Выступление по теме Интерактивное обучение — гарант высокого качества знаний



Ольхова Е.В.
Бирюкова Г.А.

Интерактивное обучение гарант высокого качества знаний учащихся.
(Выступление на районном семинаре учителей математики)

Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют единую цель – усвоение знаний учащимися. Поощрительным является внедрение новшеств и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную. Особенностями пассивной модели является то, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Эта модель самая традиционная и довольно часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов. Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе «ученик-учитель», наличие творческих (часто домашних) заданий как обязательное.
В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Он означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.
Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть включаются конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки. Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала (после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также делать её вместо опроса или обобщения.
Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, никто из учеников не будет просиживать время на уроке, как это очень часто бывает, - все вовлечены в работу.
Подобной работой является и деятельность учеников, которые объединяются в ротационные (изменяющиеся) тройки, таким образом, учитель может перемещать учеников сколько угодно раз, задавая при этом различные вопросы.
Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной технологии
Положительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.
Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.
Индивидуальная ответственность – каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы.
Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.
Оценка работы – во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.
Интерактивные технологии позволяют в учебно-игровом поле слушателям проиграть разнообразные должностные и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель взаимодействия людей в производственной ситуации. Применение интерактивных технологий в обучении позволяет максимально приблизить ученика к условию учебного материала, включить в изучаемую ситуацию, побудить к активным действиям, переживать состояние успеха и соответственно мотивировать своё поведение. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые активные формы работы с классом.
Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, самореализации участников учебно-воспитательного процесса.
Цель интерактивной игры – изменение и улучшение моделей поведения, деятельности субъектов педагогического взаимодействия и осознанное усвоение этих моделей.
Игровая технология как целостное образование охватывает определённую часть учебного процесса, объединенного общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Интерактивные игры способствуют социальному развитию и стимулированию деятельности детей. Они создают волшебный мир игры, живущий по своим законам и нормам поведения, которые все принимают. Дети и не должны прятать свои эмоции, они могут свободно общаться с другими участниками игры вербально или не вербально, играть различные роли, свободно перемещаться по залу или согласно правилам терпеливо сидеть на одном месте, могут также принимать решения. Взаимодействие во время игры поддерживает процесс социализации и развития личности, а также позволяет проверить развитие и интеграцию уже имеющихся навыков и умений. Кто активно действует в группе, тот и учится более интенсивно и с большей мотивацией, в отличие от тех, кто концентрируется только на ведущем игры. Благодаря детским интерактивным играм дети намного быстрее устанавливают контакты друг с другом, а действия, заключающиеся в выслеживании, охоте и оказании помощи, позволяют активно участвовать в игре. Кроме того, игра способствует ускорению темпа реакции и одновременно даёт возможность выражать свои негативные и положительные эмоции. Интерактивные игры могут касаться различных тем, например изучения своего собственного тела, взаимных контактов и чувств, семьи или друзей, школы или дома, подарков или писем, иллюстрирования собственного настроения, радости, печали или зрелости; времен года, цветов или вкусов. Это также постановка жанровых сценок и импровизаций на какую-нибудь тему.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Большинству игр присущи 4 главные черты:
Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию ребёнка.
Творческий, импровизационный, очень активный характер этой деятельности.
Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество.
Наличие прямых и косвенных правил.
Одним из самых эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Желание играть, потребность в игре необходимо использовать и направлять на решение определенных учебных и воспитательных задач.
Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения педагога к ходу игры, от его заинтересованности в ее результате. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Урок-игра реализует познавательную, воспитательную и коррекционную задачи обучения. В процессе обучения наиболее пригодны методы, которые наиболее реалистичны, например, деловые игры. Деловая игра – это форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования.
Технология игры включает в себя возможное игровое моделирование – создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального экспериментирования искусственно сконструированными поведенческими образцами. Правила отражают соотношение всех компонентов игры. Они могут быть перенесены в игру из реальной ситуации, в которой развёртывается игровой процесс, или же придуманы.
Проведение деловой игры в учебном процессе позволяет сформировать позитивные установки участников:
на интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в игровом процессе;
усвоение больших объёмов информации, способствующих творческому поиску решений производственных задач;
формирование объективной самооценки обучаемых;
возможность к адекватному анализу реальной ситуации;
развитие инновационного, аналитического, психологического и экономического мышления.
Деловая игра приносит желаемый эффект лишь тогда, когда она опирается на теоретические знания, ясные представления о той области деятельности, которую она имитирует, и является логическим продолжением учебного процесса, его переходящим в практическую поведенческую стадию заключением.
Формы работы: семинар, конференция по обмену опытом, презентации авторских материалов, аукцион идей, интерактивная игра.

Целесообразно представить перечень наиболее распространенных активных и интерактивных методов. Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Мы предлагаем очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и то же название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.
1. Творческие задания.
2. Работа в малых группах.
3. Обучающие игры.
3.1. Ролевые. 3.2. Деловые. 3.3. Образовательные.
4. Использование общественных ресурсов.
4.1. Приглашение специалиста. 4.2. Экскурсии.
5. Социальные проекты.
5.1. Соревнования. 5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.
6. Разминки (различного рода).
7. Изучение и закрепление нового информационного материала.
7.1. Интерактивная лекция. 7.2. Ученик в роли учителя. 7.3. Работа с наглядным пособием. 7.4. Каждый учит каждого.
8. Работа с документами (а также в ней).
8.1. Составление документов. 8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.
9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также).
9.1. Симпозиум.
9.2. Проектный метод. 9.3 Шкала мнений. 9.4. Дискуссия. 9.5. Дебаты.
10. Разрешение проблем (а также).
10.1. Мозговой штурм. 10.2. Дерево решений.
Таким образом, основными отличиями форм и методов интерактивного обучения от традиционного являются :
активизация познавательной деятельности обучающихся;
самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы на повышенном уровне усилий;
создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности;
непрерывно действующие прямые и обратные связи между обучающей системой и обучающимися;
изменение роли учителя на роль менеджера, организатора учебного процесса, консультанта;
субъектно-субъектные отношения между учителем и учеником, как прямые, так и опосредованные (через учебную группу, учебный текст, компьютер);
опора на личный опыт обучающихся, учет состояния их экзистенциальных проблем;
организация внешнего взаимодействия обучающихся как стимула к внутреннему переживанию, рефлексии.
Интерактивное обучение в образовательных учреждениях одновременно решает несколько задач:
развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, способствует обмену ценностными установками.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. В режиме занятий происходит постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, мини-лекции (небольшие теоретические части).
Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса. Не от теории к практике, а от формирования нового опыта (навыка) к его теоретическому осмыслению. Опыт и знания участников служат источником их взаимообучения и ценностного взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей эффективности обучения. Эффективность интерактивного обучения связана также с особенностями человеческого восприятия.
Таким образом, можно выделить следующие характерные черты интерактивного обучения.
Интерактивное обучение подразумевает взаимодействие учащихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыслительной деятельности.
Это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения. Именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного обучения, в том числе и с использованием современных информационных технологий (дистанционное обучение).
Это обучение реальности, или, можно сказать, обучение, основанное на опыте обучающихся, на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности. Если это так, то такое обучение нельзя в полной мере считать интерактивным, т. к. неинтересное учебное задание никогда не вызовет взаимный личностный отклик для активного общения и соответственно прироста личного опыта каждого субъекта обучения.
Это обучение, активизирующее внутренний диалог, способствующий обретению обучающимися ценностных ориентиров, что позволяет преодолеть противоречие между потребностью учеников в духовном развитии и недостаточным вниманием к этим проблемам в процессе обучения.
Все это говорит о том, что интерактивное обучение нельзя рассматривать как отдельный способ, метод обучения, это скорее тип, режим обучения, который позволяет наладить соответствующее взаимодействие в ходе учебного процесса.
Многие специалисты образования критикуют интерактивное обучение. Некоторые педагоги считают, что интерактивное взаимодействие требует много времени, и что обучающиеся сами не захотят и не смогут обучаться таким образом. И все же, как показывает опыт современных педагогов, элементы интерактивной деятельности могут быть внесены в занятия длительностью даже в один час и, при наличии необходимого опыта, стать удобными для преподавателей и эффективными для обучающихся.
Кроме этого, с точки зрения когнитивной психологии, все обучающиеся имеют свой стиль учения, то есть учатся по-разному, поэтому использование различных подходов и режимов обучения должно повысить продуктивность обучения каждого, так как позволит по-разному увидеть, услышать, осмыслить обсуждаемую проблему.
Какие условия должны способствовать организации интерактивного взаимодействия на занятии?
Можно выделить следующие обязательные условия организации интерактивного обучения:
доверительные, по крайней мере, позитивные, отношения между преподавателем и учащимися;
демократический стиль преподавания;
сотрудничество в процессе урока преподавателя и учеников, учеников между собой;
опора на личный опыт учащихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности учащихся, их регулярная и целеобусловленная смена;
включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации учащихся.
Что даёт применение интерактивного режима обучения различным субъектам учебного процесса?
Конкретному обучающемуся:
опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;
развитие личностной рефлексии;
освоение нового опыта взаимодействия;
развитие толерантности и творческого мышления;
возможность самосовершенствования, духовного развития.
Учебной группе:
развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
формирование ценностно-ориентационного единства в группе;
поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;
принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.
Интерактивное обучение вне зависимости от форм и способов его организации и предметного поля будет активно развиваться как в теоретическом плане, так и в практическом. Это методическое веление времени, которое связано с новым (или может быть хорошо забытым старым) типом взаимодействия преподавателя с обучающимся. Оно подразумевает активный искренний интерес друг к другу, познание существующих в мире проблем, противоречий и загадок, постижение смысла, поиску истины путем общения и рефлексии в процессе учебно-познавательной деятельности.
Литература
Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. – Мн., 2005.
Бугримов, И.В. Использование интерактивных технологий на занятиях / И.В.Бугримов // Пазашкольнае выхаванне. – 2005. – № 4.
Еделева, Е.И. Интерактивные техники групповой работы / Е.И.Еделева // Школьный психолог. – 2004. – № 15
Ивашова, А.Я. Сотрудничество / А.Я.Ивашова. – М., 2004
Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С.Кашлев. – Мн., 2000.
Стебенева, Н.Л. Путь к успеху / Н.Л.Стебенева, Н.Ф.Королёва. – М., 2003.
Царапкина, Е.А. Искусство жить в ладу с собой и миром / Е.А.Царапкина. – М., 2003.
Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В.Коротаева. – М.: Сентябрь, 2003.
Щуркова, Н.Е., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е.Щуркова, В.Ю.Питюков и др. – М, 1993.





















Слайд 11
Положительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.
Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.
Индивидуальная ответственность – каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы.
Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.
Оценка работы – во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.
Слайд 16
Интерактивные игры способствуют социальному развитию и стимулированию деятельности детей. Они создают волшебный мир игры, живущий по своим законам и нормам поведения, которые все принимают. Дети и не должны прятать свои эмоции, они могут свободно общаться с другими участниками игры вербально или не вербально, играть различные роли, свободно перемещаться по залу или согласно правилам терпеливо сидеть на одном месте, могут также принимать решения. Взаимодействие во время игры поддерживает процесс социализации и развития личности, а также позволяет проверить развитие и интеграцию уже имеющихся навыков и умений. Кто активно действует в группе, тот и учится более интенсивно и с большей мотивацией, в отличие от тех, кто концентрируется только на ведущем игры. Благодаря детским интерактивным играм дети намного быстрее устанавливают контакты друг с другом, а действия, заключающиеся в выслеживании, охоте и оказании помощи, позволяют активно участвовать в игре.