Работа с учебником по географии в 9 классе как средство развития и воспитания школьников на старшей ступени обучения

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия»
г. Александровск Пермского края














Работа с учебником по географии в 9 классе,
как средство развития и воспитания школьников
на старшей ступени обучения.










Учитель географии
высшей категории
МОУ « Гимназия»
Баханова Антонина Андреевна






Работа с учебником по географии в 9 классе, как средство развития и воспитания школьников на старшей ступени обучения.

Цель – применение различных форм, методов и приемов в работе с текстом учебника в 9 классе для развития и воспитания старшеклассников.
Задачи:
Научить работе с текстом учебника при изучении понятийного аппарата курса экономической географии 9 класса.
Применить различные методы, формы и приемы для работы с текстом, схемами, статистическими данными для формирования географического мышления.
Выстроить различные алгоритмы работы при формировании географических навыков (алгоритм работы с картами, схемами, диаграммами, статистическими данными).
Использовать материал учебника предназначенного для самостоятельной, коллективной, творческой работы, в целях развития личности и формирования практических навыков.
Проводить социологические опросы, миниисследования, уметь обрабатывать полученные данные.

Объект исследования - учебное пособие по экономической географии 9 класса под редакцией Рома и Дронова
Субъект исследования – учащиеся 9 классов с их индивидуальными особенностями, творческими способностями, особенностями возрастного периода, их восприятие содержания учебного материала по экономической географии 9 класса.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что современный подросток мало читает, слабо работает с учебником дома, часто приходит с невыполненным домашним заданием, поэтому ученика необходимо научить работать с учебником на уроке, а затем и дома.


Введение

Нередко бывает, что ученик не выучивает домашние уроки, отстаёт только потому, что не умеет работать над учебником. Предоставленный самому себе, он механически читает книгу, плохо понимает. Такое чтение не может ему привить навыки и любовь к чтению. Оно в нём вызывает скуку. Постепенно у него образуется отвращение к книге, к чтению. Он забрасывает учебник, не выполняет домашних заданий. Из-за этого ему трудно усваивать и то, что преподается в классе. Так он попадает в число неуспевающих. А ведь если бы своевременно ребёнку помочь и научить его, как самостоятельно работать, как читать книгу, как выполнять и другие задания, то этого отставания, может быть, и не получилось бы.

Глава 1 « С чего начать»?

Нужно с самого начала не допускать, чтобы ученики привыкали читать механически, без ясного понимания прочитанного. Для этого используются разные методы обучения сознательному чтению. Но главное заключается в том, чтобы учитель обеспечил знакомство учеников с теми географическими предметами и явлениями, о которых говорится в тексте учебника.

При чтении в классе надо останавливаться на каждом труднопонимаемом слове и вопросами убеждаться, что ученики правильно его восприняли: «Что это значит?», «Как это надо понимать?», «Нельзя ли сказать по-другому?». Вопросы задаются тогда, когда ученик прочитал до точки.

Если нужно, то учитель дополняет прочитанную статью не многими, но яркими и доходчивыми словами. Он может вопросами углубить понимание содержания, обобщить его и выделить научаются в процессе чтения географических статей использовать рисунки, схемы, планы, карты.

Следует сначала давать прочитывать дома сюжетные статьи, которые читались в классе. И только после того, когда ученики приобретут навыки прорабатывать деловые статьи географического содержания, можно и их задавать на дом. Учитель должен следить за тем, чтобы в задаваемых текстах не было незнакомых ученикам слов. Если такие слова встречаются, то необходимо их предварительно объяснить и закрепить в памяти детей правильное понимание, произношение и правописание их.

Постоянно следует приучать ребёнка к осмысленному чтению, развивать в нём способность усваивать не одни слова, но и мысли, а также ассоциировать вновь приобретаемые знания с ранее полученными представлениями. При чтении географических статей надо также развивать у детей способность вычитываемые мысли переносить на соответственные реальные географические объекты, развивать у них географическое мышление.

Из всех учебно-географических пособий по своему значению на первом месте стоит, наряду с картой, учебник.

Для чего же нужен учебник? Профессор Буданов так говорит об этом: «Без учебника преподавание теряет точность и определённость. Учебник обеспечивает определённый минимум знаний, на котором преподаватель может настаивать». Работа по учебнику проводится как на уроке, так и дома. Учебник служит для закрепления и повторения объяснений учителя, для самостоятельного усвоения нового материала. Работа по учебнику на уроке более необходима в начальной школе, чем в средней.

Применение учебника также имеет целью приучить детей к самостоятельной работе над книгой вообще. Необходимость учебника вызывается следующими обстоятельствами:
Во-первых, для массового ученика недостаточно однократного слушания объяснения учебного материала для того, чтобы он его хорошо усвоил. Необходимо несколько раз воспринять одно и то же знание для того, чтобы его понять во всех деталях и прочно закрепить в памяти. Учитель не имеет времени одно и то же объяснять по нескольку раз. Зато ученики могут, прослушав учителя, по том прочитать материал в учебнике любое число раз.

Во-вторых, пусть ученики хорошо усвоили материал со слов учителя. Всё-таки они со временем многое, если не всё, забудут. Необходимо время от времени освежать в памяти приобретённые знания. Это можно делать по учебнику.

Учебник вообще предназначается для учеников. Но он необходим и для учителя. Хотя учитель должен знать больше, чем со держится в учебнике, но всё-таки в его подготовке к уроку учебник играет большую роль. Учебник систематизирует материал и самое главное. Он может спросить: «О чём говорится в статье?», «Что мы узнали нового?».

Учителю необходимо приучить детей использовать книжные иллюстрации и карты. Наблюдаются такие случаи, что тексты учебника прорабатываются учениками дома и в классе, а на иллюстрации и карты в книге не обращается внимания; учитель полагает, что ученики сами увидят их. Полагаться на это нельзя. При классном чтении учитель должен методически проработать иллюстрации: во-первых, связать их с соответственными местами текста, во-вторых, убедиться, как ученики воспринимают рисунок, спросить, что он изображает; если нужно, пояснить надпись и т. д. Затем нужно привить детям умение и навык находить упоминаемые в тексте географические объекты на карте в учебнике, а также и в атласе. В учебнике карты даются или внутри книги, или в виде приложения. Необходимо проверять умение ученика находить саму карту и на ней упоминаемый в тексте пункт.

В работу с учебником входит не только чтение текстов, но и выполнение указанных в нём задач и упражнений. Обыкновенно отдельные темы в учебнике заканчиваются вопросами. Эти вопросы для учителя имеют примерное значение. Он может их дополнять, изменять, если найдёт это полезным. Но нужно добиваться того, чтобы ученики дали на них правильные ответы и выполнили указанные упражнения. Это систематизирует и закрепляет приобретённые ими знания.

Учебник географии предназначается главным образом для самостоятельной работы учеников. Весьма разнообразны виды такой работы:
Главным из них является самостоятельное чтение учениками дома статей из учебника на темы, содержание которых учитель объяснил в классе. Потом ученик должен рассказать своими словами содержание прочитанной статьи.
Это ставит перед учителем задачу не только научить учеников осмысленно и продуктивно читать, но и правильно готовиться к пересказу прочитанного. Нужно научить учеников готовиться по учебнику последовательно, сжато пересказывать самое важное из прочитанного текста. Большую помощь в этом деле может оказать составление плана. Сначала учитель составляет и записывает на классной доске, а ученики в свои тетради план содержания заданной статьи. При работе над следующей статьёй весь класс под руководством учителя составит план пересказа её. Дома ученики читают её и готовятся к пересказу по этому плану.
Так, постепенно, они научатся самостоятельно составлять план и по нему готовиться и пересказывать материал. Тогда чтение приобретёт целенаправленность и будет более эффективно. Вместе с тем это является одним из важных способов развития логического мышления и поднятия культуры речи учеников. Необходимо довести до сознания учеников, что для глубокого пони мания и пересказа текста необходимо его прочитать несколько раз. При повторном чтении ученики должны вдумываться в содержание статьи, сосредоточивать внимание на трудных местах и стараться хорошо понять и запомнить наиболее важное. Для подготовки к пересказу статьи ученикам надо уметь бегло читать и скоро находить ответы на вопросы плана.

Глава 2 « Виды работы с учебником».

Следует практиковать в классе, а затем и в порядке домашнего задания ещё следующие виды работы над учебником.
На первых порах необходимо чтение в классе учениками вслух под руководством учителя.
Чтение про себя для подготовки к чтению вслух. Тихое чтение проводится обычно в классе. Это проводится с разными целями: чтобы дать возможность ознакомиться с содержанием текста, чтобы найти в нём нужное место, чтобы выполнить какое- либо другое задание, требующее прочтения статьи. Иногда проводится тихое чтение для подготовки учеников к выразительному громкому чтению.

Самостоятельное чтение про себя статей в учебнике с постановкой вопросов по прочитанному материалу. Это может иметь разные цели: для выделения главных мыслей, для углубления материала, для составления плана статьи и т. д.

Чтение про себя и выписывание из учебника важных мест и новых слов.

Запись своими словами выводов из прочитанной статьи. Сначала класс под руководством учителя поупражняется делать выводы из статьи. Учитель их запишет на классной доске, а ученики перепишут себе в тетради. Постепенно ученики научатся самостоятельно формулировать выводы из прочитанного.

Составление таблиц на основе читаемого материала.
Пример такой таблицы дан ниже при описании методики изучения частей света темы «Земной шар».
Чтение может сопровождаться зарисовками в тетради на основе текста или иллюстраций.
Методическое обучение учеников, как работать над учебником, имеет важное значение. Оно научит их успешнее овладевать знаниями, изложенными в учебнике. Это разовьёт в детях любовь к книге и интерес к науке.
0 методике образования географических навыков.

Географическое обучение было бы незаконченным, если бы оно остановилось на рассмотренных стадиях. От формирования географических представлений и от развития у учеников логического мышления необходимо идти к применению знания на практике, что предполагает приобретение умения и навыков. Если бы образовательный процесс ограничился только сообщением ученикам знаний и не осуществлялось бы перехода от знания к умениям и навыкам, то такое обучение было бы бесполезным и такие науки не могли бы быть фактором общественного прогресса. «Без навыков и умений нет и не может быть образовательного процесса» (Корнилов). Не закреплённые в навыках знания не только бесплодны, но и не прочны, формалистичны, мертвы.
Если учитель не работает над привитием ученикам географических навыков, а ограничивается только проработкой учебника, то он не доводит обучение географии до конца и не выполняет возложенной на него задачи.
Навыки делают знания более действенными, прочными и реальными. Закрепление географических знаний в навыках является одним из существенных средств борьбы с формализмом.
Вместе с тем привитие навыков ученикам это подготовка их к практической деятельности по окончании школы. Без навыков не могут обойтись и самые высокие сферы творческой деятельности. «Условием проявления творчества является владение соответствующими навыками» (Теплов).

Как же можно прививать географические навыки ученикам? Ответ на этот вопрос подсказывается самой сущностью навыка. Географический навык это автоматизация применения географических знаний в результате упражнения.
«Умение это не вполне завершённый навык» (Корнилов).
Словесно-книжные пассивные методы преподавания географии не могут образовать у учеников навыков по применению географических знаний. Чтением лекций о плавании, о езде на велосипеде нельзя научить этим навыкам. Привитие навыков предполагает самую широкую самодеятельность учащихся. Главным и основным способом привития ученикам географических навыков являются упражнения, практические занятия, работа на географической площадке, школьное краеведение.

Чтобы привить ученикам навык глазомерного определения расстояния, надо чтобы они упражнялись в этом. Для образования у них умения и навыка в чтении карты, необходимо систематически упражняться в решении разнообразных задач по карте. Для приобретения учениками навыков исследовать географическую среду и разбираться в географических комплексах, нужно чтобы они занимались краеведением, ходили на исследовательские экскурсии. Навыки наблюдения над погодой и навыки обработки научных материалов могут быть приобретены учениками только в результате упражнений в этом деле.
Навыки совершенствуются. Упражнения, формирующие и совершенствующие навыки, не сводятся к простым повторениям действий. Профессор Теплов указывает такие условия, при которых повторные действия укрепляют и совершенствуют навык:

«Обучающемуся необходимо иметь возможно более ясное представление того, что именно он должен делать, чего он должен добиться».

«Обучающийся должен знать результат каждого отдельного упражнения». «Умение видеть свои ошибки и недостатки важнейшее условие успешного упражнения».
Из этого следует заключить:

При обучении географии сообщение знаний ученикам не обходимо закреплять упражнениями по применению их на практике.

Перед каждым упражнением учитель должен доводить до сознания учеников целевую установку работы.

Ученические работы нужно как можно скорее проверять и об обнаруженных достоинствах, недостатках и ошибках их следует незамедлительно сообщить ученикам.

Правильно поставленная учебно-воспитательная работа в преподавании географии обеспечит развитие познавательных способностей учеников, заложит начала научного географического мировоззрения, а также подготовит их к преобразованию географической среды в соответствии с потребностями человеческого общества.
Основной метод развития познавательных способностей учеников состоит в упражнении этих способностей. Сообщение теоретических географических знаний следует сочетать с практикой учеников в географических наблюдениях, в образовании географических представлений, понятий, суждений и навыков.

Глава 3 « Практические работы и практикумы»

Практические работы – неотъемлемая составляющая процесса обучения географии в школе. Их выполнение вносит существенный вклад в формирование географической культуры школьников: умений называть, показывать, описывать, объяснять, сравнивать, анализировать, оценивать, прогнозировать; способствует качественному обучению географии. В выпуске даны обязательные работы по всем курсам школьной географии – от 6 до 10 классов. Подробно показано, как, с помощью, каких источников географической информации выполняется та или иная работа, в какой форме, представляются ее результаты, как она оценивается.
Цель проведения практикумов способствовать формированию и развитию следующих умений учащихся:
интеллектуальных (анализ, синтез, обобщение, классификация, прогнозирование);
оценочных (ранжирование, рефлексия, выбор решения и др.);
практических (создание графических моделей, проектов, картосхем, нормативных материалов, правил поведения в различных ситуациях, сбор статистических материалов, анкетирование, оформление контурных карт и др.);
общеучебных (написание и оформление реферата, эссе, доклада, подготовка сообщения и др.);
коммуникативных (вхождение в диалог, отстаивание своих взглядов, проявление эмпатии и др.).
Практикумы могут проводиться в классе под руководством учителя, а также вне школы самостоятельно (например, социологический опрос).
Обязательным условием при проведении практикума является выяснение того, какое из заданий заинтересовало, что оказалось сложным при выполнении и т. Д.

Основные технологии обучения

Реализация личностно-деятельностной модели обучения обусловливает применение при изучении курса «География России» в 9 классе совокупности технологий, ориентированных на самостоятельную деятельность учащихся на уроке, их взаимодействие друг с другом, учителем, различными источниками информации, природой, социумом своего края, т. Е. на формирование компетенции учащихся.
Главным при использовании различных технологий обучения является свобода школьника, проявляющаяся в выборе им решений, самовыражении, умении видеть географические и жизненные проблемы, осознавать их, предлагать пути их решения.
При выборе технологий обучения следует учитывать, что учебная деятельность обладает рядом особенностей.
Во-первых, она направлена на освоение других видов деятельности (практическая, коммуникативная, ценностно-ориентированная, проектная), а также на овладение самой учебной деятельностью («учись учиться»).
Во-вторых, следует учитывать, что учебная деятельность ученика как субъекта этой деятельности направлена на себя, на получение нового результата в виде новых знаний, умений, ценностных отношений, творческого опыта, в этой связи учителю необходимо стимулирование деятельности школьников.
В-третьих, для учащихся учебная деятельность по географии носит инновационный характер, так как она направлена на получение нового опыта. При этом взаимодействие старого и нового опыта, освоение географического содержания всегда требуют усилий, определенной географической культуры учащихся, мотивации деятельности. Поэтому за овладением способом деятельности, например работой с картой, лежат не только сугубо практические умения, но и общеучебные.
В-четвертых, курс «География России» (как и полностью предмет «География») должен способствовать овладению опытом социально значимых дел в месте своего проживания, например увидеть конкретную проблему, которую по силам решить школьникам, ознакомить с ней общественность и одноклассников (через Интернет, школьную газету и т. Д.), включиться в ее решение. Такой подход позволяет воспитывать ученика как гражданина, патриота.
При использовании в курсе «География. Россия» различных технологий обучения необходимо учитывать возрастные особенности школьников, а также особенности содержания курса, его концептуальные идеи, ориентацию на динамичность и мобильность современной жизни.
Применяя технологии обучения, направленные на формирование компетенции учащихся, их личностной позиции, необходимо:
привлекать школьников к активной деятельности (сотрудничество друг с другом, учителем), позволяющей формировать собственное «Я»;
создавать ситуации, в которых учащиеся могут занять активную позицию, смело отстаивать свои взгляды, не бояться выражать свою точку зрения;
опираться на жизненный опыт учащихся, ибо этот опыт, по мнению М. В. Кларина, «служит центральным источником учебного действия», включает учащихся в поисково-созидательную деятельность.
Среди технологий обучения в 9 классе особенно важно использовать:
технологии работы с различными текстами;
компьютерные технологии;
технологии социального взаимодействия (дискуссии, семинары, анализ ситуаций, групповая работа, ролевые игры и др.);
практико-ориентированные технологии (практикумы, мастер-классы, проекты);
игровые технологии;
технологии аутентичного оценивания (технологии достижений): портфолио, тесты;
кейс-технологии.
Следует обратить внимание на развитие умений работать с учебником и другими источниками информации. При этом нужно учитывать, что дети стали другими. Они по-другому воспринимают тексты (например, значительно хуже воспринимают текст, если он построен в соответствии с научной логикой). Вследствие повышенной возбудимости у многих преобладает «клиповость», мозаичность в восприятии текста. Для них интересна многомерная (векторная) подача и раскрытие информации, а не плоскостная (алгоритмически заданная). На многогранной подаче материала и построен учебник «География России».
В связи с этим важным методом работы учителя является работа с текстом. Приемы выделения в тексте главного, составление на основе его изучения логической схемы, тезисов, понятийного «древа», выявление причинно-следственных связей, параллельная работа с картой, рисунком, привлечение информации из газет, журналов, Интернета для объяснения проблем, рассматриваемых на уроке, наиболее актуальны в данном курсе

Глава 4 « Деление учебного материала».

Деление учебного материала в учебнике осуществляется с учетом трехступенчатого каркаса: тема параграф обобщение по теме.
Основой содержательного каркаса, поддерживаемого аппаратом ориентировки и усвоения содержания, является параграф. Параграф основная единица учебника и соответствует уроку. В начале каждого параграфа дано его краткое содержание.
Первый блок (условно «лидер») информационный. Он включает основное содержание, минимально реализующее стандарт и необходимые для его выполнения требования. Структура блока вопрос информация вывод. Видеоряд (фото, рисунки, графики и т. д.) несет обучающую нагрузку. Это относится также к изображениям на полях и заставках, на которых написано название параграфа. В тексте шрифтами выделяются базовые и соподчиненные термины, понятия и географические названия.
Второй блок («помощник») расширяющий и углубляющий содержание содержит комплекс разнообразных материалов по какой-либо географической проблеме или явлению. Этот блок способствует развитию у учащихся познавательного интереса к предмету и практических навыков и предназначен для более глубокого изучения темы. Он реализуется через смысловые рубрики «Стоп-кадр» (поддерживает и углубляет фундаментальный компонент) и «Шаг за шагом» (поддерживает деятельностный компонент). В последнюю рубрику входят задания с описанием алгоритмов, технологической схемы их выполнения, например «Определяем падение и уклон реки», «Описываем рельеф по карте», «Сравниваем природные зоны» и т. д.
Третий блок («эксперт») практический. Содержит материал для итогового контроля и самоконтроля. Задания и вопросы в тестовой форме включены в соответствии с новыми требованиями к аттестации. В этом блоке материал организован по рубрикам:
«Запомните» выделены основные термины и понятия, важные характеристики, которые необходимо усвоить;
«Откройте атлас» даны простейшие задания на поиск географических объектов на карте. Цель приучение к постоянной работе с картой;
«Это я знаю» содержит вопросы и задания, тесты, позволяющие выявить степень усвоения материала параграфа. Это задания первого уровня познавательной самостоятельной деятельности учеников (где? что? какой? и т. д.);
«Это я могу» даны практические задания (по контурной карте или «проанализировать...», «сравнить...», «дать характеристику...» и т. п.). Задания этой рубрики задания второго уровня познавательной самостоятельной деятельности учащихся;
«Это мне интересно» содержит творческие задания третьего уровня познавательной самостоятельной деятельности учащихся.
Самостоятельная деятельность учащихся строится:
- на изучении и анализе информации: текста, карт, рисунков, фотографий, статистических данных;
- на детальной проработке материала с помощью рубрик «Шаг за шагом», «Анализируем график», «Читаем карту», «Анализируем диаграмму»;
Интересным необходимым приемом работы является написание эссе. Эссе (в переводе с французского очерк, опыт) представляет собой свободную трактовку какой-либо проблемы. Как правило, эссе состоит из 100200 слов. Эссе дается как письменное задание на стадии осмысления и готовится с учетом времени (не более 715 мин). В качестве домашней работы эссе становится серьезным заданием. Темы для написания эссе могут быть, например, такие: «Как в России покончить с зависимостью от импорта», «Что можно предложить для развития сельского хозяйства в России», «Что мешает развитию туристической индустрии в нашей стране».
Творческим приемом работы с текстом учебника является прием включения учащихся в диалог с текстом. Этому во многом способствует диалогическое построение учебника (текст должен порождать текст). Активный диалог с текстом возможен, если учащиеся выражают согласие или несогласие с позицией авторов учебника, ученых, путешественников.
Использование в работе создание проектов. В переводе на русский язык слово «проект» означает «брошенный вперед». В современном понимании проект это то, что изменяет наш мир (создание фильма, строительство дома и т. д.). С помощью проектов учащиеся самостоятельно осуществляют развернутые решения личностно значимой для них проблемы в виде разработок, докладов, макетов, моделей и других создаваемых продуктов, а также конкретной созидательной деятельности (описание объектов природы, благоустройство и др.).

-Заполнение таблицы форма анализа различных показателей. При заполнении таблиц учащиеся устанавливают взаимосвязи между элементами содержания.
Виды электростанций
Достоинства
Недостатки

ТЭС
ГРЭС, ТЭЦ


ГЭС



АЭС
АСТ


ПЭС



ВЭС



СЭС



ГеоТЭС





Тема «население», которая содержит параграфы о воспроизводстве, численности, миграциях, рынке труда и занятости населения, а также знакомит с «демографическим портретом» россиян, многообразием народов и их размещением по территории страны, проблемами урбанизации, городами и сельскими поселениями. Тема «Население России» отличается большим разнообразием статистических данных. Очень важно для учащихся научиться не только анализировать, делать выводы, а научиться объяснить причины и сделать дальнейший прогноз на будущее.
Алгоритм работы со статистическими данными:

Этап работы
Анализ
Выводы
Причины
Прогноз

действия
Анализ численности населения с 1926 по 1991
Численность населения сначала постепенно увеличивалась, а после 1991 года стала снижаться
1Распад СССР
Затяжной экономический кризиз
2Нестабильная политическая и экономическая ситуация
3Переход на новые формы хозяйствования – рыночные отношения
Возможно численность населения будет снижаться, если

Численность населения не только стабилизируется, но и станет возрастать.



Важная и сложная тема «Хозяйство», которая нацеливает на изучение хозяйства России и его особенностей, структуры и цикличности развития экономики, знакомит с отдельными отраслями хозяйства, их проблемами и возможными путями преодоления кризиса в некоторых отраслях, рассматривает вопросы дальнейшего развития экономики России в целом и отдельных ее отраслей в частности;




Рефлексия
на рефлексии (как я делаю, зачем я делаю, так ли я сделал);


























Цель пособия дать полезные советы (рекомендации) по наиболее эффективному использованию учебника и тренажера на уроке и во внеурочное время, по раскрытию содержания учебника и формированию у учащихся умения учиться как ведущей цели и ценности образования XXI в.
В пособии автор обращает внимание на то, что эффективность урока во многом зависит от организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся: поиска новых знаний, решения различных проблем, включения в диалог, обеспечивающей развитие индивидуальных особенностей учащихся, формирование географической культуры.
Особенности содержания и структуры учебника «География. Россия»

В структуре географического образования курс «География. Россия» занимает центральное место. Этот курс знакомит учащихся с особенностями природы, населения, хозяйства России в целом, а также отдельных ее регионов и своей малой родины.
«География. Россия» один из самых значимых школьных курсов, его содержание направлено на становление человека как гражданина, патриота, рачительного хозяина своей страны и малой родины, активно участвующего в решении ключевых проблем.
Особенностью содержания курса «География. Россия» является его ориентация на личность учащегося (раскрытие его индивидуальности, самостоятельности, интересов) и рассмотрение современных направлений географической науки с ее проблемами, идеями, стратегиями, обусловленными мировыми глобальными процессами, а также изменением жизненных ценностей современного общества.
Курс «География. Россия», изучаемый в 8 и 9 классах, рассматривается как единый интегративный курс, обеспечивающий формирование целостной географической картины своей страны и своей области (республики, края).

на проработке материала параграфов-практикумов «Учимся с „Полярной звездой“». Такие параграфы нацелены на формирование и применение умений решать проблемы, работать с информацией (создавать схемы, таблицы, графики), применять свой жизненный опыт в различных ситуациях, включаться в дискуссию, создавать проекты;
на рефлексии (как я делаю, зачем я делаю, так ли я сделал);
на анализе обобщений по темам, позволяющих делать мировоззренческие и ценностные выводы;
на поиске информации в Интернете.
Организация различных видов деятельности осуществляется индивидуально, в процессе групповой и фронтальной работы.
Таким образом, учебник нацелен на самостоятельную деятельность, продуцирующую знание в практической, творческой, конструктивной форме.
Конструирование целей образовательной деятельности осуществляется на основе географического содержания курса. Под целями понимают ожидаемые результаты деятельности учащихся, достигаемые за определенный период времени (урок, курс). Цели определяются через описание личностных новообразований учащихся с последующей их декомпозицией (раскрытием) через когнитивный компонент содержания (категориальный аппарат усвоения), операционально-деятельностный компонент (способы действия учащихся), опыт эмоционально-ценностного отношения к миру (ценностный компонент). Такой подход позволяет целостно увидеть содержание урока в «свернутом» виде и моделировать результаты, которые достигаются учащимися.

Практико-ориентированные технологии. Одной из форм обучения в курсе «География. Россия» являются практикумы. В учебнике такие практикумы представлены параграфами «Учимся с „Полярной звездой“», которые носят социокультурную практико-ориентированную направленность. В этом состоит их принципиальное отличие от ранее предлагавшейся системы практических работ по географии России в 8 классе, ориентированных на раскрытие в основном экономических и технологических вопросов.

Особенностью практикумов учебника является то, что они проводятся с учетом специфики школы (индивидуальных особенностей сельских и городских учащихся, возможностей учителя).
Дидактической единицей в методе проектов является географическая проблема. Таким образом, проблема и пути ее решения с помощью методов географической науки приобретают контуры проектной деятельности. Важной особенностью проектов является единство замысла и реализации. Проектная деятельность осуществляется с учетом взаимосвязанных этапов: ценностно-ориентированный (осознание учащимися замысла, мотива деятельности); конструктивный (включение учащихся в деятельность в группе или индивидуальную, составление плана работы, сбор материала, создание проекта, выбор формы его реализации); оценочно-рефлексивный (самооценка своей деятельности, оформление проекта); презентативный (участие в защите проекта, самооценка по поводу реализации проекта).
Кейс-технологии. Начиная с 8 класса, в учебном процессе необходимо использовать кейс-технологии, основанные на анализе конкретных ситуаций (кейс-метод).
Кейс-технология это проблемно-поисковый анализ, позволяющий учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, проблема не имеет однозначного решения. Материалы кейса для учащихся 8 класса содержат небольшие тексты 12 страницы, а также иллюстрации.
Работа учащихся над кейсом включает следующие этапы: критическое осмысление информации, вычленение проблемы для решения; анализ, ориентирующий на выявление причин проблемы; поиск идей, направленных на решение проблемы, или разработка плана действий. Кейс может быть представлен в письменной или устной форме.
Технологии аутентичного оценивания. Портфолио представляет собой технологию работы с результатами учебной деятельности учащихся, которая используется для демонстрации оценки своей образовательной деятельности и осознания субъектной позиции. Портфолио ученика индивидуальная папка, в которой фиксируются его личные достижения по географии.
По результатам портфолио в конце учебного года учащиеся подводят итоги и в ходе открытого конкурса получают за портфолио оценку своих одноклассников. Портфолио может включать сведения об ученике, самостоятельные работы, творческие работы, эссе, список литературы для чтения по курсу (теме), ссылки на географические сайты, аннотации на журнальные статьи, книги, интересные цитаты, афоризмы, результаты тестов, выступлений на семинарах, картографический материал, информацию из журналов, газет, Интернета по определенным проблемам и др. Страницы портфолио могут быть представлены в виде отдельных рубрик.

Путь к созданию научного географического мировоззрения у учеников лежит как через сообщение им готовых географических идей, знаний, так и через их самостоятельное посильное изучение географической действительности.










13PAGE 15


13PAGE 14215