Обучение говорению на английском языке на старшем этапе

А.В. Наумкина, преподаватель английского языка

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41 (ГБПОУ КГТиТ № 41)

Обучение говорению на английском языке на старшем этапе
Обучение говорению включает в себя формирование и развитие диалогической и монологической компетенции обучающихся.
Существуют разные подходы к обучению говорению, из которых можно выделить 2 основных:
первый метод – «сверху вниз» – развитие навыков говорения на основе шаблона.
второй метод – «снизу вверх» – развитием навыков говорения без опоры на шаблон, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур. Данный метод часто используется на старшем этапе обучения, так как языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемым темам или проблемам у обучающихся достаточно высок. Для достижения наилучших результатов диалогической или монологической речи при использовании метода «снизу вверх», преподаватель должен быть уверен, что:
во-первых, обучающиеся имеют достаточный запас информации по заданной ситуации или теме.
во-вторых, лексико-грамматический уровень языка достаточен для успешного «разыгрывания» заданной ситуации или обсуждения определенной темы.
в-третьих, обучающиеся владеют необходимым запасом средств реализации разных речевых функций.
в-четвертых, у обучающихся развиты речевые умения: способы связи речевых высказываний, дискурсивные приемы, композиция речи и т.д.

Говоря о формировании и развитии навыков ведения диалога, следует отметить, что диалогические единицы состоят из реплик: инициативных и реактивных. По выражению В.Л.Скалкина, обучающихся, прежде всего, необходимо научить "репликированию", т.е. быстро и адекватно реагировать своей репликой на реплику собеседника. Этап обучения репликированию можно считать нулевым. На этом этапе выполняются рецептивно-репродуктивные, чаще репродуктивные условно-коммуникативные упражнения на имитацию, подстановку, ответ на вопрос, на запрос определенной информации (по образцу), сообщение информации и т.п.
На первом этом этапе используются рецептивно-продуктивные условно-коммуникативные упражнения по обмену репликами. В средних учебных заведениях участниками общения являются сами обучающиеся, а преподаватель лишь дает им определенные коммуникативные задачи, где очерчивается КС и указываются роли, которые должны выполнять обучающиеся. Вторым этапом формирования навыков и умений диалогической речи обучающимися является овладение микро-диалогами. На этом этапе используются рецептивно-продуктивные коммуникативные упражнения низшего уровня. Обычно на данном этапе участниками общения являются сами обучающиеся, которые выступают в определенных ролях или от своего собственного имени. На основе учебных коммуникативных ситуаций, предложенных преподавателя (или представленных в учебнике), они воспроизводят микро-диалоги.
На третьем этапе обучающиеся должны научиться вести диалоги разных функциональных типов, на основе созданной преподавателем (описанной в учебнике) коммуникативной ситуации. Упражнения, выполняющиеся на четвертом (заключительном) этапе, относятся к рецептивно-продуктивным коммуникативным упражнениям высшего уровня (не допускающими использования специально созданных вербальных опор).

Как и в ситуации с формированием и развитием навыков ведения диалога, при обучении монологической речи на старшем этапе чаще всего используется путь «снизу вверх», который предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы-предложения к законченному монологу. Этот путь состоит также из трех этапов.
На первом этапе обучающимся предлагаются задания, стимулирующие их короткие высказывания по теме (ситуации). Задача данного этапа состоит в формирование у обучающихся умений объединять речевые единицы фразового уровня в сверхфразовую единицу. Уже на первом же этапе учитывается самостоятельность высказывания: преподаватель лишь называет тему, определяет общее направление мысли, а выбор конкретного содержания остается свободным. Упражнения здесь-условно-коммуникативные продуктивнее: на присоединение (когда продуцированная обучающимся фраза присоединяется к фразе, высказанной преподавателем, диктором или другим обучающимся), а также на объединение речевых единиц.
Второй этап предполагает конкретизацию и уточнение сказанного, что влечет за собой нарастание объема высказывания каждого обучающего. Задача второго этапа заключается в том, чтобы научить обучающихся самостоятельно строить высказывание сверхфразового уровня. В упражнениях на втором этапе речь обучающих не детерминируется, а лишь направляется и мотивируется коммуникативными задачами.
На третьем этапе этапе самостоятельного развернутого высказывания в речи обучающихся включаются элементы аргументации, оценки, характеризуются причинно-следственные отношения. Упражнения данного этапа принадлежат к коммуникативным продуктивным упражнениям, состоящим из коммуникативной задачи/задания преподавателя и высказывания обучающегося. Коммуникативное задание в средних учебных заведениях мотивирует высказывание обучающегося, побуждает его к участию в речевой иноязычной деятельности и лишь определяет границы высказывания.
В заключении хочу сказать, что данная тема является моей методической проблемой, над которой я работаю в этом учебном году. Одним из основных требований, предъявляемых работодателями к выпускникам СУЗов сегодня, является владение разговорным английским. Это одна из основных причин, почему я решила глубоко изучать эту тему и соответственно применять данные методики по обучению говорению в своей педагогической деятельности.





Литература
Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд.М.: Просвещение, 1991.
Рогоза Г. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. М.: Просвещение, 1991.
Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций : Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. М.: Просвещение, 2002.










Нђ Заголовок 1Џђ14Заголовок 2,AppendixНђЗаголовок 3,подстрочныйНђ Заголовок 415