Методическая разработка урока по географии на тему Соседи солнца (5 класс)
Конспект урока по географии для учащихся 5 класса
Составила учитель географии МБОУ СОШ №1 г.Воткинска, Черных Е.В.
Тема урока: «Соседи солнца»
Цели урока: сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представления о планетах земной группы.
Образовательная: сформировать знания о солнечной системе и ее планетах,
научить сравнивать планеты солнечной системы по разным параметрам, определять их основные характеристики.
Развивающая: формировать умение самостоятельно работать с учебным материалом, таблицами; устанавливать причинно-следственные связи, пользуясь разными источниками информации, умение структурировать знания в письменной форме при заполнении таблицы, выделять главное и формулировать выводы. Развивать умение сотрудничать при решении учебных задач.
Воспитывающая: развивать умение сотрудничать при решении учебных задач, применять географические знания в практической деятельности.
Оборудование и материалы: презентация «Соседи солнца»; учебник Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. География. Начальный курс.5 класс; схема - фотографии планет Солнечной системы; карточки с опорными словами для групповой работы; тестовые задания, фотографии для рефлексии.
Базовые понятия: солнечная система, планеты солнечной системы.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока:
Оргмомент.
Здравствуйте, ребята 5 в класса! Садитесь те, кто готов к уроку. А как вы сами считаете, готовы ли к уроку? 5 в какой школе вы учитесь? В каком городе находится школа? А г. Воткинск, где? А Удмуртия? А Россия? А Евразия? А планета Земля, где вращается? Мы свами являемся частичкой солнечной системы. Давайте вспомним порядок расположения планет в солнечной системе, сколько их?
Учитель использует фото планет и располагает их по ответам детей по схеме.
Вопрос: Мы с вами земляне, а что вам известно о планете Земля? А существует ли жизнь на ближайших планетах? Чем сможете доказать свои предположения? Как назвать планеты находящиеся рядом с нами?
Пытаются сформулировать тему урока.
Слайд 2
Тема урока «Соседи солнца», планеты земной группы Меркурий, Венера, Земля, Марс.
Проблемная ситуация
Если планеты расположены рядом с нами, значит можно в гости слетать. Вам хотелось бы побывать на других планетах и, возможно, встретиться с инопланетянами? Как бы вы назвали людей живущих на Марсе, Венере, Меркурии? А вы как считаете? Существует ли жизнь на других планетах, кроме планеты Земля? Какие условия необходимы для жизни? (записываю данные в таблицу на доске)
характеристики ЗЕМЛЯ МЕРКУРИЙ ВЕНЕРА МАРС
ВОДА + АТМОСФЕРА + ТЕМПЕРАТУРА - 40С ДО +50С РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР + РАССТОЯНИЕ ДО СОЛНЦА 150 млн.кмКаждому ряду выдаются карточки с одной из планет, ребята в паре должны ее заполнить по опорным словам, используя текст учебника (стр. 53). Затем отмечают данные характеристики в таблице по образцу.
Карточки – задания
1. Дайте характеристику планеты Земля по опорным словам (стр. 53)
Земля находится на расстоянии от Солнца …………
Она имеет газовую оболочку …………… состоящую из ……
Более 70 %...................
Температура на земле ……
Растительный и животный мир ……………….
2. Заполните в таблице столбик про планету Земля.
Работа в группах (2 человека). «Характеристика планет в сравнении с Землей».
Задания для группы №1
1. Дайте характеристику планеты Меркурий по опорным словам (стр.53)
Меркурий – это самая……..
Поверхность Меркурия нагревается………
Меркурий лишен………….
На поверхности вода …….
Растительный и животный мир ….
2. Заполните в таблице столбик про Меркурий.
Задания для группы №2
1. Дайте характеристику планеты Венера по опорным словам (стр. 53)
Среднее расстояние Венеры до Солнца ……
На поверхности Венеры вода …..
Венера имеет……….., поэтому температура……………….
Растительный и животный мир ….
Задания для группы №3
1 Дайте характеристику планеты Марс по опорным словам (стр. 54)
Марс находится на расстоянии от солнца ……..
На поверхности Марса видны ..………, они состоят из …….
У Марса тонкая………………….
Средняя температура Марса………
Средняя температура на Марсе….
Растительный и животный мир ….
2. Заполните в таблице столбик про Марс.
Музыкальная физкультминутка
РАБОТА В ГРУППЕ
- Проверяем. От каждой группы выходят по одному представителю и дают характеристику планетам.
Остальные слушают и заполняют сводную таблицу1 .
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
-Выполняем самопроверку. Как вы заполнили таблицу. Слайд 3 «Таблица».
Сравнивают и обводят неверные ответы.
- Давайте сделаем вывод.
Единственная планета, где существует жизнь это Земля. Условия на других планетах людям не пригодны. На соседних планетах побывать человек не сможет.
Слайд 4
Закрепление материала
«Блиц-опрос» устно во всем классом.
1.Почему поверхность Меркурия нагревается до 400 С?
2.С чем связано то, что температура на Венере достигает 500 С?
3.Какие особенности имеет планета Земля?
4.Чем можно объяснить преобладание синего цвета планеты Земля?
5.На каких планетах ближайших к солнцу есть жизнь ?ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
Выдаются тесты для определения усвоения пройденного материала.
Вариант 1. Тест.
1.Сколько планет входит в Солнечную Систему?
А)4 В)6 С)8
2.На какой планете вода находится в застывшем виде ?
А)Марс В)Меркурий С)Венера
3.Планета, самая близкая к Солнцу?
А) Меркурий В) Венера С) Земля 4.Планета Солнечной Системы, на которой есть жизнь?
А) Меркурий В) Земля С) Марс 5.На какой планете средняя температура -70 С?
А) Меркурий В) Земля С) Марс
Вариант 2.
1.Сколько планет входит в земную группу Солнечной Системы?
А)4 В)6 С)8
2.На какой планете вода находится в застывшем виде ?
А)Марс В)Меркурий С)Венера
3.Планета, самая близкая к Солнцу?
А) Меркурий В) Венера С) Земля 4.Планета Солнечной Системы, на которой есть жизнь?
А) Меркурий В) Земля С) Марс 5.На какой планете средняя температура -40 до +50С С?
А) Меркурий В) Земля С) Марс
Слайд 5
Взаимоконтроль.
Учащиеся проверяют выполнение теста у соседа по ключу, ставят оценку в дневник.
1 2 3 4 5
Вариант 1 С А А В С
Вариант 2 А С А В В
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ «5» - все ответы верны, «4» - одна ошибка, «3» - две ошибки, «2» - более 3 ошибок
РЕФЛЕКСИЯ
- У вас на столах лежат картинки. Если вам понравилось работать на уроке, поднимите Солнце. Если вам было неинтересно, поднимите космическую «Черную дыру».
Слайд 6
Закончить урок мне хочется словами великого писателя М. М. Пришвина: «Всё прекрасное на земле – от солнца, и всё хорошее от человека».
- Как вы их понимаете?
«Любите близких себе людей и вам всегда будет светить солнце»
Слайд 7
Домашнее задание. . 1. §10 прочитать
2. Проверьте знания, напишите мини - сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала».