Памятка для родителей как правильно отвечать на вопросы почемучек
Возраст «почемучек» - как отвечать на бесконечные вопросы?
Возраст «почемучки» - это особенный период, когда в процесс непрерывного познания вовлечен не только вопрошающий малыш, но и его родители.
Лихорадочное перебирание в памяти всего опыта и знаний, их быстрая адаптация в соответствии с потребностями ребенка и нескучный ответ на выходе... В таком ритме живут все родители почемучек. Весело живут, насыщенно. Но возможности мам и пап потрясают. Так что положительного еще больше, чем может показаться на первый взгляд: мозг родителей в тонусе, ребенок учится, удовлетворяет ненасытную жажду знаний. В результате этого выстраиваются основы дальнейшего взаимопонимания и взаимоуважения родителей и детей.Для чего нужны вопросы?Период обостренной любознательности у кого-то начинается в 3 года, у кого-то активизируется в 4-5 лет. Один, спросив, уходит в себя, чтобы осмыслить, принять или опровергнуть, сформулировать новые вопросы. Другой забрасывает взрослых пригоршнями разнообразных "кто?", "как?", "зачем?", "почему?", не выслушивая ответы или прерывая рассказчика на полуслове, что не может не раздражать.Но от того, как и что родитель отвечает малышу, во многом зависит дальнейшая судьба детского любопытства. Мало того, это влияет и на такие базовые понятия, как самоуважение, уверенность в том, что он любим и значим для родителей. Ведь все вопросы крохи действительно существенные, жизненно важные. Игнорировать их, насмехаться над формулировками, отмахиваться с помощью непонятных, заумных терминов, не учитывать его возможностей – значит лишать жизнь малютки ценности. В общем, возраст почемучек не только чрезвычайно интересный период, но и суперважный в плане воспитания и развития малыша.
Ребенок живет в своем ритме, пользуется привычными предметами, комфортно существует в определенном пространстве. Многое уже знает и умеет, но вдруг в какой-то момент ему становится этого недостаточно. Хочется узнать, почему так происходит и что, собственно, происходит? Из-за активизации пытливости ломаются мобильные телефоны, отрываются головы у кукол, разбираются машинки на запчасти. Возникает много вопросов. Спрашивает кроха сначала у себя. Репетиции «почемучек» звучат как размышления: "И как это колесико крутится?", "Почему у кота колючие лапки?" Иногда ответы приходят сами. Но чаще всего поиск истины продолжается. И вопрошающий обращает все взоры на маму, папу и других важных для него взрослых.Как отвечать правильно?Искусство верных ответов освоить не так уж сложно. Требуются знания, желание и терпение.
Первое задание отвечающего родителя – остановиться, задуматься, осознать "историчность момента". Сдача годового отчета, договор с зарубежными партнерами, новое назначение – не повод отстраняться. А ответы, если они обдуманы, не заберут много времени.
Учитывать возрастные особенности крохи. Не нужно излагать закон всемирного тяготения Ньютона с формулами и подробными объяснениями гравитационных процессов на Земле и во Вселенной в ответ на вопрос об упавшем яблоке. Хотя о том, что планета притягивает к себе все предметы, рассказать можно. Всегда отвечать кратко и образно: "Планета, как магнит, притягивает все, что на ней находится. Иначе бы все улетело в космос".
Позволять ребенку самому искать ответы: "Какой интересный вопрос ты задал! А что ты сам думаешь по этому поводу?" Подталкивать в нужном направлении и, если ему удастся заново открыть тот или иной физический закон, смело кричать: "Эврика!" И еще. Никогда не заканчивать ваш научный разговор словами: "Ты прикольно (смешно, забавно) придумал. А теперь я расскажу правду!" Зачастую наши знания весьма относительны. На данном отрезке эволюции они такие, а что будет потом... Любая, даже самая невероятная гипотеза, через тысячу лет может оказаться истиной, нужно объяснить это маленькому мыслителю. Но не забывать акцентировать, что нужно изучать разные законы и теории, и на их основе можно предлагать свое понимание проблемы.
Если нет времени ответить в данный момент, пообещать сделать это позже, указав конкретное время: "Я сейчас закончу разговор по телефону, и мы все обсудим", "Давай я подумаю и расскажу тебе об этом вечером, перед сном. Занятная тема..." Но основной поток любопытства лучше нейтрализовать сразу. Иначе ребенок попросту забудет, о чем спрашивал, или острота восприятия будет не та: дорога ложка к обеду.
Кого взять в помощники?Так получается, что, как правило, вся лавина вопросов обрушивается на маму. Папе же остаются одни крошки! Несправедливо! Ему тоже должно быть весело и интересно. Тем более имеется такая информация, где он дока. Договоритесь, что есть время (к примеру, после работы), которое отец посвятит ответам на разные "почему". С ребенком постарше обсудите и возможность звонков на работу, допустим, во время обеда (мама подскажет, когда именно), чтобы получить пару справок на животрепещущие темы.
Ну и все вместе позаботьтесь о дополнительных средствах получения информации.
Познавательные компьютерные игры, детские анимированные энциклопедии (Детскую энциклопедию Кирилла и Мефодия можно скачать в интернете), аудиокниги, электронные печатные издания для дошкольников помогут научить искать информацию самостоятельно. Это пригодится в будущем и займет его в настоящем. Однако, это всего лишь дополнительные источники, основными остаются родители. Нужно следить за тем, чтобы ПК не стал причиной постоянного отказа малышу в общении.
Передачи по Discovery и другим полезным каналам, книги, справочная литература, созданная специально для детей, кружки по интересам – тоже весьма информативные источники знаний. Только они требуют непосредственного участия взрослых. Необходимы постоянные разъяснения, дискуссии.
Наглядные пособия и практические навыки также приемлемы для поиска истины. Легче показать, чем рассказать, какой листок бумаги падает быстрее – скомканный или ровный. Как и решить вопрос, кто рычит внутри машины, просто открыв капот и пояснив, что этот сложный агрегат дает машинке энергию, благодаря чему она движется. При грамотном подходе весь мир станет учебным материалом.
А что еще?Детям необходимы уважение, похвала, поддержка, любовь родителей. И получить все это они могут через общение, причем непременно со знаком "плюс". Если родители не дают этого, малыш разочаровывается, теряет надежду заслужить это самое уважение. Дальше возможны разные сценарии. Кроха замыкается, переживает, отстраняется, считает себя недостойным внимания. Или требует его капризами и все возрастающим количеством вопросов, часто бессмысленных, произносимых ради того, дабы убедиться, что его слышат. Раздражение мамы или папы – тоже результат. Даже если отмахнулись несколько раз, не стыдитесь извиниться. Вернитесь к прерванной беседе, попросите повторить вопрос или похвалите другие "приступы любознательности". А еще учите задавать вопросы правильно. Для этого поменяйтесь с малюткой местами. «Почемучкой» станет мама или папа, а он – отвечающим экспертом. Главное условие: не перескакивать с темы на тему и пытаться логически выстраивать цепочку разъяснений! Кстати, допускаются шуточные вопросы-ответы либо с фантазией. Самые необычные записывайте в тетрадку. Здорово будет потом перечитывать и дополнять.