Рабочая программа факультативного курса Культура делового общения
Пояснительная записка
Рабочая программа курса для 8 класса «Культура делового общения» (далее курс) разработана на основе духовно-нравственного воспитания российских школьников.Программа рассчитана на 1 учебный год (35 ч).
Планируемые результаты
В результате изучения факультативного курса “Культура делового общения” учащиеся должны:
понимать назначение официально-делового стиля речи;
уяснить его самостоятельность и связь с другими стилями;
знать средства языка официально-делового стиля и уметь ими пользоваться;
уметь составлять и рецензировать тексты официально-делового стиля: служебную переписку, заявления, резюме, расписки, доверенности, справки, письменные отчеты о работе и др.;
ориентироваться в мире профессий и уметь связывать их с понятием “культура делового общения”;
познакомиться с основными формами делового общения, овладеть нормами делового разговора, а также навыками правильного оформления деловых бумаг.
В результате освоения всего курса обучающийся
научится:
осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета:
пользоваться простыми приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;
принимать решения и аргументированно отстаивать свою точку зрения в корректной форме;
поддерживать деловую репутацию;
создавать и соблюдать имидж делового человека;
организовывать рабочее место
узнает:
правила делового общения;
этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;
основные техники и приемы общения:
правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования;
формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;
составляющие внешнего облика делового человека: костюм, прическа, макияж, аксессуары и др.;
правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения;
простые приёмы саморегуляции в процессе межличностного общения и влияние индивидуальных особенностей партнёров на процесс общения.
Содержание курса
Тема 1.
Введение. Цели и задачи курса.
Актуальность факультативного курса. Ознакомление с тематическим планированием, целями и задачами курса, методами и формами его освоения. Культура делового общения универсальна и обязательна для всех.
Тема 2.
Речевая культура делового разговора.
Деловой разговор как особая разновидность устной речи.
Основные требования. Правильность речи. Точность и ясность речи. Краткость - важнейшее требование к любой форме деловой речи. Доступность речи. Вспомогательный материал речи: определения, сравнения, примеры.
Риторический инструментарий. Риторика - наука о красноречии. Ораторское искусство, его сущность. Риторические факторы, влияющие на действенность общения: состав аудитории, содержание и характер выступления. Психолого-дидактические принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, экспрессивность и интенсивность. Коммуникационные эффекты.
Техника речи. Постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия - составные части техники речи. Качества голоса. Пауза.
Речевой этикет. Нормы речевого этикета. Приветствие. Правила обращения к собеседнику. Представление. Служебная субординация.
Тема 3.
Логическая культура делового разговора.
Основные логические законы и их применение. Закон тождества. Закон
противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.
Умозаключения и их использование. Логические методы. Индукция умозаключение от частного к общему. Дедукция - умозаключение от общего к частному.
Логические правила аргументации. Аргументирование. Построения тезиса. Способы опровержения доводов оппонента. Критика.
Типичные алогизмы деловой речи. Логические правила деления понятий. Правило соразмерности.
Тема 4.
Психологическая культура делового разговора.
Создание благоприятного психологического климата. Законы памяти. Закон впечатления. Второй закон памяти - повторение. Закон ассоциации.
Создание хорошего впечатления о себе. Общепринятые правила поведения. Приемы формирования положительных отношений. Комплименты. Изучение внутреннего состояния собеседника. Громкость речи. Скорость речи. Выслушивание собеседника как психологический прием. Активный слушатель. Прием перефразирования. Постановка вопросов и техника ответов на них. Типы вопросов.
Поведение с собеседниками различных психологических типов. Типы характеров собеседников. Тактика и техника нейтрализации замечаний собеседников. Разновидности замечаний.
Поведение в конфликтных ситуациях. Приемы защиты от некоторых собеседников. Конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные) конфликты. Варианты решения спорных вопросов.
Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения.
Тема 5.
Невербальная культура делового разговора.
Язык жестов и мимики как средство установления контакта с собеседником. Основные жесты и телодвижения. Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия. Основные физиогномические типы лица.
Значение различных типов рукопожатий. Из истории жестов, рукопожатий. Позы собеседников и их психологическая роль. Жесты и мимика как показатели внутреннего состояния собеседника. Невербальные средства повышения делового статуса. Национальные особенности невербального общения. Роль расстояния при беседе для представителей разных национальностей.
Тема 6.
Вторая часть. Практика. Ведение деловой беседы. Оформление деловых бумаг. Ведение коммерческих переговоров.
Подготовительные мероприятия. Начало беседы. Три приема начала беседы: снятие напряженности, прямого подхода, зацепки. Информирование присутствующих. Обоснование выдвигаемых положений - основной этап деловой беседы. Основные методы - методы аргументирования. Спекулятивные методы аргументирования - защита от нечестного оппонента, техника их применения. Методы процесса убеждения.
Оформление деловых бумаг. Заявление, справка, резюме, анкета, доверенность, объяснительная записка, аннотация и др.
Ведение коммерческих переговоров. Подготовка. Три этапа переговорного процесса.
Порядок, техника и тактика ведения переговоров. Метод позиционного торга. Метод принципиальных переговоров.
Универсальные тактические приемы. Ведение переговоров в неблагоприятных ситуациях. Национальные стили ведения переговоров.
Прием посетителей и общение с ними. Варианты поведения за столом.
Ведение делового телефонного разговора. Правила ведения делового телефонного разговора,
когда звонят вам. Правила ведения делового телефонного разговора, когда звоните вы.
Итого:
7 часов на теоретическую часть программы.
5 часов на практическую часть программы.
Примерная тематика проектов.
1. Риторический инструментарий деловой речи.
2. Речевой этикет в деловом общении.
З. Умозаключения и их использование в деловой разговорной практике.
4. Специфические особенности общения как особого вида взаимодействия людей.
5. Вербальные и невербальные средства делового общения.
6. Роль невербальных средств в общении людей.
7. Официально деловой стиль: особенности, жанры, сфера употребления.
8. Русский язык. Деловые бумаги.
Контрольные вопросы для самопроверки.
1. Каковы специфические особенности общения как особого вида взаимодействия людей?
2. Что такое “коммуникативный голод”, и какими средствами он преодолевается?
З. Расскажите об основных функциях и компонентах общения.
4. Что общего у вербальных и невербальных средств общения? Чем они отличаются друг от друга?
5. Расскажите о том, как классифицируют виды общения лингвисты (психологи)?
6. Что такое “бытовое общение”? Какие условия необходимо соблюдать, чтобы оно было эффективным?
7. В чем суть кодекса делового общения?
8. Какую роль в деловых контактах играет национальная принадлежность партнеров? Расскажите об известных вам особенностях делового общения коммуникантов разных национальностей.
9. Какова структура деловой беседы? Какие задачи решают партнеры на каждом из ее этапов?
10. Дайте характеристику активному, пассивному и агрессивному слушателю.
Каким слушателем должен быть деловой человек, стремящийся к успеху?
11. Какие психологические методы воздействия вы можете применить в различных ситуациях делового общения?
12. Какова роль невербальных средств в общении людей?
Тематическое планирование
№ урока Планирование К-во часов Дата
План/Факт Примечание
Теория (17 ч)
1 Актуальность элективного курса. Ознакомление с тематическим планированием, целями и задачами курса, методами и формами его освоения
1 2 Культура делового общения универсальна и обязательна для всех 1 3-6 Речевая культура делового разговора.
Деловой разговор как особая разновидность устной речи. 4 7-9 Логическая культура делового разговора. 3 10-13 Психологическая культура делового разговора.
4 14-17 Невербальная культура делового разговора.
4 Практика (18 ч)
18-22 Ведение деловой беседы. 5 23-27 Оформление деловых бумаг. 5 28-32 Ведение коммерческих переговоров. 5 33-35 Обобщение и повторение пройденного материала 3