Конспект урока по русской литературе для 6 класса КВН по басням Ивана Андреевича Крылова
Урок-КВН по басням Ивана Андреевича Крылова
Цель: обобщить изученное о баснях И.А. Крылова; выяснить, насколько серьёзно усвоен материал; углубить нравственное воздействие басен на учащихся; научить острее видеть и понимать жизненные факты и явления; активизировать творческие способности и логическое мышление учащихся; нравственное воспитание. Форма работы: групповая работа, КВН Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, магнитофонная запись – сопровождение конкурсов КВН. Ход урока. Дорогие друзья, уже раздались всем знакомые позывные любимой игры, и это значит: «Мы начинаем КВН...» КВН по басням Ивана Андреевича Крылова, который говорил: Люблю, где случай есть, Пороки пощипать. И. А. Крылов. (Эпиграф – I.) И настолько мастерски, проникновенно это получалось у блестящего русского баснописца, что герои его аллегорических рассказов интересны читателям на протяжении уже более 200 лет. И, как считал В.Г. Белинский, Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего русского народа В. Г. Белинский. (Эпиграф – II.)
Слово учителя. Я сегодня выступаю в роли только ведущего. Оценивать вас будет жюри (представить членов жюри). Ваша задача – показать, насколько хорошо вы изучили творчество И.С. Крылова, блеснуть, так сказать, своими познаниями, проявить смекалку и творческие способности.
Задание 1.Представление команд.
Приветствие. Защита эмблем, связанных с темой урока.
Задание 2. Отличить стихотворение от басни.
1. а) Рыжая белочка с рыжим хвостом,Маленький рыжик нашла под кустомМаленький рыжик она засолила,В банку большую его положила.Белке теперь не страшны холода: Есть у нее на всю зиму еда.(Стихотворение)
б) В деревне, в праздник, под окномПомещичьих хором,Народ толпился.На белку в колесе, зевал он и дивился.Вблизи с березы ей дивился тоже Дрозд:Так бегала она, что лапки лишь мелькалиИ раздувался пышный хвост.(басня)
2 а) Голодная кума Лиса залезла в сад;В нем винограда кисти рделись.У кумушки глаза и зубы разгорелись;А кисти сочные как яхонты горят;Лишь то беда, висят они высоко. (басня)
б) Оранжевой лисице Всю ночь морковка снится - На лисий хвост похожа:Оранжевая тоже.
3. а) Что за странный Олененок?Он решил что он Осленок,Повторял он целый день:“Я осел, а не олень”. И тогда сказала мама:“До чего же ты упрямый,Чуть с ума меня не свел,Может, правда, ты осел”?
б) Осел увидел Соловья,И говорит ему: “Послушай-ка, дружище!Ты сказывают, петь великий мастерище:Хотел бы очень яСам посудить твое услышав пенье,Велико подлинно твое уменье”?
4. а) В прекрасный летний день,Бросая по долине песнь,Листы на дереве с зефирами шептали,Хвалились густотой, зеленью,И вот как о себе зефирам толковали.........
б) Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу,Я сорву ее и маме в день рожденья принесу:С фиолетовой сирень будет жить онаНа столе в красивой вазе около окна.
Как вы узнали, что это басня, по каким признакам?
Задание 3. Узнай басню
Голубушка, как хороша!Ну что за шейка, что за глазки!,,
(“Ворона и Лисица”)
А Ларчик просто открывался.
(“Ларчик”)
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
(“Волк и Ягненок”)
Избави бог и нас от этаких судей.
(«Осел и Соловей»)
У сильного всегда бессильный виноват.
(“Волк и Ягненок”)
Кумушка, мне странно это:Да работала ль ты в лето?..
(“Стрекоза и Муравей”)
Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!
(“Слон и Моська”)
Стой, братцы, стой!
(“Квартет”)
А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь.
(“Квартет”)
Соседушка, мой свет!Пожалуйста, покушай.
(“Демьянова уха”)
Хоть видит око, да зуб неймет.
(“Лисица и Виноград”)
За что же, не боясь греха,Кукушка хвалит Петуха?За то, что хвалит он Кукушку.
(“Кукушка и Петух”)
Задание 4. Узнай басню по рисунку (4 иллюстрации)
Задание 5. Назови героя.
Теперь, когда мы вспомнили названия басен И.А.Крылова, пришло время поговорить и о героях. Вы должны определить, кто из персонажей басен сказал следующие слова.
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
(Осел, «Осел и Соловей»)
Тьфу пропасть! – говорит она – И тот дурак, кто слушает людских всех врак:Все про очки лишь мне налгали, А проку на волос нет в них.
(Мартышка, “Мартышка и Очки”)
Не оставь меня, кум милый!Дай ты мне собраться с силой,И до вешних только дней прокорми и обогрей.
(Стрекоза, “Стрекоза и Муравей”)
И говорит так сладко, чуть дыша:
“Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки
Рассказывать, так право, сказки!
(Лисица, “Ворона и Лисица”)
Задание 6. Конкурс капитанов.
Вчера я получила посылку, в которой обнаружила очень странный набор предметов. Помогите, пожалуйста, вспомнить, из какой басни эти предметы.
Капитаны, я думаю, помогут разобраться с предметами (каждому по три).
Предметы из посылки
Название басни
Жемчужина
“Петух и Жемчужное Зерно”
Сыр
“Ворона и Лисица”
Очки
“Мартышка и Очки”
Ларец
“Ларчик”
Тарелка и ложка
“Демьянова уха”
Зеркало
“Зеркало и Обезьяна”
Задание 7. Продолжи строку
«Ай, Моська! Знать, она сильна.../ что лает на Слона». «Ворона каркнула во всё воронье горло.../сыр выпал. С ним была плутовка такова». «Ты виноват уж тем.../ что хочется мне кушать». «А вы, друзья, как ни садитесь.../ всё в музыканты не годитесь». «Кто виноват из них, кто прав – судить не нам/ да только воз и ныне там». «Когда в товарищах согласья нет.../ на лад их дело не пойдёт». «А Васька.../ слушает да ест». «Как музыке идти?../ Ведь вы не так сидите». «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?.. / За то, что хвалит он Кукушку ». «У сильного.../всегда бессильный виноват». «Чтоб музыкантом быть.../ так надобно уменье». «Коль корни обнажишь.../ оно засохнуть может». «Ты всё пела. Это дело.../ так пойди же попляши».
Задание 8. Инсценировка басни.
Задание 9. Отгадай кроссворд.
Каждая команда получает кроссворд, побеждает в этом конкурсе тот, кто сделает быстро и правильно.
По горизонтали.
1. Злая насмешка (литературоведческий термин).
2. Изображение неживого предмета как живой.
3. Известный русский баснописец ХIХ века.
4. Насмешка (литературоведческий термин).
По вертикали.
5. Главная мысль басни, которая находится в начале или в конце произведения, высказана автором в форме нравоучительного вывода.
6. Иносказание, изображение чего–либо со скрытым смыслом.
7. Аллегорический рассказ с поучительным смыслом.
Оценочный лист
+
-
баллы
1.Приветствие, название, эмблема (0-5)
2. Конкурс капитанов (0-3)
3. Домашнее задание. Инсценировка басен (0-5)
4. Кроссворд (0-7)
5. Общее количество жетонов за разные конкурсы
Общее количество баллов
Рисунок 615