
П14№11
28
Геометрический тренинг
1
Познавательные УУД: Логические. Анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств.
Регулятивные УУД: контроль и оценка объединения в группы.
П14
29
Топологические опыты
1
Познавательные УУД: Логические. Анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств.
Регулятивные УУД: контроль и оценка объединения в группы.
Познавательные УУД: Логические. Анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств.
Регулятивные УУД: контроль и оценка объединения в группы.
№7п15
30
Топологические опыты
Проект «Лабиринт»
1
Познавательные УУД: Логические. Анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств.
Регулятивные УУД: контроль и оценка объединения в группы.
П15
31
Задачи со спичками
1
Познавательные УУД: Логические. Построение логической цепи рассуждений.
Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Установление причинно – следственных связей.
Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
П17№13
32
Задачи со спичками
1
Познавательные УУД: Логические. Построение логической цепи рассуждений.
Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Установление причинно – следственных связей.
Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
П13
33
Зашифрованная переписка
1
Познавательные УУД: Логические. Построение логической цепи рассуждений.
Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Установление причинно – следственных связей.
Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Рис.133
34-35
Зашифрованная переписка
Проект «Игра в разведчика»
2
Познавательные УУД: Логические. Построение логической цепи рассуждений.
Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
Установление причинно – следственных связей.
Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.
Количество
1
Библиотечный фонд , печатные пособия (книгопечатная продукция)
1.
И.Я. Депман, Н.Я.Виленкин « За страницами учебника математики» М. « Просвещение»
1
2.
И.Я. Смирнова « В мире многогранников» М. « Просвещение»
1
3
Л.В. Тарасов. « Этот удивительно симметричный мир» М. «Просвещение».
И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева « Наглядная геометрия 5-6 классы» Москва ,Дрофа,
Е.Л. Мардахаева « Занятия математического кружка» 5 класс, Москва, «Мнемозина» .
1
2
Технические средства обучения. Оборудование класса.
1
Компьютер
1 (Личный учителя)
2
Маркерно- магнитная доска
1
3
Документ-камера.
1
4
Набор для объемного моделирования
3
Экранно-звуковые пособия.
Ресурсы, размещенные на сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15