Программа факультативного курса по математике За страницами учебника
Пояснительная записка
Учебно-тематическое планирование построено на основе рабочей программы факультатива «За страницами учебника математики»,авторской программы Т. И. Прокопьевой , опубликованной на сайте http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98714783Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня. Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Цели факультативного курса по математике определены следующие:
развитие у учащихся логических способностей;
привитие интереса к изучению предмета;
расширение и углубление знаний по предмету;
выявление одаренных детей;
формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Программа рассчитана на 34 учебных часа.
Основные задачи курса:
выявление и развитие математических способностей учащихся;
повышение активности учащихся;
систематизирование и углубление знаний, совершенствование умений по предложенным темам;
развитие воображения, математического и логического мышления, памяти, внимания, интуиции детей;
создание условий для самостоятельной творческой работы учащихся;
воспитание интереса к математике;
профессиональная ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой;
развивать познавательную и творческую активность учащихся на основе дифференцированных занимательных заданий;
обогащать математический язык школьников;
расширить кругозора учащихся;
повысить мотивацию обучения для слабоуспевающих школьников;
развивать коммуникативные навыки в процессе практической и игровой деятельности.
Планируемые результаты изучения курса
Обучающиеся научатся:
находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
оценивать логическую правильность рассуждений;
распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
уметь составлять занимательные задачи;
применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Обучающиеся получат возможность научиться:
находить наиболее рациональные способы решения логических задач
овладеть основами логического мышления, пространственного воображения и математической речью
планировать свою работу, последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения, фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи; уметь применять теорию в решении задач
Содержание учебного предмета
№ п/п Наименование раздела Содержание Кол-во часов по программе
Натуральные числа Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики. Почему нашу запись называют десятичной. Действия над натуральными числами. Как свойства действий помогают вычислять. Приёмы рациональных вычислений. Отгадывание математических загадок при помощи уравнений. Логические и традиционные головоломки. Задачи на «переливание». Задачи на «взвешивание». Задачи на «движение». 18
Дробные числа Метрическая система мер. Старые русские меры. Как измеряли в древности. Как возникают дроби в практических вычислениях. Задачи на делимость. Перегибания. Плоские разрезания. Математические фокусы. Математические игры. Слишком правильные дроби. 15
Итоговое занятие На заключительном занятии учащимся предлагается решение задач международного математического конкурса «Кенгуру». 1
Итого ч
3.Календарно-тематическое планирование
№
п/п Количество уроков Дата проведения Форма проведения Тема урока
Натуральные числа – 18 ч
1 1 Лекция, работа со справочной литературой Как люди научились считать. Из науки о числах.
Из истории развития арифметики.
2 1 Лекция, работа со справочной литературой Почему нашу запись называют десятичной.
3 1 Практическая работа Действия над натуральными числами.
4-6 3 Работа в группах. Как свойства действий помогают вычислять.
7-8 2 Практическая работа Приёмы рациональных вычислений.
9 1 Работа в группах. Отгадывание математических загадок при помощи уравнений.
10-12 3 Практическая работа Логические и традиционные головоломки.
13-14 2 Работа в группах Задачи на «переливание».
15-16 2 Семинар Задачи на «взвешивание».
17-18 2 Семинар Задачи на «движение»
Дробные числа – 15 ч
19-20 2 Лекция, работа со справочной литературой Метрическая система мер. Старые русские меры.
21 1 Лекция, работа со справочной литературой Как измеряли в древности.
22 1 Лекция, работа со справочной литературой Как возникают дроби в практических вычислениях.
23-25 3 Семинар Задачи на делимость.
26-29 4 Практикум Перегибания. Плоские разрезания
30 1 Работа в группах Математические фокусы
31-32 2 Работа в группах Математические игры
33 1 Семинар Слишком правильные дроби
Итоговое занятие – 1 ч
34 1 Практикум Итоговое занятие.