Доклад «Современные подходы к организации деятельности школьной методической службы в рамках введения ФГОС ООО в МКОУ «СОШ №2 им. Г.А. Лигидова»с. п. Сармаково.
Методический семинар (дистанционно) для зам. дир. по УВР по теме «Современные подходы к организации деятельности школьной методической службы в рамках введения ФГОС ООО»
«Современные подходы к организации деятельности школьной методической службы в рамках введения ФГОС ООО в МКОУ «СОШ №2 им. Г.А. Лигидова»с. п. Сармаково.
С 1 сентября 2012 года в соответствии с приказом Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики от 06 апреля 2012 года № 417 школа является пилотной школой по организации отработки государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) в 5-х классах. Работа потребовала серьёзных изменений на основной ступени общего образования, в организации школьной жизни, в деятельности всего педагогического коллектива.
Достижение основной цели и решение поставленных задач по внедрению ФГОС осуществляется через:
рабочую группу по введению и реализацию ФГОС ООО;
координацию деятельности администрации школы, группы учителей 5-9х классов, учителей-предметников школы;
создание нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение ФГОС;
приведение в соответствие с требованиями ФГОС основного общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников школы (директора, заместителей директора, учителей-предметников, педагогов, проводящих занятия внеурочной деятельности, классного руководителя);
мониторинг педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала школы: осуществление подбора и расстановки кадров; прохождение курсов повышения квалификации педагогическими кадрами;
совершенствование материально-технической базы с целью создания развивающей среды в основном звене;
определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ООО, которые будут в полном объёме использоваться в учебном процессе в 5-9-х классах в 2016/17 учебном году;
проведение систематического анализа результатов работы по внедрению ФГОС ООО;
оказание методической помощи классным руководителям, учителям;
Интенсивно проводилась информационная работа с родителями пятиклассников по вопросам организации обучения детей по новым стандартам, на родительском собрании обсудили новизну стандартов, познакомили родителей с проектом образовательной программы школы.
С родителями учащихся заключён договор, закрепляющий права и обязанности всех участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС второго поколения.
с сентября 2012 года в 5-м классе проводится мониторинг готовности пятиклассников к обучению в новых условиях. Его целью явилась оценка адаптационного потенциала пятиклассников в начальный период обучения. Оценка процесса адаптации проводилась через:
- анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его психологического тестирования;
- восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в школе);
- восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке).
Составлен график повышения квалификации учителей основной школы по проблемам внедрения ФГОС ООО. В настоящее время прошли курсы повышения квалификации по актуальным вопросам ФГОС все педагоги, которые работают в 5-9-х классах, директор, 2 заместителя директора.
В ноябре каждого года проводятся совещания при директоре «О состоянии преподавания в 1-4-х и 5-7-х классах по введению ФГОС». Проведены проблемные семинары, заседания педагогического совета по актуальным вопросам ФГОС ООО. Проделана большая работа в режиме эксперимента. Большая часть педагогов школы знакомы и умеют применять на практике различные инновационные технологии. Анализ инновационной деятельности школы показывает, что модернизация структуры и содержания образования, педагогических технологий, существенно повысила эффективность функционирования и развития школы, что позволило сформировать такие параметры, как вариативность, открытость, адаптивность, органично интегрирующие школу в социальную инфраструктуру района.
Формы методического сопровождения ФГОС НОО и ФГОС ООО:
Тематические педсоветы.
Работа методических объединений, педагогической мастерской, творческих групп.
Работа учителей над темами самообразования.
Аттестация учителей.
Открытые уроки, посещение уроков и их анализ.
Предметные декады, олимпиады. Участие в различных предметных
конкурсах.
Организация курсовой и консультативной подготовки учителей.
Участие в научно-практической конференции школьников.
Участие педагогов в районных методических объединениях, конкурсах.
С целью решения ряда педагогических и методических проблем проведены следующие педсоветы:
Системно-деятельностный подход в обучении как важный ресурс качественного образования.
Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся.
Анализ деятельности педагогического коллектива по реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Основные направления организации сотрудничества классного руководителя с родителями, роль классного часа в системе воспитания.
В ходе проведения педсоветов использовались следующие технологии:
- анализ деятельности педагогического коллектива;
- анкетирование педагогов;
- собеседования;
- выступления педагогов с целью обмена опытом работы по указанным направлениям.
Совершенствованию форм и методов организации деятельности, учащихся на уроках уделялось внимание при проведении открытых уроков, заседаниях педагогической студии, ШМО и творческих групп.
Вопросы, которые обсуждались на заседаниях следующие:
работа с образовательными стандартами;
методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
формы и методы промежуточного и итогового контроля;
требования к оформлению письменных работ;
формы работы с одарёнными учащимися;
отчеты учителей по темам самообразования;
рассмотрение экзаменационных материалов;
подготовка к новой форме аттестации выпускников;
анализ контрольных срезов и итоги олимпиад;
мотивация достижения успехов у школьников;
инновационные системы контроля и оценки знаний учащихся;
формирование познавательной активности учащихся.
Учитывая, что аттестация педагогических кадров является одной из форм повышения профессионализма педагогов, методическая служба школы особое внимание уделяет подготовке и прохождению аттестации педагогов. Были проведены теоретические семинары по вопросам аттестации работников общеобразовательных учреждений, которые внесены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ, на которых работники школы ознакомились с нововведениями по аттестации.
На подтверждение высшей квалификационной категории успешно прошли аттестацию 6 учителей. На первую квалификационную категорию, набрав высокие баллы, прошли 3 учителя, на СЗД – 2 учителя. На первую квалификационную категорию не набрал нужное количество баллов 1 учитель.
Учителя участвовали в различных конкурсах, готовили учащихся к участию в различных образовательных проектах.
Учитель кабардинского языка и литературы Машукова А.М. приняла участие в республиканском этапе «Всероссийский мастер- класс учителей родных (включая русский) языков» - проведение мастер- класса «Новые педагогические технологии на уроке в соответствии с ФГОС ООО».
Учителя Кушхаканова А.Г., Махова С.Х., Маремшаова Р.Ш., Пилова Ф.Д. за подготовку призеров во Всероссийском конкурсе «Познание и творчество» получили свидетельства и благодарственные письма.
Учителя Батова Д.А., Гонгапшева М.С, Машукова А.М. подготовили к участию в Международной дистанционной олимпиаде проекта «Инфоурок» учащихся, ставших победителями и получили свидетельства и благодарность за активное участие в проекте «Инфоурок».
Учителя Машукова А.М., Тхамокова И.Х., Маремшаова Р.Ш., Машукова А.М., Калова А.Р. И.Х.получили свидетельства и благодарственные письма за подготовкуучащихся к участию по Международном блиц – турнире «Новый урок»
Учителя Коцева Р. А. , Маремшаова Р.Ш. Калова Ф.К., Калова А.Г. награждены грамотами за подготовку победителей в республиканском конкурсе «Хочу все знать».
Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Организация работы по теме самообразования являет собой систему непрерывного образования педагогов и играет значительную роль в совершенствовании содержания, технологий обучения предмету и повышения результативности. Работа над темами самообразования учителей нашей школы включала в себя:
Изучение методических новинок, использование их в работе.
Создание портфолио учителя.
Создание портфолио учащихся в 1 – 4 классах (ФГОС НОО), 5-9 классах (ФГОС ООО).
Создание «Методической копилки» - сбор наглядного материала, детских работ по теме самообразования.
Отслеживание динамики развития учащихся.
Проведение открытых уроков с использованием различных инновационных технологий.
Средствами самообразования являлось систематическое изучение новинок педагогической литературы. В методической копилке школы в помощь самообразованию имеются материалы из опыта работы коллег, образцы конспектов уроков, внеклассных мероприятий.
Важнейшими направлениями в самообразовании учителей были следующие:
- изучение новых программ и учебников,
- изучение дополнительного научного материала.
Наряду с этим следует отметить, что профессиональный и методический уровень учителей не в полной мере соответствует современным требованиям, поэтому одним из приоритетных направлений методического сопровождения ФГОС является повышение профессионального мастерства учителей и внедрение инновационных технологий в урочную и внеурочную деятельность
Зам. директора по УВР А.М. Машукова