Программа факультативного курса по литературе для 5-классов Выразительное чтение
Рабочая программа факультативного курса по литературе для 5-х классов
«Выразительное чтение»
Составлена на основе примерной программы по литературе, авторской программы В.Я.Синицина «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения» учителем русского языка и литературы Нижегородовой Н.П.
2016г
Пояснительная записка. Выразительное чтение - это одно из важнейших форм художественного воспитания общества. На основе познания и осмысления многовекового человеческого опыта у детей активно развивается гибкое мышление, совершенствуются коммуникативные навыки, растет творческий потенциал. Художественное чтение сочетает в себе учебную, воспитательную и исполнительскую работу. Выразительному чтению, как и любому другому искусству, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. Занятия строятся таким образом, что дети сразу попадают в доброжелательную, творческую атмосферу, которая способствует пробуждению творчества - естественного состояния ребенка. В условиях коллективного исполнения стихотворений у школьников развивается общая ответственность за дело, чувство здорового соперничества, сотрудничества.
Цель курса – формирование и развитие навыка выразительного чтения
Задачи
–научить анализировать и изменять свое эмоциональное состояние в процессе чтения
-развивать природный голос.
- осмысливать и перерабатывать полученную информацию
-обсуждать содержание текста в процессе совместной групповой учебной деятельности
-участвовать в конкурсе чтецов. Содержание данной программы направлено на:
-Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
-Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
-Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.
-Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур.
-Интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.
-Укрепление психического и физического здоровья.
Реализация содержания программы:Готовые художественные произведения, согласно тематике, исполняются на концертах, праздниках, общественных мероприятиях, что способствует еще большему раскрепощению детей, готовности их принимать участие в публичных выступлениях; приносит детям радость в общении с искусством, удовлетворение в собственной значимости и в результатах своего и коллективного труда.Теоретические основы правильного выразительногочтенияТехника речи
Дыхание
Голос
Дикция
Правила литературного произношения при чтении ирассказывании
Орфоэпическое произношение
Правильное ударение в слове
Фонетическая транскрипция при подготовке к чтению и рассказыванию
Интонация
Общее понятие об интонации.
Фразовое и логическое ударение.
Пауза логическая и фразеологическая.
Темп и ритм речи.
Мелодика.
Тембр.
Выразительное чтение учителя
Ознакомление с текстом и его трактовка
Подтекст
Составление плана
Работа над речевой партитурой
Чтение произведения в детской аудитории
Своеобразное чтение стихотворений и басни
Особенности чтения драматургических произведений и диалогов
Мимика и жестикуляция
Понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения.
Обобщающие повторительные упражнения
Форма построения стихотворений
Что такое рифма. Белые стихи
Открытая и закрытая рифмы
Эхо рифма
Фигурные стихи
Средства выразительности
Что такое метафора
Олицетворение
Аллегория
Вводное занятие включает знакомство с коллективом, с правиламиповедения в нем, техникой безопасности, обсуждение плана работы на год,знакомство с историей предмета.В заключение каждой темы подводится итог и обобщение пройденногоматериала
Данный курс рассчитан на 35 часов, что соответствует годовому календарному графику.
Календарно- тематическое планирование
№ Тема Дата Корректировка
1 Голос-великое богатство. 2 Какие бывают голоса. 3 Орфоэпическое произношение 4 Правильное ударение в слове 5 Дыхание, голос, дикция. 6 Подготовка к конкурсу чтецов 7 Конкурс чтецов »Самый громкий и звонкий» 8 Общее понятие об интонации. 9 Фразовое и логическое ударение. 10 Пауза логическая и фразеологическая 11 Темп и ритм речи. 12 Мелодика 13 Тембр. 14 Подготовка к конкурсу инсценировок. 15 Конкурс «Инсценируй с друзьями» 16 Что такое рифма. Белые стихи 17 Открытая и закрытая рифмы 18 Эхо рифма. 19 Фигурные стихи 20 Средства выразительности. 21 Подготовка к конкурсу чтецов. 22 Конкурс чтецов «Поэтические строки» 23 Учимся понимать художественные тексты. 24 Подтекст 25 Составление плана 26 Работа над речевой партитурой 27 Чтение и анализ притчи. 28 Своеобразное чтение басни 29 Конкурс чтецов «В гостях у басен И.А.Крылова» 30 Былинные произведения. Их чтение и трактовка 31 Особенности чтения драматургических произведений и диалогов 32 Понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения 33 Подготовка к конкурсу «Чистейшей прелести чистейший образец» 34 Обобщающие повторительные упражнения. 35 Конкурс чтецов «Чистейшей прелести чистейший образец»
Список литературы.
1.В.Я.Синицин «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения» «РОСТ»,Москва,2013г
2.А. П. Квятковский «Школьный поэтический словарь» «Дрофа» Москва, 2000 год.
3.В. М. Мокиенко «В глубь поговорки» Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений Москва «Просвещение» 1975 год.
.