Разработка урока биологии на тему Пищеварение в тонком кишечнике (9 класс)
Тема: Пищеварение в кишечнике.
Всасывание питательных веществ.
Печень и поджелудочная железа.
Цели урока: Мобилизировать и расширить представления учащихся о
строении и функциях пищеварительной системы человека;
формировать умения слаженно работать в микрогруппах,
формулировать выводы и доказывать собственную или
коллективную точку зрения; продолжить формирование
навыков работы с учебной и дополнительной литературой.
Тип урока: Изучение нового материала.
Межпредметные связи: Химия, валеология, литературе.
Методы: Проблемного изложения материала, частично-поисковый,
эвристический.
Формы организации учебной деятельности учащихся:
Индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: Таблица «строения пищеварительной системы, опорные
конспекты», «Книга для чтения по анатомии и гигиене
человека», выставка книг, рисунков.
Структура урока.
I. Этап ориентации.Организационный этап.
Создание позитивной психологической ауры.
Всем известно, что учителя без учеников не существует, и наоборот. Поэтому мы, сегодня объединим свои силы для учения нового материала. Я расчитываю на Вашу активную работу и надеюсь, что дух партнерства поможет нам в этом.
II. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос.
Какая тема изучалась на прошлом уроке.
Каков общий план строения пищеварительной системы.
Работа с терминами.
- пищеварение
- ферменты
- где находится центр слюноотделения, центр отделения желудочного сока?
- где находится пищеварительный центр?
III. Работа в группах по вопросам ( приложение №1).
IV. Мотивация учебной деятельности.
Учитель зачитывает стихотворение французского поэта Франсуа Вийона.
Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю как смерть, что рыщет, все губя.
Я знаю книги, истины и слухи.
Я знаю все, но только не себя.
Обсуждение последней строки стихотворения.
Уверена, что уроки биологии помогают нам больше познать самих себя.
Сообщение темы урока.
Надеюсь, что до конца урока мы сможем выяснить, что Вы знаете и для чего.
Что? Знаю Для чего? (записано на доске).
V. Изучение нового материала.а) вступительное слово учителя
б) оценивание работы учащихся группы на протяжении всего урока, спикером « листок спикера» (приложение №2).
в) самостоятельная работа учащихся в группах по заданиям,(приложение №3).
г) отчет групп по результатам самостоятельной работы по заданиям ( с использование слайдов, рисунков учащихся).
д) сообщение учащихся на тему « Опыты Павлова» (приложение №4).
VI. Подведение итога. Рефлексия.
Обсуждение схемы Что? Знаю Для чего?
Продолжите предложение:
Берегите ваши органы ……. ( и они будут работать на вас.)
Берегите ваши клетки…….( и они будут беречь вас.)
VII. Обобщение и систематизация знаний.
Вопросы для обсуждения.
Длина кишечника у человека в 4 раза превышает длину туловища, у собаки в 4,5 раза, у овцы в 24 раза. Чем объяснить разницу в длине кишечника у данных организмов.
Какую диету вы предложите человеку, у которого:
- плохо работают ферменты поджелудочной железы;
- низкая кислотность (или нулевая) желудочного сока;
- после удаления жёлчного пузыря;
-после операции на желудке.
3. Почему у больного которого лечили антибиотиками, часто бывает расстройство стула?
4. При употреблении алкоголя клетки печени перерождаются в соединительную ткань, при этом печень разрастается, но будет ли она выполнять, как и прежде свои многочисленные функции.
VIII. Итог урока.
- Объявление оценок.
- Презентация работы групп.
- Отчет спикеров.
IX. Домашнее задание.
Прочитать $ 36
Повторить учебный материал темы.
Творческие задания ( на выбор).
- конкурс на лучшую шпаргалку – схему по теме.
- мини-сочинение «Путешествие по пищеварительной системе».
- подготовить сообщение о профилактике желудочно-кишечных заболеваний.
4. Рекомендованная дополнительная литература
- книга К.Доннер «Тайны анатомии».
- энциклопедия для детей Т.18.
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 88 г. Донецка»
Пищеварение в кишечнике.
Всасывание питательных веществ.
Печень и поджелудочная железа.
Открытый урок 9 класс.
Учитель биологии
Письменикова Лариса Николаевна
г. Донецк
декабрь 2016 года.
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 88 г. Донецка»
Многообразие земноводных
Открытый урок 7 класс.
Учитель биологии
Письменикова Лариса Николаевна
г. Донецк
ноябрь 2016 года.