Статья Достижение метапредметных результатов во внеурочной деятельности
Достижение метапредметных результатов во внеурочной деятельности
Федеральный государственный стандарт обучения ставит перед современной школой большие задачи: сформировать у учащихся универсальные учебные действия. Действительно, школа должна не только давать знания по разным областям науки, воспитывать гармоничную личность, но и способствовать социализации выпускников, обеспечивать им безболезненный переход из школьной жизни во взрослую. Для этого им и понадобятся универсальные учебные действия – УУД : личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Личностные – это самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание. С личностными УУД тесно связаны коммуникативные – это умение планировать сотрудничество с учителями и одноклассниками, ставить вопросы, строить речевое высказывание, согласовывать действия с партнёрами, проявлять лидерские качества. Познавательные УУД включают в себя общеучебные, логические, умение ставить проблемы, решать их. Регулятивные УУД вырабатывают у учащихся умение регулировать свои действия ( сюда входит целеполагание, планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция, коррекция, оценка своих действий ).
Выработка УУД способствует достижению метапредметных результатов не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, которая является продолжением урока.
Так, при изучении романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11-ом классе мы с учащимися решили поставить спектакль в рамках традиционной в нашей школе Недели русского языка и литературы. Чтобы выполнить эту глобальную задачу, необходимо было провести необходимую предварительную работу на основе метапредметных компетенций, в которые входят: а) организация собственной учебной деятельности;б) основные универсальные умения информационного характера;в) использование средств информационных и коммуникативных технологий;г) принятие решений и управление;д) формирование навыков исследовательской деятельности;е) взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. После самостоятельно прочитанного учащимися текста романа Булгакова была проведена большая исследовательская работа по основным образам произведения. Кто такие Воланд, Азазелло, Коровьев, кот Бегемот, Гелла? Сам ли автор их выдумал или взял из каких-нибудь источников? Эти вопросы очень интересовали одиннадцатиклассников. Отдельным ученикам было дано задание сделать презентации по историческим личностям, упомянутым писателем в романе : Понтии Пилате, Левии Матвею, Иуде, Каифе. Ребятам пришлось проштудировать много дополнительной литературы, в том числе Булгаковскую энциклопедию Б. Соколова ( Локид-миф, Москва, 1996 ), в которой подробнейшим образом исследуются жизнь и творчество писателя. Такая предварительная кропотливая работа была просто необходима для того, чтобы ученики поняли свои задачи и наилучшим образом «сделали» спектакль.
Затем были организованы группы ребят для подготовки к спектаклю. Сценаристы должны были отобрать фрагменты, связанные с отношениями мастера и Маргариты, адаптировать его, т. е. сократить, изменить рассказчика и т. п. Так, слова автора частично отдали поэту Бездомному, который рассказывает зрителю о первой встрече мастера и Маргариты, частично - мастеру.
Художник-оформитель у нас оказался один, он же сыграл и роль Азазелло. Этот талантливый юноша минимальными средствами сумел создать на сцене атмосферу булгаковского романа. Звуко-видеорежиссёр тоже проявил недюженные способности при оформлении спектакля. По задумке режиссёра, начало романа ( главу «Никогда не разговаривайте с неизвестными» ) он снимал на улице, неподалёку от храма Ксении Петербургской, захватив в кадр крупным планом купола и наложив их звон, что было весьма символично. Вся работа по видео- и звукооформлению потребовала от подростка больших умений и навыков, его работа сделала спектакль очень зрелищным. Была создана группа ребят - рабочих сцены ( те, кто будет поднимать и опускать занавес, менять реквизит и т. п., в неё вошли наиболее зажатые школьники, которым очень хотелось участвовать, но они стеснялись, не были уверены в себе).
И, наконец, артисты. Это были ребята,раскованные, уверенные в себе, в своих способностях. Главного героя - мастера - сыграл юноша, занимавшийся в театральной студии при институте искусств, но в школьных постановках он не участвовал, а тут раскрылся. А кота Бегемота сыграла девочка, чем очень нас удивила, она была весьма органична.
Для спектакля мы выбрали название «Ещё одна история любви» и решили показать его 14 февраля в день святого Валентина. В процессе репетиций ( они продолжались три с половиной месяца ) сценарий менялся, школьники выдвигали свои версии в трактовке образов, манере игры, оформлении сцены. Наше детище создавалось трудно, в долгих обсуждениях, спорах, а порой, и ссорах. Но премьера состоялась вовремя, успех был оглушительным. И как на настоящем спектакле артистам дарили цветы. Этот спектакль школа показывала ещё три раза в рамках областных семинаров по проектной деятельности учащихся, проходивших на базе нашего учебного заведения: для директоров школ области, для завучей школ области, для школьных библиотекарей города.
Ребятам так понравилась эта проектная деятельность, что мы решили сделать ещё один подарок школе и первоклассникам - поставить спектакль по весёлому по форме, но серьёзному по содержанию стихотворению С. Я. Маршака «Мистер Твистер». Успех первого спектакля воодушевил тех, кто раньше не решался раскрыться. Появились новые таланты, а «старые» засверкали новыми гранями. Мы пригласили для участия даже первоклассников. В общем, подарок всем понравился : и первоклассникам, и выпускникам, и учителям, и родителям.
Подводя итог, можно сказать, что во внеурочной деятельности учащихся реализуется коммуникативно-деятельный подход, предполагающий предъявление материала не только в форме определённых знаний, но и в форме деятельности, т. е. в форме определённых умений и навыков. В результате совместной работы у учащихся появляются исследовательские компетенции:
ценностно-смысловые ( мотивация и познавательная активность, принятие решений и их оценка );
общекультурные и социально-трудовые компетенции ( развитие познавательных процессов, проявление креативности в проблемной ситуации );
учебно-познавательные и информационные компетенции;
коммуникативные компетенции ( видение проблемы, выдвижение гипотезы, способность классифицировать, умение структурировать, защищать собственные идеи ).Литература : Соколов, Б. В. Булгаковская энциклопедия. М.Локид; Миф.1996. 592 с., илл.
Стронгин.В. Л. Михаил Булгаков. Три женщины Мастера / Варлен Стронгин. М. : АСТ, 2014. – 511. (1) с.