Конспект урока истории Политика просвещенного абсолютизма
Политика просвещенного абсолютизма
Во второй половине XVIII века в России распространяются идеи Просвещения. Екатерина II, будучи натурой увлекающейся, прониклась этими идеями и всячески старалась поддерживать имидж просвещенного монарха. Она переписывалась со многими своими великими современниками, такими как Вольтер. Дидро она приглашала в Петербург, читала труды Монтескье. Однако подход Екатерины II, к идеям просвещения был избирательным. Она разделяла идея просветителей о том, что образование, воспитание, просвещение являются главными средствами совершенствования общества. В то же время идеи о «естественных» правах человека, о равенстве всех от рождения, с которыми активно выступали французские философы, отвергались ею. Всё, что могло поколебать абсолютистский, крепостнический строй было не приемлемо для Екатерины II. Российская элита, подражая императрице, тоже вела активную переписку с европейскими просветителями. Так например, так поступали Дашков, Разумовский, Шувалов, Голицын, Орлов. Бывая за границей, они посещали известных философов и даже предлагали им свои поместья в России (графы Орловы, К.Г. Разумовский).Увлекалась новыми идеями и молодежь, учившаяся за границей («Лейбцигские студенты» Ушаков, Радищев, Кутузов). Переводы и оригиналы французских просветителей получили широкое распространение в России. Больше всего увлекались Вольтером.
Общим в идеях просвещения в России и в Европе было их отражение в философии, литературе, искусстве и других формах духовной жизни. Своеобразие исторического процесса в России, наличие крепостного права и позднее развитие капитализма, определили особенности русского просвещенного абсолютизма в общем, и внутреннюю политику государства в частности.
Российская действительность значительно повлияла на формирование политической программы императрицы. Как сказано ранее, ее подход к идеям просвещения был избирательным, и потому частные положения её программы корректировались, но основная цель создать правовое государство оставалась неизменной. Поскольку эта идея является идеей просвещенного абсолютизма (т.е. монарх использует всю полноту своей власти для преобразований на пользу государства и народа, основываясь на принципах Просвещения), то и сам этот период в истории России получил название «Политика просвещённого абсолютизма». Стоит отметить, что термин этот заимствованный и носит условный характер.
Своей главной задачей Екатерина II видела укрепление самодержавия, реорганизацию государственного аппарата с целью его усиления, упрочение международного положения России. Екатерина II объявила себя преемницей Петра I. С самого начала царствования она сосредоточила в своих руках всю власть и законодательную и распорядительную.
Законодательным органом при Екатерине был Сенат. В 1763 г. она разделила Сенат на 6 департаментов, каждый с определенными полномочиями и компетенцией. Таким образом, она ослабила его как законодательный орган. В 1764 г., чтобы подавить стремление Украины к отделению, Екатерина II полностью ликвидировала гетманство (автономию). В 1654 г. Украина вошла в состав России на правах самой широкой автономии. Екатерина II считала, что для внутренней стабильности многонациональная империя должна управляться по единым принципам. Осенью 1764 г. она назначила на Украину генерал - прокурора П.А. Румянцева.
Каменский А.Б. Екатерина II. \\ Вопросы истории. : М., 1989 № 3, С – 46.
Ключевский В.О. Сочинения. Т.V.-М.,1958.С.-102.