«Интерактивное обучение на занятиях объединения «Счастливый английский».

Пермский край, Частинский район

муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества «Мечта»




Интерактивное обучение на занятиях объединения
«Счастливый английский»


Пехтерева Ольга Владимировна,
педагог дополнительного образования











c. Частые, 2014 г.
Как известно, в дополнительном образовании существует множество методов обучения, разные типы занятий. Приветствуется внедрение новшеств, или как сейчас модно говорить инноваций, и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру занятия. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную. В объединении «Счастливый английский» ЦДТ «Мечта», с. Частые, Пермского края, превалирует интерактивная.
Хотелось бы уточнить само понятие. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности.
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
Творческие задания;
Работа в малых группах;
Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);
Разминки;
Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов;
Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем. («Займи позицию (шкала мнений)», проективные техники, «Один вдвоем все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум);
Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация», «Лестницы и змейки»).
Целью применения интерактивного метода обучения на занятиях объединения «Счастливый английский» ЦДТ «Мечта» является формирование мотивированного интереса к английскому языку, создание условий для развития речевой компетенции обучающихся в различных видах речевой деятельности, которая ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих вопросов. Задача состоит в том, чтобы сделать каждое занятие интересным, увлекательным и добиваться того, чтобы оно развивало познавательный интерес, побуждало обучающихся к активному участию в учебном процессе. Для этого на занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работы, ролевые игры, творческие работы, рисунки и пр.
Можно выделить следующие типы интерактивных занятий, используемых в объединении «Счастливый английский»:
Занятие - ролевая игра
Ролевая игра способствует:
- созданию психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечению естественной необходимости многократного повторения языкового материала;
- тренировке в выборе нужного речевого варианта.
Занятия творчество
Творческая работа даёт возможность учащимся не только глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, даёт возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся.
Занятие - конкурс (викторина)
Цели викторины:
повторить пройденный материал в неформальной обстановке,
подвести итоги по пройденной теме,
повысить интерес учащихся к изучению английского языка
Занятие-игра
В ходе игр дети получают новые впечатления, приобретают социальный опыт. После проведения игры дети анализируют и обсуждают полученный ими опыт. Нужно подчеркивать ценность выводов, сделанных самими детьми!
Занятие-концерт (праздник)
Одной из целей такого занятия является активизация творческих способностей детей при подготовке и проведении концерта (праздника).
Занятие – экскурсия (путешествие)
Экскурсию или путешествие можно провести в обычном формате. Например, сходить в музей или съездить куда-то. А можно провести, не выходя из кабинета. Провести экскурсию, используя видеофильмы, интернет, различные презентации и т.д.
Такое занятие расширяет знания о странах изучаемого языка, о традициях, воспитывает интернационализм, и, конечно, решает ряд развивающих задач.
Рассмотрим несколько примеров интерактивных занятий.
Ролевая игра «Знакомство». Дети выбирают себе любую игрушку (животное). Придумывают имя, сколько лет, где живет и т.п. Перемещаясь от одного к другому, знакомятся (повторение лексики, грамматических структур английского языка). В конце идет обобщение – кто, что узнал, с кем познакомился.
Занятие – игра « Карты». Педагог заранее готовит набор карточек. В верхней части дается задание (задание может быть по лексике, грамматике, страноведению и т.д.). В нижней части дается правильный ответ. Обучающиеся сидят в кругу по 5-6 человек. Раздаются карточки. У каждого по несколько карточек. Игра строится по принципу обычных игральных карт. Один задает вопрос – другой отвечает. Если на вопрос ответили правильно – карта бита (тот, кто задал вопрос, проверяет по нижней части на карточке). Если на вопрос не ответили или ответили неверно, то карту берет тот, кто не справился с заданием. Право задать вопрос переходит к следующему. Тот, кто раньше освободился от карт – тот выиграл. Тот, у кого остались карты в конце игры – делает вывод, что он плохо усвоил на занятиях по английскому языку. В конце игры педагог тоже делает определенные выводы: что знают, а что повторить.
Или, например, творческое задание «Придумай сказку» Детям было предложено придумать сказку (по теме «Животные») и оформить ее. При этом часть сказки пишется на русском языке, часть на английском. ( Повторение лексики, некоторых грамматических правил, сравнение двух языков). Следующим этапом этого задания является инсценирование этой сказки.
На вопрос «стоит ли прибегать к интерактивным формам обучения на занятиях по иностранному языку?» можно смело и утвердительно ответить, что «стоит», так как изучение иностранного языка должно привести обучаемого к овладению речевыми умениями (понимании речи на слух, разговору, чтению и письму), реализующими коммуникативную сущность языка. Применение интерактивных подходов повышает интерес обучающихся к изучению английского языка и способствует развитию внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с педагога на обучающегося. Уверена, что позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка.
15