Урок географии в 5 классе по теме Соседи Солнца (урок по модульной технологии)

МБОУ «Балезинская средняя школа №2»


Мастер – класс
урок по модульной технологии
по географии в 5 классе
по теме «Соседи Солнца»
учителя географии
Сивко Светланы Алексеевны



Балезино, 2016
Урок географии в 5 классе по теме
«Соседи Солнца»
№ учебного элемента (УЭ)
Учебный элемент с указанием заданий
Руководство по усвоению учебного материала

УЭ – 0
(2 мин.)

Интегрирующая цель: обобщить основы представлений о происхождении Солнечной системы; выявить особенности планет – соседей Солнца, развить представление о планетах земной группы, о Земле как части Вселенной.

Внимательно прочитай цель урока, откройте тетради, запишите тему урока.

УЭ – 1
(3 мин.)




Цель: определить исходный уровень знаний учащихся о небесных телах.
Задание: Ответьте на вопросы:
Какие небесные тела вы знаете?

Перечислите, запишите в тетрадь небесные тела вам уже известные.
Назовите известные вам планеты.
Перечислите (запишите в тетрадь) планеты вам уже известные.
Ответы проверьте вместе с учителем.
Работа в паре.
Перечислите, запишите в тетрадь небесные тела вам уже известные. (За каждое тело, правильно названное, поставьте 1 балл).
За каждую планету, правильно названную, поставьте 1 балл.
Пересчитайте общее количество баллов за два вопроса.
Если вы набрали 15 баллов и более – Вы молодцы!
Если набрали меньше 15 – тоже неплохо! Давай, вперед!

УЭ – 2
(5 мин.)

Цель: научиться классифицировать планеты.

Задание: Работая с учебником стр. 52, составьте схему классификации планет Солнечной системы.

Обсудите результаты своей работы вместе с классом.

Работа индивидуальная.
Расскажите своему соседу по парте что у вас получилось.
Если вы справились без ошибки – 2 балла, 1 ошибка – 1балл. Схема не получилась – 0 баллов.


УЭ – 3
(20 мин.)
Цель: изучить особенности планет земной группы.

Задание: Работая с учебником стр. 53 – 56, заполните таблицу (смотри Приложение 1):

Для проверки результатов работы – поменяйтесь тетрадями.
Обсудите результаты своей работы вместе с классом.
Поставьте соседу по парте баллы:
Справились без ошибок и дополнений – 10 баллов;
1 ошибка или 1 дополнение – 9 баллов; 2 ошибки или 2 дополнения – 8 баллов; 3 ошибки или 3 дополнения – 7 баллов; и т. д.


УЭ – 4
(5 мин.)
Цель: закрепить знания, полученные на уроке.
Задание:
Никуда не заглядывая, установить соответствие (выписать буквы, которые соответствуют каждой данной планете):
(смотри Приложение 2)
Ответы проверьте вместе с учителем.

Работа в паре.

Формат ответа:
Земля - 2,4,5,8
Венера – 1,3,6,7 и т. д.
Оценивание:
Если справились без ошибок – 12 баллов
1 – 2 ошибки – 10 баллов
3 – 4 ошибки – 8 баллов
5 – 6 ошибок – 6 баллов
7 – 8 ошибок – 4 балла и т. д.

УЭ – 5
(5 мин.)
Подведение итогов урока
Прочитайте цель урока
Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
Оцените свою работу на уроке.
Если по итогам урока вы набрали:
33 - 39 баллов (84 – 100%), то получите "5"
26 - 32 баллов (67 – 83%) - "4"
19 - 25 баллов (51 – 66%) - "3"
Менее 19 баллов (менее 50%) - "2"
Нарисуйте в тетради смайлик – настроение с которым вы уходите с урока.

Я со всем справился!

Не все получилось!

Буду стараться!






Домашнее задание: §10 читать, уметь пересказывать, составить кроссворд «Соседи Солнца»




Приложение 1
Планета
Расстояние от Солнца
Атмосфера
Спутники
Другие особенности

Меркурий
58 млн. км




Венера
108 млн. км




Земля
150 млн. км




Марс
228 млн. км





Приложение 2
Планета
Характеристика планеты

Земля
Спутников нет.
Имеется спутник.
Название получила в честь древнеримского бога войны.
70% поверхности покрыта водой.
Есть спутник называется Ганимед.
Поверхность раскаляется до + 500°С.
Атмосфера этой планеты открыта Ломоносовым.
Очень плотная атмосфера.
Имеются и холмистые равнины, и горные районы.
Планета земной группы.
В состав атмосферы входит в основном азот.
Имеется мир живой и неживой природы.

Венера



Ответы для учителя:
Приложение 1
Характеристика планет Солнечной системы

Планеты
Удаленность от Солнца
Диаметр и масса
Особенности поверхности и температура планет
Атмосфера
Спутники
Мир живой и неживой природы

Меркурий
58 млн.км
4880 км и по массе схожа с Луной
Кратеры, горы, до
+ 400(С из-за близости к Солнцу
Практически лишена атмосферы
Нет
Нет

Венера
108 млн.км
12 100 км
Холмистые равнины, есть горные равнины. Возвышается гигантский вулкан высотой 12 км. t – до +500( C
Плотная облачная атмосфера, которая состоит в основном из углекислого газа
Нет
Нет

Земля
Около 150 млн.км
Самая большая из планет земной группы – 12 742 км
Более 70% поверхности покрыто водой
Образованная азотом, кислородом и небольшим количеством углекислого газа
Луна- единственный естественный спутник Земли. Расстояние от Земли до Луны около 400 тыс.км.
Есть

Марс
228 млн.км.
В два раза меньше Земли
6790 км, в 10 раз меньше по массе Земли
Пустыни, кратеры, горы. Грунт богат железом. У полюсов планеты видны белые полярные шапки из замершей смеси воды и углекислого газа
Тонкая, разреженная атмосфера, образована углекислым газом
Два спутника – Деймос и Фобос, что означает «страх» и «ужас» во много раз меньше Луны
Заметна смена времен года. Размеры полярных шапок уменьшаются летом и увеличиваются зимой


Приложение 2
Земля – 2, 4, 9, 10, 11, 12
Венера – 1, 6, 7, 8, 9, 10
Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 415