Урок чтения на тему Р. Киплинг. Рикки — Тикки — Тави. Обобщение
Тема урока: «Страх делает нас слабыми, а бесстрашие - сильными».
Р. Киплинг. Рикки-Тикки-Тави. Обобщение изученного.
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания и представления о событиях и героях сказки.
Задачи: 1.Учить определять тему, главную мысль, основное содержание произведения; давать характеристики героям сказки. Обобщить знания о композиции построения художественного произведения. Развивать умение составлять отзыв к произведению.
2.Коррекция артикуляционного аппарата, навыков устной речи, внимания, оперативной памяти, а также зрительно-слухового восприятия с опорой на память.
3.Развивать творческие способности детей: учить понимать и передавать чувства героев через совершенствование навыков чтения по ролям. Развивать умение работать в малых группах. Продолжить формирование навыка самостоятельной работы с текстом.
4.Ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением. Воспитывать интерес к чтению, чувство товарищества и взаимовыручки.
Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: название урока, цветок, определение композиции, композиционный ряд, иллюстрации сюжетов, выполненные детьми (для построения композиционного ряда), кластер, индивидуальные карточки с заданиями, шкатулка с зеркалом, упражнение на развитие аналитико-синтетической деятельности, фото мангуста, презентация, пирамида – отзыв, рисунки кирпичей – для релаксации.Тип урока: обобщение изученного материала.
Применяемые технологии:
1. Технология проблемного обучения.
2. Игровая технология.
3. Компьютерные (инновационные) технологии.
Методы и приемы обучения: беседа, игра, мыслительная деятельность, дифференцированная работа по карточкам, бинарное чтение цепочкой, краткий пересказ, чтение по ролям, «Мозговой штурм», и т.д.Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Термины и понятия: сюжет, композиция.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
- Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
- Здравствуйте!- скажем мы нашим гостям.
Здоровья желаем всем и всему!
Психологический настрой.
- Вдохните. Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. И, подобно этому цветку, раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
3. Мотивация к уроку.
- Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке? (ответы детей)
- У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. А пока это секрет. Я надеюсь, что в конце урока вы откроете этот секрет.
2. Объявление темы и цели урока.
Упражнение на развитие аналитико-синтетической деятельности.
- Ребята, тема нашего урока звучит так: «Страх делает нас слабыми, а бесстрашие - сильными». А вот для того, чтобы узнать, над каким произведением мы сегодня будем работать, вам нужно расшифровать загадочную строчку. Изучите задание внимательно, подумайте, что нужно сделать, чтобы его выполнить?
- Правильно, вы должны найти среди букв, спрятавшееся название.
апдриккишежвтиккихцъасчтавивлп- Сегодня у нас последний,обобщающий ваши знания, урок по сказке Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» и мы постараемся вспомнить все основные события, главных персонажей сказки и понять, чему же она нас учит.
3.Обобщение знаний по теме.
Разминка. Работа над чистоговоркой.
- Прочитаем чистоговорку, четко проговаривая слова.
Рикки-тикки-тикки-тикки-чк!
- Каждый «про себя» прочитайте еще раз.
- Потренируемся по рядам.
- Чтение чистоговорки хором все вместе.
«Мозговой штурм»
- Кому принадлежат эти слова? (мангусту Рикки-Тикки-Тави)
- Что они обозначали? (Его боевой клич, когда он мчался в высоких травах.)
Бинарное чтение цепочкой.
- Мы читали художественное описание мангуста в сказке. Давайте перечитаем его на стр.187. читать будем этот отрывок цепочкой парами.
Научное описание зверька.
- Сегодня Юра приготовил научное описание этого зверька, послушайте его.
- Мангуст – это хищник. Длина его тела равна примерно 65 см, хвост длиной 50 см. Шерсть серо-коричневая. Хвост покрыт длинными волосами. По-другому мангуста называют Фараонова крыса. Живёт в Африке, Азии, на юге Европы, в Индии. Обитает в зарослях кустарника, около жилья человека. Охотится ночью. Питается змеями, мышами, птицами, насекомыми.
Показ иллюстрации.
Составление кластера.
- Атеперь я предлагаю вам вспомнить всех героев этого произведения.
Тест «Кто это?».Составляется на магнитной доске.
Рикки-Тикки-Тави –крыса.
Наг –хозяин дома.
Нагайна –птицы - портные.
Чучундра – мангуст.
Семья Дарзи –хозяйка дома.
Тедди –чёрная кобра.
Большой человек –мальчик.
Мать Тедди –супруга Нага.
2. Коррекционный приём: подбор подходящих характеристик характеров героев.
- Найдите слова,спрятавшиеся вокруг нас в кабинете, подходящие к описанию характера каждого героя произведения Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави».
Слова расположены на стенах кабинета.Во время подбора ученики находят эти слова, и в соответствии с характеристикой каждого героя, эти слова крепятся на магнитную доску.
В итоге, при составлении кластера, должна получиться следующая таблица.
Рикки-Тикки-Тави мангуст преданный, отважный.
Наг чёрная кобра злобный, жестокий.
Нагайна супруга Нага подлая, беспощадная.
Чучундра крыса трусливая, глупая.
Семья Дарзи птицы-портные хитрые, смелые.
Тедди мальчик добрый, жалостливый.
Большой человек хозяин дома умный, сильный.
Мать хозяйка дома заботливая, любящая.
Работа над композицией сказки.
- Работая над произведением Р. Киплинга на прошлых уроках, мы изучали композицию сказки, составляли её план.
- Вспомним!Композиция - построение художественного произведения. Она состоит из взаимосвязанных между собой частей сюжета: завязки, развития действия, кульминации, развязки.
Творческое задание.
- Мы смотрели мультфильм о Рикки-Тикки-Тави, а потом я предложила вам самим создать свою мультипликационную студию и стать мультипликаторами, т.е. создателями мультфильмов, и выпустить свой мультфильм о бесстрашном мангусте. Вы выполнили задание. Это кадры нашего мультфильма. Они и есть взаимосвязанные между собой части композиции сказки, озаглавленные нами на прошлых уроках.
План:
Рикки в доме у людей.
Знакомство Рикки с садом и его обитателями.
Рикки убивает Карайт.
Битва Рикки с Нагом.
Рикки перехитрил Нагайну.
Большая победа Рикки.
Учащиеся презентуют свои работы: располагают свои работы в соответствии с планом и композицией сказки и кратко пересказывают части сказки.
-Прошу вас презентовать свои работы. Вы должны расположить свой сюжет в соответствии с композицией сказки и кратко пересказать каждую главу.
Краткий пересказ.
1 глава. Рикки-Тикки-Тави был мангуст. Он жил с отцом и матерью в ложбине. Случилось наводнение, и его смыло водой. Мангуста нашли люди. Мальчик Тедди и его мама принесли Рикки домой. Папа сказал, что этот зверёк защитит Тедди лучше любой собаки.
2 глава. Рикки подружился с хозяевами дома. В саду он познакомился с семьёй Дарзи. У них случилось несчастье: их птенчика проглотил Наг. Наг – чёрная кобра - огромная ядовитая змея. Рикки увидел Нага и сначала испугался, но только на одну минуту. Наг тоже испугался, потому что он знал, что если в саду появились мангусты, значит, всему змеиному роду скоро придёт конец. Он стал отвлекать Рикки. В это время Нагайна, злая жена Нага, решила напасть на зверька сзади. Дарзи подсказал мангусту об опасности, и зверёк вовремя избавился от неё. Наг и Нагайна исчезли в зарослях.
3 глава. В саду Тедди развлекался с Рикки. В это время пыльно-серая змейка Карайт хотела напасть на мальчика. Мангуст напал на неё и убил. Люди оценили мужество зверька. Ночью Рикки отправился путешествовать по дому и повстречался с крысой Чучундрой. Крыса была очень трусливая. Она всего боялась. В тишине ночного дома мангуст услышал звуки ползущей змеи.
4 глава. Рикки услышал разговор Нага и Нагайны. Они шептались о том, что им нужно сначала расправиться с Большим человеком, а потом прикончить Рикки. Они решили, что Наг останется в ванной комнате и убьёт его. Нагайна уползла, а Наг остался ждать утра и уснул. В это время на него напал Рикки и укусил его. В битве сНагом, мангусту пришёл на помощь Большой человек. На этот раз зверёк спас от смерти хозяина и хозяйку дома.
5 глава. Битва с Нагайной казалась Рикки ещё более опасной, чем битва с Нагом. Рикки было важно добраться до кладки яиц кобры, поэтому он попросил Дарзи отвлечь Нагайну. В то время, когда кобра гналась за женой Дарзи, мангуст пробрался к дынной грядке. Нашёл яйца и принялся их уничтожать. Жена Дарзи предупредила мангуста о том, что Нагайна отправилась на веранду дома и замышляет убийство.
6 глава. Нагайна уже приготовилась ужалить Тедди, когда Рикки прибежал на веранду и показал змее единственное уцелевшее яйцо. Рикки-Тикки бесстрашно сражался с Нагайной и победил её. Все признали его спасителем. А он, как истинный мангуст, охранял этот сад очень преданно, и ни одна змея не могла сунуться через ограду.
- Следующее задание для нашей мультипликационной студии. Я прошу васозвучить мультфильм о мангусте, но сначала помогу вам войти в роль. А для этого прошу вас вспомнить, что мы говорили о наших героях, немного подвигаемся и сделаем речевую разминку - физминутку.
Физминутка- Крыса. Примем позу крысы и скажем хором:
- Ах-ах-ах-ах (на одном выдохе), погиб юный мангуст! – печально, жалостливо.
- Тедди. Давайте разделим вместе с Тедди радость, посмеемся с ним:
- Ха-ха-ха (на одном вдохе – тихо, громче, громко)
- Мангуст. Подпрыгнем на месте и с любопытством скажем:
-Я останусь тут и разузнаю все как есть!
Конкурс «Озвучки».
Показывается сюжет из мультфильма, который два ученика озвучивают по тексту.
- Я объявляю конкурс лучшего актёра за кадром. Вы должны передать голосом характеры героев. Для этого мы сначала смотрим отрывок, который озвучивали профессиональные актёры. А потом вы попробуете озвучить этот отрывок.
Сюжеты:
беседа Нага и Нагайны (с.194) – озвучивают Подопригора А. и Ищенко А.,
беседа Чучундры и Рикки (с.193) – озвучивают Бородаенко И. и Цинцадзе Г.,
беседа Дарзи и Рикки (с.197)–Майданик И. и Шестак В.,
беседа Нагайны и Рикки (с.200) – Серов Ю. и Сальников И.
Итог урока.
Работа с "Пирамидой-отзывом".
- Я предлагаю вам составить отзыв об изученном произведении. Мы оформим его в виде пирамиды.Пирамида – это фигура, полученная объединением отрезков, соединяющих вершину и точки плоской поверхности. Вершиной пирамиды - отзыва нам послужит ответ,который будет состоять из одного слова.
1 слово – о ком произведение.
3 слова – место действия.
4 слова – главные события в книге.
5 слов – главные герои, какие они.
6 слов – что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец книги
9 слов – о чём эта книга (дополните первую строку шестью словами)
Пример готовой работы:
1 - мангуст.
3 - дом в Индии.
4 - смертельная борьба со злом.
5 - Рикки, Тедди, Дарзи и другие персонажи - добрые, умные, смелые; Наг, Нагайна - жестокие, злые.
6 - жалость, интерес, страх, гнев, злость, радость.
9 - история о мангусте со счастливым концом для обитателей дома.
Реклама или рекомендация книги (индивидуальные карточки с заданием по группам – дифференцированный подход).
1 группа. Некоторым из вас (Серов, Сальников) достанется чистый бланк, на котором есть только начало рекомендации книги. Вы должны своими словами дополнить его.
Обязательно прочитайте книгу о Рикки-Тикки-Тави, потому что:
2 группа. Учащиеся (Майданик, Подопригора, Цинцадзе) составляют одно правильное продолжение, составленное из двух частей, связанных друг с другом по смыслу.
Обязательно прочитайте книгу о Рикки-Тикки-Тави, потому что:
Я считаю, что необязательно быть великаном, (и ждать, что кто-то другой спасет тебя.)
Я считаю, что нельзя отворачиваться от опасности (ничего не добьется.)
Я считаю, что тот, кто не может побороть свой страх, (чтобы победить.)
3 группа. Учащиеся (Ищенко, Шестак, Бородаенко) из вариантов ответов выберут нужный и подчеркнут его.
Варианты ответов для 3 группы:Эта сказка учит добру и преданной дружбе.
Всем нравятся книги о животных.
В этой сказке добро побеждает зло.
Проверка всех ответов учащихся и их оценка.
Вывод: (обращаемся к теме урока)- Страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными.
Рефлексия. Ассоциативные параллели.
-Мы с вами работали над сказкой об Индии. А главным архитектурным украшением Индии являются храмы. И мне хочется рассказать вам одну притчу, а вы подумайте над ней, над её скрытым смыслом и ответьте на мои вопросы.
Чтение притчи о строителях храма. Картинка с храмом Индии.
Притча.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: «Что ты, делал целый день?»
И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго мудрец спросил: «А что ты, делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу».
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал на сегодняшнем уроке как первый рабочий?
-А кто как второй?
-А кто как третий?
- Ребята, вспомните, в начале урока я задала вам вопрос: «Кто самый главный, важный, нужный человек на нашем уроке?» Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке.
В шкатулке - зеркало. Каждый видит себя.
- Вы удивлены? Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?Мне бы хотелось, чтобы вы стали хорошими смелыми людьми. Спасибо за урок.
Дополнительный ресурс урока.
Прием «Корзина идей».
На доске записано предложение: «Какие поступки надо совершить, чтобы прослыть самым смелым?». Ученикам предлагается ответить одним словом, записать его на чистом листе. Записанные учащимися ответы складываются в «Корзину идей».
Обсуждая свои ответы, ученики приходят к выводу: «Не надо бояться совершать поступки, которые помогают другим».