Рассказ Л.Пантелеева Честное слово.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГБОУ СПО СО «Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 "Преподавание в начальных классах"
ПРОЕКТ УРОКА
По литературному чтению в 3 «Б» классе
ФИО: Нуртдинова Альбина Андреевна группа 34
Дата проведения: 23. 03. 2016
База практики: МБОУ СОШ №22
Методист: Сорокожердьева Елена Александровна
Замечания методиста: _______________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·К уроку допущена ____________________________________________________
(подпись методиста)
Екатеринбург
2016
Образовательная программа: Начальная школа ХХI века.
Тип урока: Изучение нового материала.
Тема урока: «Будь своему слову хозяин».
Цель: Познакомить с рассказом Л. Пантелеева.
Задачи урока
Образовательная:
- знать содержание рассказа Л. Пантелеева, факты из жизни писателя;
- понимать глубину содержания произведения и его главную мысль;
- уметь выразительно читать и работать с текстом;
- анализировать поступки героев и оценивать свои;
- формировать представление о честности, отзывчивости, смелости.
Воспитательная: формирование интереса к литературному чтению, к творчеству Л. Пантелеева.
Развивающая: развивать речь, мышление.
Основное содержание темы, термины и понятия
Содержание темы предполагает: честное слово.
Организация образовательного пространства
Оборудование: презентация.
Ресурсы: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Часть 2.
Формы работы:
Фронтальная форма
Индивидуальная форма
Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Самоопределение к деятельности.
Структурирование знаний о писателе, о его произведении.
Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Умеют работать с текстом.
Знают содержание рассказа Л. Пантелеева.
Понимают содержание текста.
Анализируют поступки героев.
Технология изучения темы
Этап I. Самоопределение к деятельности
Цель
№
Ситуативные задания (Деятельность учителя)
Деятельность учащихся
Форма работы
Актуализация знаний учащихся через материал предыдущего урока. Мотивация обучающихся к изучению темы.
1
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте свою готовность.
Меня зовут Альбина Андреевна, и сегодня урок по литературному чтению проведу я.
Здравствуйте.
2
- Сегодня мы познакомимся с творчеством русского писателя Леонида Пантелеева. Посмотрите на портрет этого писателя, что можете сказать об этом человеке?
- Послушайте рассказ о писателе и скажите, в каком возрасте он начал писать.
- Родился 22 августа 1908 года в Петрограде. А как сейчас называется этот город?
- Настоящее имя писателя – Алексей Иванович Еремеев.
- В 8 лет Алёшу отдали во 2-е Петроградское реальное училище, которое он так и не окончил. Первые его «серьёзные произведения» - стихи, пьеса, рассказы и даже трактат о любви - относятся к 8-9-летнему возрасту. После революции отец его пропал без вести, а мать увезла детей в Ярославскую губернию, подальше от бедствий и нищеты. Однако долго мальчик там не выдержал и в 13 лет снова вернулся в Петроград. Наконец, он попал в школу для беспризорников, где познакомился со своим будущим другом и соавтором – Григорием Георгиевичем Белых. Вместе они потом напишут одну из самых известных в России книг «Республика Шкид» (Школа-Коммуна Имени Достоевского) о жизни в этой школе. Именно она способствовала выходу авторов в большую литературу.
- Был членом союза писателей.
(Школы-коммуны это учебно-воспитательные заведения интернатного типа).
Беспризорники -
- Пройдя через испытания, Леонид Пантелеев вырос достойным человеком.
- Как вы думаете, какими качествами обладал писатель?
- В каком возрасте он начал писать?
- Леонид Пантелеев в свое время был очень честным человеком.
- А как вы думаете, что значит быть честным?
- Кто из вас держит честное слово?
- Как вы думаете, о чем будет рассказ, который мы будем сегодня читать?
- Какие пословицы вы знаете о честных людях, честном слове?
- Посмотрите на слайд. Ваша задача соотнести продолжение пословиц, одна из них будет темой урока, а какая узнаем в конце урока.
Как аукнется,
а давши – держись.
Не давши слова – крепись,
хозяин.
Не по виду суди,
так и откликнется.
Будь своему слову
а по делам гляди.
- Объясните, как понимаете эти пословицы.
Улыбчивый, задумчивый взгляд, и т.д.
Санкт-Петербург.
Сильный, талантливый, и т.д.
В 8 лет
Правдивый, прямой и добросовестный, свободный от всякого лукавства.
Варианты детей.
Честное слово.
Варианты детей.
Разгадывают пословицы.
1)Как аукнется, так и откликнется.
2)Не давши слова – крепись, а давши – держись.
3)Не по виду суди, а по делам гляди.
4)Будь своему слову хозяин.
Варианты детей.
Этап II. Диагностика качества освоения темы
Цель
№
Варианты заданий (Деятельность учителя)
Деятельность учащихся
Форма работы
Установить степень усвоения темы: «Рассказ «Честное слово»».
1
часть текста
- Открываем учебники, на стр. 101. Почитаем произведение о такой ценности, как честное слово.
- Я начну читать, а вы следите, и вникайте, по ходу чтения буду задавать вопросы.
(После прочтения первой части найти непонятные слова, обсудить).
Слушают.
Отвечают на вопросы.
2
часть
Читаю. Задаю вопросы.
(После прочтения второй части найти непонятные слова, обсудить).
Слушают.
Отвечают на вопросы.
3
часть
Читаю. Задаю вопросы.
(После прочтения третьей части найти непонятные слова, обсудить).
Слушают.
Отвечают на вопросы.
Этап III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель
№
Варианты заданий (Деятельность учителя)
Деятельность учащихся
Форма работы
Стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий частично-поискового и эвристического характера. Научить школьников ориентироваться в разных вариантах выполнения задания.
Планировать свои действия в соответствии с учебным заданием. Представлять результат своей деятельности.
1
- Посмотрите мультфильм, таким ли вы представляли себе мальчика, после прочтения рассказа?
(демонстрация мультфильма 8 минут).
- Таким ли вы представляли себе мальчика, после прочтения рассказа?
- Что не совпало с вашими представлениями?
Варианты детей.
Этап IV. Рефлексивная деятельность
Цель
№
Варианты заданий (Деятельность учителя)
Самоанализ и самооценка ученика
Форма работы
Научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.
1
Для оценивания результата деятельности обучающихся можно задать следующие вопросы:
С каким писателем мы сегодня познакомились?
Что такое честное слово?
Вернемся к началу урока, какая пословица подошла к нашей теме урока? Почему?
Леонид Пантелеев.
Будь своему слову хозяин. Варианты детей.
2
Спасибо вам за урок. До свидания!
Заголовок 3Заголовок 5Заголовок 615