«Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся на уроках русского языка »


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеАрхангельской области «Каргопольский педагогический колледж»
XVIII Региональные педагогические чтения по теме
«Достижения педагогической науки иинновационная образовательная практика»
(Каргополь, 18 марта 2017 года)
Секция гуманитарных дисциплинДоклад на тему
«Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся
на уроках русского языка »
Автор доклада: Соина Наталья Ивановна, учитель русского языка
МКОУ СОШ № 4 г.Мирный
«В мире, где от каждого будет требоваться самоорганизация, потребуется и постоянная самооценка; развитие уверенности в своих силах должно включать в себя умение оценивать свои успехи»
Драйден Гордон
Система оценивания занимает особое место в ФГОС ООО. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с этим система оценки должна:
определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);
позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, как основы для оценки деятельности [2,с.28-29].
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и достижение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Обновление содержания образования в современной школе предполагает применение эффективных педагогических технологий, и в последнее время мы всё чаще слышим о технологии критериального оценивания. В концептуальную базу технологии критериального оценивания вошли следующие психолого-педагогические теории: активной познавательной деятельности и развития личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.Н. Леонтьев,); развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эль- конин); гуманизации и личностно-ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили); формирования мотивации к учению (Ш.А. Амонашви- ли, Л.И. Божович, А.М. Г ельмонт).
Критериальное оценивание является относительно новой технологией, используемой в современной школе. Оценка достижения планируемых результатов образования выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения. Основной идеей технологии критериального оценивания является создание условий и возможностей для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, усиления их мотивации к учебе и самостоятельной работе, повышения объективности оценки учебных достижений. В качестве таких условий выступает критериальная организация оценивания успешности обучения учащихся, систематическое отслеживание уровня их достижений.
Что же такое критериальное оценивание? Критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными и коллективно выбранными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования. Это оценка учебных работ, проводимая на основе определенных критериев достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования [1,с. 160].
Разработан ряд принципов критериального оценивания:
Выработка совместно с учащимися критериев оценки учебных работ (критерии должны быть понятны учащимся).
Известность и прозрачность критериев.
Приоритет самооценки перед оценкой учителя (ученик имеет первоочередное право на оценку собственной работы).
Г ибкость и вариативность форм оценивания.
Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.
Повышение мотивации учащихся к самооцениванию. Оцениваться с помощью отметки могут только деятельность и её результаты, но не личные качества ученика. Оценивать можно только то, чему учат.
Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей.
Критериальное оценивание имеет ряд преимуществ и позволяет:
Учителям:
Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения.
Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности.
Улучшить качество преподавания.
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания.
Учащимся:
Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания.
Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха.
Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников.
Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Родителям:
Получать доказательства уровня обученности ребенка.
Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы.
Быть уверенными за комфортность пребывания ребенка в классе [3, с.162].
На уроках русского языка объектами оценивания могут быть:
Учебные работы.
Контрольная работа (итоговая по разделу).
Самостоятельная работа (итоговая по теме).
Проверочная работа (по теме урока).
Тестовые задания.
Устный ответ.
Домашнее задание.
Чтение наизусть.
Творческая работа.
Учебный проект.
У чебно-исследовательская работа.
Рассмотрим основные этапы работы. На первом этапе происходит выбор учебной работы для оценивания, определение критериев, их обсуждение с обучающимися, составление оценочного листа. На втором этапе происходит оценивание работы на основе критериев: самооценка обучающимся своей работы, оценка учителем учебной работы по тем же критериям и перевод оценок в баллы и затем в отметки (на основе уровневого подхода). Третий этап - это выставление отметок : оценочные листы используются для работы над ошибками, при необходимости вклеиваются в дневник.
В начале учебного года на первых уроках с обучающимися обговариваются общие критерии, по которым будет оцениваться работа в учебном году, а именно: ведение тетради, выполнение докладов и рефератов, качественное выполнение контрольных работ. В начале изучения каждой темы обучающимся сообщается, когда и в какой форме (тест, сочинение, диктант) будет проводиться контрольная работа по пройденному материалу, по каким критериям она будет оцениваться. Предлагается перечень знаний и умений и примерные задания, которые позволяют соотнести свой уровень подготовки с требованиями, которые предъявляются. В связи с этим вырабатываются четкие критерии оценивания правильности выполнения заданий с учетом их сложности. Критерии оценивания разрабатываются с учетом требований стандарта по учебному предмету, методических рекомендаций. Критерии не являются абсолютными, оценка сходных видов деятельности меняется с учетом возраста обучающихся.
В качестве примера приведу критерии оценивания устного ответа и выполнения учебного задания.
Критерии оценивания устного ответа:
Полнота и правильность ответа.
Степень осознанности, понимания изученного материала.
Языковое оформление ответа (логика при изложении содержания, эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей, использование научной терминологии в контексте ответа).
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Обучающийся способен пересказать изученный материал, ответить на вопросы по теме. Повышенный уровень достижений планируемых результатов -обучающийся не только может пересказать изученный материал, но и проанализировать его, ставит вопросы к изученной теме. Высокий уровень - уровень, демонстрирующий углубленное достижение планируемых результатов. Обучающийся не просто пересказывает изученный материал, а анализирует его, сравнивает известные факты, приводит примеры, ставит вопросы к изученной теме. Пониженный уровень - уровень, определяющий достижение планируемых результатов ниже базового уровня. Обучающийся способен пересказать изученный материал, но не может отвечать на дополнительные вопросы по теме. Низкий уровень достижений - недостижение базового уровня. Обучающийся не может изложить изученный материал даже при помощи наводящих вопросов.
Критерии оценивания учебных работ по русскому языку:
Правильность выполнения.
Полнота выполнения (определение знаний и умений).
Грамотность оформления.
Сроки выполнения.
Самостоятельность выполнения.
Чтобы эффективно управлять обучением учащихся, учитель должен обладать достаточной информацией, которую даст ему новая форма контроля - оценочный лист. Причем стоит отметить, что оценочный лист - довольно оперативная форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. По отношению к ученику оценочный лист играет еще и мотивирующую роль, так как, глядя в него и используя критерии оценивания, ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной работе, по окончанию изучения темы. Приведу примеры оценочных листов, которые можно использовать на уроках русского языка в разных классах. Такие оценочные листы очень удобны для отслеживания динамики знаний по той или иной изучаемой теме.
Таблица 1. Оценочный лист «Работа в группе»
Критерии Самооценка Оценка
группы Оценка
учителя
Активное участие в обсуждении и решении проблем, аргументирование своей точки зрения Уважение мнения других Помощь другим в случае затруднения В процессе работы я научился фор- мулировать проблему и разбивать её на отдельные задачи, решать их Итого (сумма баллов) Уровень достижения результата Таблица 2.Оценочный лист по теме
«Правописание слов с чередующимися гласными а-о в корне» 5 класс.
Фамилия, имя
Класс
Критерии Образец задания Само- Оценка Итого-
оценка учителя вая
оценка
1.Умение нахо- 1 .Вставить пропущенные бук- дить орфограмму вы, обозначить условия выбо- «Буквы а-о в корне с чередованием» и правильно писать: ра орфограммы. а) -лаг—лож-; а) Предл.гать усилия, рас- пол.житься на ночлег, изл.гать точку зрения, сл.гать стихи. б) -раст- (-ращ-)- б) Р.стительный мир, посте- ^3
о
о пенно разр.стаются, зар.сли тростника, выр.щенные овощи, отр.сль экономики. в) -гар—гор-; в) Дог.рать в облаках, заг.релый юноша, ог.рок свечи, сг.ревший куст, обг.реть на солнце. д) -зар—зор-. д) Оз.рять лес, утренняя з.ря, сверкают з.рницы, оз.рённый солнцем, з.рька алая. 2.Умение графически обозначать условия выбора орфограмм Таблица 3 Оценочный лист по теме «Словосочетание», 8 класс
Фамилия, имя
Класс
Критерии Образец задания Самооценка Оценка Итоговая
учителя оценка
1.Умею опреде- 1.Укажите способ подчи- лить способ нительной связи. а) искус- подчинительной ство резьбы б) очень ин- связи (согласо- тересно в) упорно стре- вание, управле- миться г) гордо реять д) ние, примыка- доблестный труд е) участ- ние). вовал в походе. 2.Умею определить средства 2.Укажите только главное связи в слово- слово: а) далеко живёт б) сочетании. синева неба в) спокойно размышлять г) мне нравится д) в море лесов е) 3 .Знаю виды помахивая платком. словосочетаний 3.Выпишите только сло- и умею их раз- восочетания, определите личать. их вид. а) лес шумит б) в сонной тишине в) небо голубеет г) сильная гроза д) примчался конь е) весёлый и счастливый. 4.Умею графи- 4.Графически разберите чески разбирать словосочетания: а) прой- словосочетания. денный путь б) щепотка соли в) охотно ехать г) очень интересно д) упасть навзничь е) весёлый до неузнаваемости. 5.Замените словосочета- 5.Умею изме- ние синонимичным: а) де- нять строение вочка с голубыми глазами словосочетаний, б) сев весной в) январский заменяя их си- день г) надпись на память нонимичными д)утренняя зарядка
е)джурствопоночам Таким образом, после написания работы, взаимо- или самопроверки обучающийся видит свои ошибки и типы орфограмм, с которыми ему предстоит поработать. Анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым обучающимся и автоматически спланировать работу с ним, а накопленная информация является основанием для рационального планирования процесса повторения учебного материала. Для обучающихся оценочный лист является стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему через свои действия и самостоятельно организовывать учебно-познавательную в соответствии со своими возможностями. Если оценочный лист использовать как средство проверки качества знаний за четверть (при выполнении четвертной контрольной работы), учитель сможет сделать вывод о подтверждении или неподтверждении оценок обучающихся, предполагаемых для выставления в журнал, как итоговых. При критериальном оценивании образовательный процесс строится таким образом, чтобы у обучающегося формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, то есть самооценка.
Список информационных источников
Афонина, Л. А. Критериально-ориентированное тестирование как эффек- тивное средство измерения и оценки учебных достижений учащихся средних образовательных учреждений : Саратов, 2000.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /Сост.Е.С. Савинов. - М.:Просвещение, 2011.-342с.(Стандарты второго поколения).
Система критериального оценивания как инструмент измерения качества образования: текущее и итоговое оценивание » Е. Э. Кривенцова, Н. А. Гунина; ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов Рецензент д-р пед. наук, профессор Р. П. Мильр, 2016