Обобщение педагогического опыта «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку и литературе при реализации программ базового уровня»










Обобщение педагогического опыта
«Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку и литературе при реализации программ базового уровня»
учителя русского языка и литературы
Василовой Ольги Леонидовны









Опыт обобщён на заседании кустового
методического объединения учителей русского языка и литературы. Протокол №1 от 10.09.2011г.















Василова Ольга Леонидовна, учитель русского языка и литературы
МОУ «Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа №1»

Тема опыта – «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку и
литературе при реализации программ базового уровня».

Педагогический стаж – 20 лет

Сведения об образовании – высшее, Ишимский государственный педагогический институт, 1991г. Специальность: русский язык и литература. Квалификация: учитель русского языка и литературы.

Курсы повышения квалификации - «Актуальные проблемы языкового и литературного образования», г. Челябинск, 2006 г. «Оператор – пользователь ПЭВМ», г. Заводоуковск, 2006год.

Квалификационная категория - вторая, 2006 год.

Награды и поощрения:
Благодарственное письмо Главы Пуровского района за многолетний добросовестный труд и связи с празднованием 30 – летнего юбилея муниципального общеобразовательного учреждения «Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа №1» (2009г. Пр. № 1492-р);
Почётная грамота Главы города Тарко-Сале за многолетний добросовестный труд и в связи с празднованием Дня учителя (2009г. Пр. № 24-РГ);
Благодарственное письмо Департамента образования Администрации Пуровского района за высокий профессионализм, компетентность и ответственность в проведении единого государственного экзамена (2009г. Пр.№ 678);
Грамота АНО «Дома Учителя Уральского Федерального округа» за подготовку дипломанта второго этапа IV Олимпиады по русскому языку (2008г. г. Екатеринбург);
Грамота АНО «Дома Учителя Уральского Федерального округа» за подготовку дипломанта третьего международного этапа IV Олимпиады по русскому языку (2008г. г. Екатеринбург);
Грамота АНО «Дома Учителя Уральского Федерального округа» за подготовку дипломанта финального этапа V Международной Олимпиады по русскому языку (2008г. г. Екатеринбург);
Грамоты администрации МОУ «Тарко-Салинская школа № 1» (2007/2008 учебный год, 2008/2009 учебный год).

7. Обобщался ли опыт ранее, тема:
обобщался в 2006-2007 уч.г. на школьном МО по теме: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как фактор, социализирующий личность учащихся». Протокол №132/2, 30.11.2006г.

8. Распространение материалов опыта:
Выступления на школьном методическом объединении учителей русского языка и литературы теме самообразования – 2006г.,2010г.;
Открытый урок «Я не переставала писать стихи .» (страницы жизни и творчества Анны Ахматовой.) – 2006/2007 уч. г., 11 класс;
Открытый урок «Сергей Есенин. Жизнь и творчество» в 11 классе, с использованием информационно-компьютерных технологий - 2006/2007 уч. г;
Открытый урок «Нам дороги эти позабыть нельзя» в 8 классе, с использованием информационно-компьютерных технологий - 2009-2010 уч.г;
Выступление на заседаниях школьного методического объединения учителей русского языка и литературы: «Обучение написанию творческих работ по развитию речи». 2007г.; «Подготовка учащихся к ЕГЭ при реализации программ базового уровня». 2007г.; «Формы работы с учащимися при подготовке к ЕГЭ». 2008г.; «Об использовании инновационных способов обучения в условиях современной продуктивной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе». 2009г..

Актуальность опыта. Целевая линия опыта.

ЕГЭ – новая форма итоговой аттестации учащихся по русскому языку. Подготовка к такой форме контроля обеспечена всей системой обучения в основной и средней (полной) школе по учебно – методическим комплексам, рекомендованным МО РФ. Условием успешной сдачи экзамена является хорошо продуманное обучение и систематизация знаний и умений учащихся по всем линиям языкового образования. ЕГЭ для выпускников общеобразовательных учреждений задуман как средство решения комплекса взаимосвязанных задач по модернизации отечественной системы образования.
Идея ЕГЭ возникла в условиях возросшего разнообразия методов и средств обучения в школе, использование вариативных учебных планов, программ, учебников, учебных пособий, когда в отечественном образовании возникла задача повышения качества образования, обеспечения единого содержания образования для всех выпускников, повышения объективности и стандартизации выпускных и вступительных экзаменов.
Оценка уровня подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности экзаменуемого с эталонным уровнем, зафиксированном в стандарте.
Проблема современной школы заключается в том, что к таковому виду контроля как тестирование выпускники в большинстве своём не готовы. Часто приходится сталкиваться с некоторыми противоречиями содержательной и методической специфики ЕГЭ, чисто практическими вопросами по методике подготовки учащихся к этой форме итоговой аттестации. Тестирование предполагает владение умениями, для тренировки которых в школьной программе не отведено времени.
Целью каждого учителя является достижение максимально возможных результатов от процесса обучения детей.
Считаю необходимым и актуальным наряду с развитием коммуникативных умений мыслительных процессов и познавательных способностей учащихся отслеживание круга умений и навыков, связанных с общеучебными умениями, необходимыми ученику для успешной сдачи ЕГЭ на основе такого вида контроля, как тестирование. Это позволит учащимся не только определить пробелы в знаниях, но и получить как можно больший опыт тестирования, тесты способствуют интеграции учащихся в современные формы образования.
Целью данного опыта считаю улучшение качества образования за счёт более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное её прохождение. Особое внимание следует обратить на то, какие методические просчёты были допущены в подготовке ученика, и продумать способы их устранения.

История развития опыта

Проработав большой теоретический и методический материал, изучив передовой педагогический опыт по развитию устной и письменной речи учащихся, продолжив данную тему по выработке ЗУН при подготовке к ЕГЭ, с 2006 года был накоплен богатый дидактический материал. Подготовка к экзамену ведётся с 5 класса. Учитель строит уроки с применением наиболее эффективных форм и методов работы. В 2007-2008 учебном году учитель вёл элективный курс «Лингвистический анализ текста». На основе анализа результатов проведения выпускного экзамена в форме ЕГЭ в 2006-2007 учебном году учителем были подготовлены выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы.

Ведущие ключевые идеи

Личностно- ориентированный подход в обучении и воспитании, использование технологии тестового контроля, формирование нравственно-ценностных ориентаций происходит посредством изучения и разработке тем по самообразованию. ЕГЭ, совмещающий итоговую аттестацию выпускников школ и вступительные экзамены в вузы, вышел из рамок эксперимента и с 2007-2008 учебного года стал повсеместным. На уроке возникла необходимость специально готовить учеников к новому виду экзамена, шире вводить в практику преподавания тестовые формы контроля знаний наряду с традиционными методами и формами. Причём эта работа должна проводиться систематически и целенаправленно, начиная со среднего звена.
Последовательная реализация сознательно – коммуникативного принципа обучения русскому языку, создание благоприятных условий для формирования коммуникативной компетенции - больше работать с текстом, на протяжении всего школьного курса русского языка отрабатывать навыки чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, вырабатывая при этом учебные умения работы с книгой; чаще анализировать текст, обращать внимание на эстетические функции языка; учить пересказывать и интерпретировать исходный текст; вырабатывать навыки создания текстов различных стилей и жанров; использовать работу над сочинением и изложением и для закрепления орфографических и пунктуационных навыков в том числе.
Осуществляя творческую связь с основным курсом русского языка и литературы, используя разнообразные методики, активизирующие исследовательскую и мыслительную деятельность учащихся, можно добиться желаемых результатов. Важное значение я уделяю реализации в учебном процессе лингвистического материала в интеграции с программной литературой. Практика показывает, что тестовые задания небольшого объёма на уроке, начиная с 5 класса, воспринимается учащимися именно как элемент новизны.
Одна из главных задач учителя – научить видеть причинно-следственные связи, научить мыслить, применять на практике полученные знания, научить самостоятельности, ведь на основе активной работы на уроке происходит процесс формирования творческой личности.

Теоретическая база опыта

В работе педагог использует рекомендации В.В. Бабайцевой, поскольку считает данную программу дающей знания учащимся в системе – выпускные классы разных лет, обучающиеся по данной программе, показали хорошие результаты; методическое пособие Н.В. Егоровой, А.П. Дмитриевой и И.В. Золотарёвой «Методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. Поурочные разработки». Кроме того, использование методических рекомендаций В.П. Озерской в работе «Изучение морфологии на синтаксической основе» позволяет решить проблему взаимосвязанного изучения синтаксиса в школе, что имеет непосредственный выход в развитие мышления и речи учащихся. Настольными книгами стали пособия серии «Школа радости» («Современные открытые уроки русского языка» 5, 7 класс, «Нестандартные уроки русского языка в 5-6 классах», изданные в Ростове н/Д: издательство «Феникс», 2002г.), серии «Сердце отдаю детям» («Открытые уроки русского языка и литературы в старших классах», Т.Н. Налетова. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008г.) и другие.
Для подготовки учащихся к ЕГЭ педагог использу
·ет методические рекомендации, тесты, контрольно-измерительные материалы, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений, а также Федеральным центром тестирования Министерства образования и науки Российской Федерации.
Регулярное знакомство и с публикациями в методических журналах «Русский язык в школе», «Литература в школе», «Народное образование», «Школьные технологии», «Открытая школа», с материалами в приложениях к газете издательского дома «Первое сентября» - «Русский язык» и «Литература», использование новейших разработок, приёмов и методов в работе позволяют поддерживать свой профессионализм на высоком уровне.
В решении профессиональных задач педагог опирается на свой педагогический опыт, развитую интуицию и использование аналитических средств. Владеет методами научно-исследовательской работы, использует элементы проблемной, игровой технологии, технологию творческих мастерских, проектного обучения, частично-поисковые, исследовательские формы работ.

Продуктивность опыта

Применение на уроках разнообразных форм и методов работы, а также внеклассная деятельность дают положительные результаты.
Качество знаний учащихся повышается.
2005-2006 учебный год
10 «А» класс Русский язык
I полугодие II полугодие год
общая успеваемость 100% 100% 100%
качество знаний 44 % 46% 49%

2006-2007 учебный год
11 «А» класс Русский язык
I полугодие II полугодие год
общая успеваемость 100% 100% 100%
качество знаний 45 % 47% 52%
Динамика продуктивности работы учителя в течение трех лет:
2007-2008 учебный год
5 «А» класс Русский язык Литература
общая успеваемость 100% 100%
качество знаний 49% 62%
2008-2009 учебный год
6 «А» класс Русский язык Литература
общая успеваемость 100% 100%
качество знаний 52% 64%
2009-2010 учебный год
7 «А» класс Русский язык
Четверть
Общая успеваемость
Качество знаний

I ч.
100%
50%

II ч.
100%
53%

III ч.
100%
54%

Литература
Четверть
Общая успеваемость
Качество знаний

I ч.
100%
65%

II ч.
100%
67%

III ч.
100%
69%

Хороший уровень подготовки учащихся подтверждается результатами сдачи выпускных экзаменов в 11 классах.
2006-2007 учебный год

Общая успеваемость
Качество
знаний

Литература (устно)
100%
66%

Экзамен в традиционной форме по русскому языку и литературе (сочинение)
100%
52%

ЕГЭ по русскому языку
100%
43%


Творческие достижения учащихся:
Заочная олимпиада по основам наук УрФО по русскому языку.
Коробцев В., Девятовских М. (5 класс) - дипломанты финального этапа IV Международной Олимпиады, г. Екатеринбург. (2008)
Карпенко Г. (5 класс) – Диплом II степени финального этапа V Международной Олимпиады, г. Екатеринбург. (2009).
Пикунов Г. (5 класс) – Диплом II степени финального этапа V Международной Олимпиады, г. Екатеринбург. (2009).
Дубинцова Е. (6 класс) - Диплом II степени финального этапа V Международной Олимпиады, г. Екатеринбург. (2009).
Боднарь И. (6 класс) - Диплом III степени финального этапа V Международной Олимпиады, г. Екатеринбург. (2009).
Кувалдина Д. (6 класс) - Диплом III степени финального этапа V Международной Олимпиады, г. Екатеринбург. (2009).
Бурдыгин П. (6 класс) - Диплом III степени финального этапа V Международной Олимпиады, г. Екатеринбург. (2009).
Гущин А. (6 класс) - Диплом III степени финального этапа V Международной Олимпиады, г. Екатеринбург. (2009).
Насретдинова Д. (6 класс) - Диплом III степени финального этапа V Международной Олимпиады, г. Екатеринбург. (2009).
Григорьев Д. (7 класс) - Диплом III степени финального этапа V Международной Олимпиады, г. Екатеринбург. (2009).
Лауреаты Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество»
2007-2008 учебный год:
Боднарь И., (5 класс) - 1, 2 тур. Секция «Я знаю русский язык»
2008-2009 учебный год:
Боднарь И. (6 класс) – 99 баллов. 1 тур. Номинация: «Я знаю русский язык».
Сероухова А. (6 класс) – 85 баллов. 1 тур. Номинация: «Я знаю русский язык».
Титаренко Е. (5 класс) – 98 баллов. 1 тур. Номинация: «Я знаю русский язык».
Боднарь И. (6 класс) – 99 баллов. 2 тур. Номинация: «Я знаю русский язык».
Демченко Д. (6 класс) – 99 баллов. 2 тур. Номинация: «Я знаю русский язык».
Сероухова А. (6 класс) – 93 балла. 2 тур. Номинация: «Я знаю русский язык».
Бурдыгин П. (6 класс) – 99 баллов. 2 тур. Номинация: «Я знаю русский язык».
Титаренко Е. (5 класс) – 98 баллов. Номинация: «Я знаю русский язык».
Сероухова А. (6 класс) – 60 баллов. 2 тур. Номинация: «Лингвистическая ахеология».
Сероухова А. (6 класс)– 105 баллов. Номинация: «Я знаю русский язык». Весна – лето.
2009 – 2010 учебный год:
Боднарь И. (7 класс) – 93 балла. 1 тур. Номинация: «Лингвистическая археология».
Сероухова А. (7 класс) – 83 балла. 1 тур. Номинация: «Лингвистическая археология».
Сероухова А. (7 класс) – 80 баллов. 1 тур. Номинация: «Эрудит».
Боднарь И. (7 класс) – 96 баллов. 1 тур. Номинация: «Лингвистические игры».
Сероухова А. (7 класс) – 65 баллов. 1 тур. Номинация: «Лингвистические игры».
Боднарь И. (7 класс) - 1150 баллов. Сертификат национальной образовательной программы «Интеллектуально – творческий потенциал России со званием «Знаток», ранг «Элитный».
Сероухова А. (7 класс) - 840 баллов. Сертификат национальной образовательной программы «Интеллектуально – творческий потенциал России со званием «Знаток», ранг «Высший».
Обладатели Гранта ОАО «НОВАТЭК»:
2008-2009 уч. г.: Боднарь И. (6 класс), Лятифова К. (7 класс), Семёнов И. (7 класс).
2009-2010 уч. г.: Титаренко Е. (6 класс).
Зональный тур Интеллектуального марафона школьников:
Команда учащихся 6-х классов (Боднарь И., Бурдыгин П., Гущин А., Кувалдина Д., Романович В., Соболева В.) - I место;
Гущин А.(6 класс). – II место.
Муниципальный тур интеллектуального марафона школьников - III место.
Учащиеся Василовой О. Л. участвовали в школьной научно – практической конференции «Я намечаю путь к открытию»: 2005-2006 уч.г., Тельхигова М., 10 класс, работа «О русских словарях».
2006-2007 уч.г., Тельхигова М., 11 класс, III место, работа: «Изображение войны в произведении М.Шолохова «Они сражались за Родину» и В.Астафьева «Прокляты и убиты»»; Жукова Е., 11 класс, III место, работа: «Изображение Москвы 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»».
Всё это свидетельствует о высокой мотивации отдельных учащихся в изучении предмета.
Среди выпускников педагога есть учащиеся, которые поступили по гуманитарному профилю, что свидетельствует о качественном уровне подготовки выпускников:
2008г. – Трубилина А., Омский государственный университет, филологический факультет.
2008г. – Черданцев И., Тюменский государственный университет, факультет журналистики.

Трудоёмкость опыта

Трудоёмкость опыта заключается в использовании групповых и коллективных способов обучения, в вовлечении всех учащихся в совместный труд учения, разработке дидактического иллюстративного видео и аудиоматериала к урокам.

Возможность внедрения

Опыт может быть использован учителями – предметниками русского языка и литературы на уроках, на занятиях элективных и факультативных курсов.

Где, когда, кем и как изучался опыт.
Обобщение педагогического опыта по теме: «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку и литературе при реализации программ базового уровня» осуществлялся в 2009-2010 учебном году на кустовом методическом объединении учителей словесников, используется педагогами школы.

Технологический аспект опыта

Цель:
Выявить условия эффективного формирования нравственно – ценных ориентаций учащимися;
Создавать условия для максимального ознакомления и подготовки учащихся к ЕГЭ, как к новой форме контроля.
Задачи:
Развивать творческие способности и познавательную активность учащихся;
Совершенствовать качества, знания, умения учащихся;
Формировать коммуникативную компетентность учащихся;
Обучать созданию тестов собственного сочинения;
Совершенствовать умения оперировать понятиями и терминами как инструментом анализа тестов.

СРЕДСТВА

Методы Формы
Наглядный Работа в группах
Исследовательский Самостоятельная деятельность
Диагностика Составление схем, таблиц
Практический Тестирование
Творческий Олимпиады
Частично-поисковый Творческая работа
Защита рефератов

УСЛОВИЯ

Организация познавательной деятельности;
Личностно-ориентированный подход в обучении;
Самоанализ работы;
Современные технологии, формы и методы;
Развитие культуры и речи;
Духовное развитие личности.

РЕЗУЛЬТАТ
Самостоятельная творческая личность, способная адекватно оценивать свои нравственные проблемы, мыслить нестандартно, сопереживать, владеть навыками устной и письменной речи, навыками интерпретирования произведения, ориентироваться в потоке информации, готовая самосовершенствоваться, ставить перед собой определённые жизненные цели и добиваться их.








13PAGE 15


13PAGE 14215


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТАРКО-САЛИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»


г. Тарко-Сале, 2010.




15