Рабочая программа по русскому языку 6 специальный (коррекционный) класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4»
Согласовано на педагогическом«Утверждаю»
советеДиректор школы: /Л.А. Трифонова/
Протокол №1 от __________15 г.
Рабочая программа
по письму и развитию речи (русскому языку)
в 6 специальном (коррекционном) классе 8 вида
Составитель рабочей программы: Тукмакова Е.А.
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе Программы специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, допущенной Министерством образования Российской Федерации, в которой конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно-отсталых детей в процессе овладения предметом. Особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений , на коррекцию личности в целом.
Структура документа
Рабочая программа по чтению и развитию речи представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в основных требованиях к знаниям и умениям учащихся VI класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков, основных видов речевой деятельности.
В школе для умственно-отсталых детей в старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах. Но на более сложном речевом и понятийном материале.
На уроках грамматики и правописания в 5-9 классах у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Программа 6 класса рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Примерная тематика
Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом И.знаки препинания при однородных членах.
Звуки и буквы. Звуки и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. двойные и непроизносимые согласные.
Слово. Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Имя существительное и его грамматические признаки. правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа. Склонение существительных во множественном числе. Падежные окончания существительных с основой на шипящий ( Р.п. женского и мужского рода). Существительные, употребляемые только в единственном и только во множественном числе.
Имя прилагательное и его грамматические особенности, роль в речи. умение различать род, число, падежпо определяемому существительному, согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе.
Предложение. Простое предложение. Однородные члены в простом предложении6 главные и второстепенные члены предложения с союзами и. а. но и без союзов. Знаки препинания при однородных членах.
Обращение и знаки препинания при нем.
Связная речь . Работа с деформированным текстом. Распространение текста путем включения в него имен прилагательных Изложение текста по составленному плану. Составление рассказа по картинке по составленному плану. Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных. Составление рассказа по опорным словам и данному плану. Сочинение по составленному плану на материале личных наблюдений, практической деятельности. Деловое письмо: письмо товарищу. Заметка в стенгазету. Объявление.
Повторение пройденного за год.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
способы проверки написания гласных и согласных в корне слов.
Учащиеся должны уметь:
правильно обозначать звуки буквами на письме;
подбирать группы родственных слов ( несложные случаи);
проверять написание гласных и согласных путем подбора родственных слов;
разбирать по составу;
строить простые распространенные предложения с однородными членами ;выделять имя существительное и имя прилагательное;
связно высказываться устно и письменно;
пользоваться словарем.
Учебно-тематический план.
№ п/п№ № п/пСодержание
Кол-во часов Кол-во контрольныхРазвитие речи
1. Повторение.
Предложение.
Звуки и буквы.
11час 2 3
2. Состав слова.
18 час.
3 1
3. Части речи.
Имя существительное.
22час 4 2
4. Части речи.
Имя прилагательное.
59 4 9
5. Предложение .15 1 1
6. Повторение.
9 1 -
Итого:
140 15 16
Тематическое планирование уроков письма и развития речи в 6 специальном (коррекционном) классе 8 вида
№
п/п
Содержание
учебного материала Оборудование
урока Коррекционная работа
по теме урока провед.
Домашнее зад ание Даты
план Факт.
Раздел 1. Повторение (11часов)
Предложение (3+2 часов)
В ходе повторения учащиеся должны знать понятия:
Подлежащее, сказуемое.
Второстепенные члены предложения.
Главные и второстепенные члены предложения.
Предложения нераспространенные и распространенные.
Однородные члены предложения.
Словарные слова: фанера.
Уметь:
различать члены предложения,
Дифференцировать предложения распространенные и нераспространенные,
выделять однородные члены предложения.
1.
Р.р. День Знаний.
Составление рассказа «Летний день в лагере» картинки о лете Корригировать устную речь через систему вопросов. Ответь на вопрос, задай вопрос. Упр2, с.5 2. Главные и второстепенные члены предложения
схема Корригировать устную речь через систему вопросов учителя. Упр.5. с.6 3. Второстепенные члены предложения Коррекция мышления через анализ основы. Пошаговое следование схемам предложения. Упр.7, с.7 4. Предложения распространённые и нераспространённые. схема Коррекция мышления через анализ основы. Пошаговое следование схемам предложения. Упр.10.с.8 5.
Однородные члены предложения без союзов и с союзами и, а, но. схемы Коррекция мышления через анализ основы.
Пошаговое следование схемам предложения. Упр.18, с.12 6.Р.р. Устный рассказ по вопросам «Отлёт птиц» Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция связной речи. Упр.17, с.12
Звуки и буквы (4+1 часов)
Должны усвоить: понятия:
Звуки и буквы.
Алфавит.
Звуки гласные и согласные.
Согласные мягкие и твердые.
Согласные звонкие и глухие.
Разделительный мягкий знак.
Словарные слова: вокруг
Уметь :
правильно обозначать звуки буквами на письме.
уметь употреблять правило правописания слов с разделительным мягким знаком.
6. Алфавит.
Мягкие и твёрдые согласные. таблица «Алфавит Коррекция речевой деятельности при воспоминании, следовании речевой инструкции.
Коррекция речевой деятельности при воспоминании, следова-
нии речевой инструкции Упр.21.23, с.16-17 7. Обозначение мягкости согласных буквами е,ё,и,ю,я,ь. Коррекция речевой деятельности. Упр.27,с.19 8. Разделительный мягкий знак.
.
Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую,пишу, проверяю). Коррекция волевых усилий при выполнении заданий. Упр.30. с.20, контрольн. вопросы с.24 9. Закрепление материала по теме «Звуки и буквы».
Подготовка к диктанту Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую,пишу, проверяю Упр.33,
с. 22 10.
Нулевая диагностика.
Контрольный диктант. Коррекция волевых усилий при выполнении
заданий. Коррекция слухового восприятия. 11.
Р.р. Составление сказки по данному началу и сюжетным картинкам (Упр.31) сюжет-ные картинки Коррекция мыслитель-
ных операций (последо-вательность, логичность
Коррекция связной речи.
Раздел 2. Состав слова (18 час)
Должны усвоить понятия:
Однокоренные слова.
Корень.
Приставка.
Суффикс.
Окончание.
Приставка и предлог.
Словарные слова: мужчина, женщина, семена, сейчас, теперь, телеграмма, середина, договор, выкройкаУметь:
подбирать группы родственных слов (несложные случаи).
Проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов.
Разбирать слово по составу.
12. Корень. Однокоренные слова.
Вводный урок. Корригировать недостатки в развитии фонетико-фонематичес-
кого анализа Упр.37,38, с.26-27 13. Окончание – изменяемая часть слова. Корригировать недостатки в развитии фонетикофонематического анализа Упр.46. с.31 14-15. Приставка и суффикс.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Тренировочные упражнения. алгоритм Корригировать недостат ки в развитии фонетико-фонематического анализа
Упр.52.с.35. контрольн.
вопросы с.38-39 16. Тренировочные упражнения по теме «Состав слова»
алгоритм Корригировать недостатки в развитии фонетико-фонематичес-
кого анализа) Упр.56, с.38 17 Контрольная работа «Состав слова»
18. Правописание безударных гласных в корне слова. таблица Коррекция речевой деятельности при воспоминании, следование речевой инструкции. Упр.61. с.41 19. Правописание безударных гласных в корне слова. Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую, пишу, проверяю) Упр.63, с.43 20-21. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. таблица Коррекция связной речи и мыслительных операций при воспоминании, следование речевой инструкции Упр.68. 69. С.45 18. Слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Коррекция долговременной памяти (воспоминание,произно-шение,сравнение) Упр.73, с.47 12.10 19. Двойные согласные в корне слова. Коррекция долговременной памяти (воспоминание,произно-
шение, сравнение)Упр.77, с.49 13.10 20. Тренировочные упражнения.
Правописание гласных и согласных в корне слова. Приставка и предлог. алгоритм Коррекция связной речи и мыслительных опера-
ций (следую, пишу, проверяю). Коррекция волевых усилий при выполнении заданий Упр.79. с.51. упр.82 14.10 21. Контрольная работа «Состав слова»
18.10 22-23. Разделительный Ъ после приставок. алгоритм Коррекция долговременной памяти.Следованиеречевой инструкции.
Воспитание адекватной реакции на ситуацию.
Коррекция связной речи и мыслительных опера-
ций (следую, пишу, проверяю)
Упр.92. с.59 19.10
20.10 24. Правописание приставок с гласными а,о,е. Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) Упр.97. 99, с.62. 63 21.10 25-26. Правописание приставок с-,в-, над-под-,от-, об-.
Тренировочные упражнения.
Предлог и приставка. таблица Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) Упр.104. с.65 25.10
26.10 Коррекция маслительной деятельности (сравнение,анализ) 27.
Р.р. Составление рассказа по картинке «Осеннее утро» картина Коррекция связной речи. 27.10 28. Тестирование.
Подготовка к диктанту. тест Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) Упр.113, с.70 28.10 29. Контрольный диктант. Коррекция социального поведения.Коррекция слухового восприятия. 01.11 30 Работа над ошибками в диктанте. Индивидуальные карточки Коррекция долговременной памяти
(воспоминание,поясне-
ние, вывод) Следование речевой инструкции.02.11 Раздел 3. Части речи (24час)
Знать понятия:
Части речи.
Имя существительное.
Род имен существительных.
Падеж имен существительных.
Склонение имен существительных.
Словарные слова: смородина, медаль, кефир, печенье, сметана, шоколад, перрон. Уметь:
выделять имя существительное как часть речи.
31. Части речи
таблица Коррекция связной речи. Упр.117, с.74-75 11.11 Имя существительное ( 23часа)
32. Имя существительное и его грамматические признаки. таблица Коррекция грамматической стороны речи. Воспиты-
вать толерантное поведение. Упр.126. 127. С.80-81 15.11 33. Собственные имена существительные. Коррекция грамматической стороны речи. Упр. 127. С.81 16.11 34. Мягкий знак на конце существительных после шипящих. Коррекция грамматической стороны речи. Упр.129. с.82 17.11 35. Существительные 1,2,3 склонения. таблица Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ)
комментирование): слово, правило, объясняю, пишу Упр.136, с.86 18.11 36. Безударные окончания существительных 1 склонения. таблица Коррекция поведения (адекватная реакция) Упр138, с.87 22.11 37. Безударные окончания существительных 2 склонения. таблица Коррекция грамматической стороны речи. Упр.142. с.89 23.11 38. Безударные окончания существительных 3 склонения.
Подготовка к домашнему сочинению. Коррекция речевой деятельности при воспоминании. Упр.145. с.91. конр.вопро-сы и задания с.95-96 24.11 39. Контрольный диктант. Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод). Следование речевой инструкции. 25.11 40 Работа над ошибками в диктанте. индивидуальные карточки Коррекция грамматического строя речи. Задания 6-10. С.96-97 29.11 41-42. Множественное число имён существительных. Коррекция речевой деятельности. Упр.159, с.99 30.11
01.12
43. Существительные множественного числа в дательном падеже. схема Коррекция на установление смысловых связей. Упр.162, с.101 02.12 44. Существительные множественного числа в творительном падеже. схема Коррекция грамматического строя речи. Упр.167,
с.103 06.12 45. Имена существительные множественного числа в предложном и родительном падежах.
Коррекция грамматического строя речи. Упр.170.172, с.106 07.12 46-47. Имена существительные множественного числа в родительном падеже. схема Коррекция мыслительной деятельности. Упр.177,
с.108 08.12
09.12 48. Имена существительные 3 склонения и имена существительные множественного числа в родительном падеже с шипящей на конце. таблица Коррекция долговременной памяти (воспоминание. пояснение ,вывод) Упр.179, с.109, упр 182 (устно) 13.12 49.
Р.р. Учимся писать заметку о поведении ребят на перемене. Коррекция социального поведения. Упр.181 14.12 50. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Коррекция речевой деятельности при воспоминании, следовании речевой инструкции. Упр.184.
с.112 15.12 51. Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
Подготовка к диктанту.
Коррекция речевой деятельности.Коррекция эмоционально-волевых усилий при выполнении заданий. Упр.187, с.114 16.12 52 Упражнения на закрепление темы «Имя существительное во множественном числе» Тест
Коррекция мыслительных операций.
Коррекция долговременной памяти. Упр.190,191. С.115, с.119, зад.8-10 20.12 53 Тестирование по теме «Имя существительное» 21.12 54. Контрольный тест. Коррекция долговременной памяти. Следование речевой инструкции. 22.12 55.
Р\рИзложение по тексту Р.Инанишвили (упр.192) План изложе-нияКоррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод) 23.12
Раздел 4. Имя прилагательное ( 59час)
Знать понятия:
Имя прилагательное.
Род имен прилагательных.
Число имен прилагательных.
Склонение имен прилагательных.
Словарные слова: командир, шоссе, сосед, экватор, прекрасный, календарь, апельсин, мандарин, добыча, конфета, сервиз.Уметь :выделять имя прилагательное как части речи.
56. Имя прилагательное как часть речи. Коррекция грамматической стороны речи. Воспиты-
вать толерантное повеление. Упр.197.
с.122 27.12 57. Роль имён прилагательных в речи. Коррекция грамматической стороны речи. Упр.201,
С.124 28.12 58. Изменение имён прилагательных по родам. схема Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция долговременной памяти. Упр.203, с.126 29.12 59.
Р.р. Описание природы родного края по плану
репродукция Коррекция связной речи. Коррекция грамматического строя речи. 60. Изменение имён прилагательных по родам.
Коррекция на установление смысловых связей. Коррекция диалогической речи. Упр.206.
С.128 61. Имена прилагательные мужского рода. Коррекция мыслительной деятельности (сравнение,анализ) Упр.209, с.130 62. Имена прилагательные женского рода. Коррекция мыслительной деятельности. Упр.212. с.131 63. Имена прилагательные среднего рода. Коррекция мыслительной деятельности (сравне-ние, анализ)Упр.214, с.132 64.
Р.р. Изложение по упр.219 «Куликовская битва» план Коррекция связной речи.Коррекция грамматического строя речи. 65. Тренировочные упражнения.
Изменение имён прилагательных по родам. Коррекция логических схем мышления для переноса имеющихся знаний и их применение на практике. Упр.218, с.134 66. Изменение имён прилагательных по числам. Коррекция грамматической стороны речи. Воспи-
тывать толерантное поведение. Упр.224, с.137 67. Изменение имён прилагательных по числам. Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ)
Упр.229, с.140 68. Деление текста «С любовью к природе» на части. план Коррекция связной речи.Коррекция грамматического строя речи. 69. Упражнения на закрепление знаний о роде и числе имен прилагательных карточки
план-схема Коррекция связной речи. Коррекция грамматического строя речи Упр.237. с.144,подг. К к\р70. Контрольная работа по контрольным вопросам и заданиям. Коррекция долговременной памяти. Следование речевой инструкции. 71 Работа над ошибками. индивидуальные задания 72. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. схема Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ) Упр.241, с.148 73. Именительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. схема Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). Коррекция долговременной памяти (Воспоминание,пояснение,вывод) Упр.243. с.149 74. Именительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. схема Коррекция грамматической стороны речи. Воспиты-
вать толерантное поведение. Упр.248, с.152 75-76. Родительный падеж имён прилагательных муж и среднего рода. схема Коррекция грамматической стороны речи Упр.255, с.156 77.
Р.р. Изложение по плану текста «Дятел» план-схема Корригировать лексическую сторону речи. Коррекция монологической речи. 79-80. Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. схема Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ) Упр.264,265, с.160-161 81-82. Творительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. схема Коррекция мыслительной деятельности (сравнение,анализ) Упр.274,276, с.166-167 83.
Р.р. Работа с деформированным текстом «Белые медведи» упр.266 Корригировать лексическую сторону речи. Коррекция монологической речи. 84. Творительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод) Упр.280, с.171 85. Предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. Коррекция речевой деятельности при воспоминании, следовании речевой инструкции. Упр.287. с.173 86-87. Предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение,вывод) Упр.292. с.175 88. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.
Подготовка к диктанту. алгоритм Коррекция мыслительноё деятельности (Сравнение,анализ). Коррекция долговременной памяти. Упр.295, с.177 89. Контрольный диктант. Коррекция актуализации памяти. Коррекция эмоционально-волевой сферы при самостоятельной работе.
90 Работа над ошибками Коррекция актуализации памяти. Коррекция эмоционально-волевой сферы при самостоятельной работе.
91.
Р.рСочинение по упр.297 . Составление рассказа по вопросам..Коррекция долговременной памяти Следование речевой инструкции. 92. Склонение имён прилагательных женского рода. таблица Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ) Упр.300. с.180 93-94-95. Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. схема Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ) Упр.304,
Упр. 310, с.186 96. Винительный падеж имён прилагательных женского рода. Коррекция мыслительной деятельности (сравнение,анализ) Упр.318.
с.190 97. Винительный падеж имён прилагательных женского рода. Коррекция долговременной памяти (Воспоминание, пояснение, вывод) Упр.323, с.192 98.
Р.р. Работа с текстом «Вертолёт», изменение порядка частей по плану. план Корригировать устную речь через систему вопросов. Ответь на вопрос, задай вопрос. 99. Морфологические признаки имени прилагательного ( упражнения на закрепление ). алгоритм Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод) Упр.326, с.194,
упр.328 100. Падежные окончания имён прилагательных. таблица Коррекция мыслительной деятельности. Коррекция памяти Упр.331. с.196, 101.
Р.р. Изложение текста «Карлуха» по готовому плану. план-схема Коррекция связной и монологической речи. 102. Склонение имён прилагательных в единственном числе.
Подготовка к диктанту. Коррекция связной речи и мыслительных операций (следую,пишу, проверяю) Упр.337.338, с.200 103. Контрольная работа по вопросам и заданиям с.204-206.
Коррекция волевых усилий при выполнении заданий. Коррекция слухового восприятия. 104 Работа над ошибками
Коррекция волевых усилий при выполнении заданий. Коррекция слухового восприятия. 105. Склонение имён прилагательных во множественном числе. алгоритм Коррекция грамматического строя речи. Упр.345,
упр349с.208 106.
Р.р. Описание картины И.И.Левитана «Март» упр.344 картина Коррекция связной речи, монологической речи. 107. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Коррекция мыслительной деятельности (сравнение,анализ) Упр.339, с.200 108-109. Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе.
схема Коррекция памяти и внимания. Коррекция эмоционально-волевой сферы. Упр.352, 353, с.209-210 10-111. Дательный и творительный падежи имён прилагательных во множественном числе. схема коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ) Упр.358. с.213 112. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Коррекция мыслительной и речевой деятельности. Упр.363.
с.214 113. Склонение имён прилагательных во множественном числе.
Подготовка к контрольному тестированию. Коррекция мыслительной деятельности (сравнение, анализ) Коррекция памяти и внимания. Упр.372, 374.с 221 114. Тестирование по теме
«Имя прилагательное»
тесты Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) С.224-225 115 Работа над ошибками Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность)
Раздел 5. Предложение (15час)
Знать понятия:
Простое предложение.
Простые предложения с однородными членами.
Сложное предложение.
Обращение.
Словарные слова: балкон, фонтан.
Уметь:
различать предложения простые и сложные.
Уметь строить простое распространенное предложение
116-118. Однородные члены предложения. схемы Коррекция долговременной памяти (воспоминание, Упр.381,388
119-121 Знаки препинания при однородных членах предложения. пояснение,вывод0. Следование речевой инструкции. упр.396.399.с.236
122.
Р.р. Описание воробья по данному началу ( упр.400). рисунок коррекция речевой деятельности при воспоминании. С.231,
упр/391 123-125
Сложные предложения. Развитие лексико-грамматических средств языка. Коррекция монологической речи. Упр.411,
с.342
упр.412, 413. С.244 126-127 Обращение. Коррекция эмоционально-волевой сферы.:развитие инициативы, стремление к активной деятельности Упр.417,419. с.248 128-129 Знаки препинания при обращении. таблица Развитие слухового и зрительного восприятия,внимания, речи, образного мышления. Упр.421,425, с.251 130 Тестирование по теме «Предложение»
тест Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. С.252-253 131 Работа над ошибками Раздел 6. Повторение (9 часов)
132-134 Главные и второстепенные члены. Развивать стремление и интерес к сам-ой творческой деятельности. Упр.427, с.255, 135-136 Распространенные и нераспространенные предложения Развивать стремление и интерес к сам-ой творческой деятельности. упр. 434 137-138 Орфограммы в корне. Итоговое тестирование
Развивать стремление и интерес к сам-ой творческой деятельности. Упр.438,447 139 Работа над ошибками коррекция речевой деятельности при воспоминании. 140 Подведем итоги года