Стилистически нейтральная и книжная лексика

________
Тема: «Стилистически нейтральная и книжная лексика»
Цель урока: познакомить учащихся с таким понятием как стилистически нейтральная и книжная лексика.
Задачи: предметные: научиться дифференцировать лексический материал, определять стилистическую окраску слова, подбирать стилистические синонимы;;
метапредметные: оценивать чужую речь, ставить учебные задачи на основе соотнесения известного и нового; планировать последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; высказывать и обосновывать свою точку зрения; уметь анализировать текстовую информацию, организовывать учебное сотрудничество со сверстниками; записывать лекционный материал;
личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, умение чувствовать выразительность речи, осознание ответственности за написанное и произнесённое; необходимости тщательного отбора лексического материала в процессе общения.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания
Показывают работы.

Актуализация опорных знаний

Назовите отличительные признаки историзмов и архаизмов.
Что такое неологизмы?
Охарактеризуйте диалектизмы.
Профессионализмы – это
Жаргонизмы - это
Общеупотребительные слова – это
Отвечают, приводяпримеры.

Мотивация УД.

Мы знаем, что язык является средством человеческого общения. А как люди общаются с помощью языка?
Верно: мысли облекаются в предложения, строительным материалом предложения выступает слово.

Какую роль при этом может играть слово?

Для чего нужны слова в языке?

Стул, урок, ученик, тетрадь;
борьба, пение, расчистка, вход;
синева, мудрость, высота, ширь;
снег, град, гром, молния;
писать, учиться, найти, запеть;
лёгкий, пушистый, здоровый, весёлый;
три, седьмой, двадцать пять.




Но только ли?
Слова называют предметы (стол, урок, ученик, ручка), действия как предметы (ходьба, выполнение, рассылка, бегство), признаки как предметы (смелость, зелень, глубина, храбрость, мудрость, хитрость), явления (дождь, гроза, молния, град), действия (писать, слушать, бегать, думать), признаки (большой, трудный, задумчивый, синий), количество (пять, двадцать пятый, две тысячи тринадцатый), есть слова, необходимые для осуществления грамматических функций, – предлоги, союзы, частицы.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.
Оформление тетради. Оформление эпиграфа.

Работа над темой.

А.И. Герцен в статье “Призыв к стыдливости” (1858 г.) анализировал язык периодических изданий, среди них - известного в 19 веке издания “Пчела”. Герцен говорил, в частности, о необходимости сохранения в языке газет “благопристойности, здравого смысла и человеческого достоинства”. Манера изъясняться напомнила писателю родительский дом и старого лакея Бакая.

“Покойник учил мальчишек “пчелиному” языку и, таская иногда за волосы, приговаривал: “А ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебе жаловать; ты ешь, а барин изволит кушать; ты спишь, щенок, а барин изволит почивать”. Этот лексикон был у него вполне выработан, и Бакай никогда не ошибался, когда надобно было сказать рубашка и когда сорочка”
Как вы поняли, чему учил лакей Бакай мальчишек?
Приходят к выводу: слова, помимо лексического значения, могут нести какую-то иную, дополнительную информацию.


Физкультминутка

Поразмяться нам пора, Все потянемся друзья, Наши ручки разомнем, И опять писать начнем. Тихо сядем и ответим,
Делают разминку.


Работа над темой.

Работа с текстами.
Проанализируйте текст. Какую информацию, помимо лексического значения, можно получить, рассмотрев использованную авторами лексику? (приложение к уроку)
Работа по группам.

Закрепление материала.

Работа с учебником – прочитать материал учебника.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Работа со схемой.















Восстановить пропущенные ячейки.








Прочитайте предложения. Как бы вы их оценили? Почему?
1. Совет жильцов дома № 35 постановил: возвести детскую площадку, имеющую огромное значение в деле воспитания подрастающего поколения.
2. Представители следственных органов прихватили с собой фотокорреспондента, чтобы вооружиться неопровержимыми фактами.
Внесите необходимые исправления.
Как видно из этих примеров, часто бывает очень важно не только знать и понимать основной смысл слова, но и учитывать условия его употребления.


Выполните тестовое задание.
1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?
1) писать 2) двадцать 3) время 4) гипотенуза
2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?
1) клевый 2) мировой 3) отпадный 4) прекрасный
3. Какое слово относится к разговорной лексике?
1) общаться 2) трещать 3) беседовать
4) переговариваться
4. Какое слово относится к книжной лексике?
1) манускрипт 2) уверенный 3) учитель 4) отделаться
5. Какое из слов является разговорным?
1) поликлиника 2) начертать 3) морковка
4) безрассудный
6. Какое из слов является просторечным?
1) головушка 2) глава 3) голова 4) башка


Определите, какую окраску (нейтральную, книжную, разговорную, просторечную) имеют слова:
1) Бродить (нейтр.) – блуждать (кн.) – шататься (прост.) – шляться (прост.);
2) будущий (нейтр.) – грядущий (кн.);
3) препятствие (нейтр.) – преграда (кн.) – помеха (разг.);
4) взгляд (нейтр.) – взор (кн.);
5) глаза (нейтр.) – очи (кн., трад.-поэт.) – зенки (груб. прост.);
6) лицо (нейтр.) – лик (кн.) – морда (разг.) – харя (прост.);
7) бояться (нейтр.) – опасаться (кн.) – трусить (разг.);
8) дешёвый (нейтр.) – копеечный (разг.) – грошовый (разг.);
9) бить (нейтр.) – колотить (разг.) – лупить (прост.);
10) бесплатно (нейтр.) – даром (разг.) – задаром (прост.) – задарма (грубо-фамил.);
11) прогнать (нейтр.) – изгнать (кн.) – выставить (разг.);
12) волноваться (нейтр.) – тревожиться (кн.) – психовать (разг.);
13) лоб (нейтр.) – чело (кн., возвышенно-поэтическое);
14) отрезать (нейтр.) – отхватить (разг.) – оттяпать (прост.);
15) верх (нейтр.) – вершина (кн.) – макушка (разг.);
16) освободиться (нейтр.) – избавиться (кн.) – отделаться (разг.) – отвязаться (разг.).
Работа в парах.

Определите, какую стилистическую окраску имеют следующие слова. Подберите к ним синоним – стилистически нейтральное слово.
1) Нагой голый;
2) аргументировать доказать;
3) благовонный, благоуханный душистый, ароматный;
4) вкушать, жрать есть, кушать;
5) сетовать жаловаться, сожалеть;
6) радеть заботиться;
7) промедление, проволочка задержка;
8) курчавый, кучерявый кудрявый;
9) врать обманывать;
10) препятствовать мешать;
11) упование, чаяние надежда;
12) тщетно напрасно;
13) сулить обещать;
14) надуть обмануть;
15) единоборство поединок.
Самостоятельная работа с комментированием вслух.

Рефлексия.

Мы увидели, что слово может не только передавать информацию благодаря своему лексическому значению, но и указывать на сферу своего применения, характеризовать и предмет речи, и того, кто о нем говорит. Д.С. Лихачев как-то заметил: “Вернейший способ узнать человека его умственное развитие, его моральный облик, его характер прислушаться к тому, как он говорит”. Будем помнить об этом.
1.Что изучили на уроке? 2.Понятен ли вам новый материал? 3. В чем вы не совсем разобрались? 4. Какие вопросы по теме у вас остались? 5. Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

Выполнить упражнения по учебнику: №184-185
Коллективная работа.

Домашнее задание

№24, упр.188
Запись в дневник.

Приложение к уроку


1. Что, ваше благородие? сказал он мне. Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось... А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват, продолжал он, но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием? (А.Пушкин)

2. Я всегда любила красивых женщин. Они нравились мне, как нравятся талантливые произведения искусства. Но заведующая детсадом не была произведением, созданным раз и навсегда. Ни на миг не расставаясь со своей удивительной мягкостью и женственностью, она все же менялась в зависимости от ситуаций. На детей она никогда не сердилась: любить их было ее призванием. А родителей нередко отчитывала. Но делала это так нежно и обаятельно, что ей подчинялись. Особенно же отцы... Они вообще стали проявлять большой интерес к проблемам дошкольного воспитания. А дома боролись за право отводить своих детей по утрам в детский сад и вечером приводить их обратно. Над Аленой стали сгущаться тучи...

Кто-то из мамаш вспомнил, что в детский сад она попала “случайно”. Ее пригласили на должность заведующей после елочного праздника в Доме культуры. В тот день заболел Дед Мороз. Студентка-заочница Алена, исполнявшая роль массовички, так взволнованно рассказала ребятам о бедном Деде, которого сразил радикулит, что многие плакали.

Они должны уметь плакать... говорила Алена. Не только тогда, когда расшибают коленку. Но и когда коленка болит у кого-то другого. (А.Алексин)

3. Лиза, пришедши домой, рассказала матери, что с нею случилось, “Ты хорошо сделала, что не взяла рубля. Может быть, это был какой-нибудь дурной человек...” “Ах нет, матушка! Я этого не думаю. У него такое доброе лицо; такой голос...” “Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром. Ты еще не знаешь, друг мой, как злые люди могут обидеть бедную девушку! У меня всегда сердце бывает не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образ и молю господа бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти”. У Лизы навернулись на глазах слезы; она поцеловала мать свою.

На другой день нарвала Лиза самых лучших ландышей и опять пошла с ними в город. Глаза ее тихонько чего-то искали. (Н. Карамзин)

4. 14 марта 1995 года. 16 часов 05 минут (время московское).

Сегодня проснулся оттого, что за стеной играли на фортепиано. Там живет старушка, которая дает уроки. Играли дерьмово, но мне понравилось. Решил научиться. Завтра начну. Теннисом заниматься больше не буду.

15 марта 1995 года.

И плаванием заниматься не буду. Надоело. Все равно пацаны ходят только для того, чтобы за девчонками подглядывать. В женской душевой есть специальная дырка.

Ходил к старухе насчет фортепиано. Согласилась. Деньги, сказала, вперед. Она раньше была директором музыкальной школы. Потом то ли выгнали, то ли сама ушла. Рок-н-ролл играть не умеет. В квартире воняет дерьмом. Книжек много.

Посмотрим.

17 марта 1995 года.

Как меня все достали. В школе одни дебилы. Что учителя, что однокласснички. Гидроцефалы. Фракийские племена. Буйный расцвет дебилизма. Семенов лезет со своей дружбой. Может, попросить, чтобы меня перевели в обычную школу? (А.Геласимов)

5. Работа над стилем произведения – это прежде всего работа над его лексикой, так как слово - основа для понимания речи. Неясность речи есть неизменный признак неясности мысли, утверждал Л.Н.Толстой; шутя, писатель заметил: “Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог”

Стилистический подход к изучению лексики выдвигает в качестве важнейшей проблему выбора слова для наиболее точного выражения мысли. Правильное употребление слов автором представляет собой не только достоинство стиля, но и необходимое условие информативной ценности произведения, действенности его содержания. Неправильный выбор слова искажает смысл высказывания, порождая не только лексические, но и логические ошибки в речи. (И.Голуб)










13PAGE \* MERGEFORMAT14615




° Ё
·Ђ
·
·@
·
·
·°
·
·Ш
·
·
·
·
·
·Х
·@
·
·
·
·
·
·
·
·!
·@
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·°Ђ/
·B
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·ЂЂ
·
·°
·
·
·
·Ђ
·
·
·°
·
·
·^
·„
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·6
·@
·
·
·ј
·
·
·
·
·
·
·@
·
·І
·
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·°
·l
·Ђ°Ё
·
·
·
·°
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·° Ё
·Ђ
·
·@
·
·
·°
·
·Ш
·
·
·
·
·
·Х
·@
·
·
·
·
·
·
·
·!
·@
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·°Ђ/
·B
·Ђ
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·ЂЂ
·
·°
·
·
·
·Ђ
·
·
·°
·
·
·^
·„
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·6
·@
·
·
·ј
·
·
·
·
·
·
·@
·
·І
·
·
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·ђ Заголовок 1 ђ Заголовок 3Yђ Заголовок 515