Сравнительная характеристика литературных героев исторической повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба
Тема. Развитие умений над текстом художественного произведения. Сравнительная характеристика литературных героев исторической повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Цель: развивать умение создавать сравнительную характеристику.
Задачи:
- обучающая: уметь ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы, используя текст и свой жизненный опыт; закрепить навыки составлять сравнительную характеристику героев;
- развивающая: развивать монологическую речь, коммуникативную культуру обучающихся; слушать и понимать речь других;
- воспитательная: воспитывать и развивать чувство ответственности, долга, патриотизма; оценивать поступки героев.
Оформление: на одной из досок написаны тема урока, эпиграф, разноцветный квадрат с заданиями; на второй – иллюстрации к произведениям; тексты повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», портрет писателя, фрагменты фильма.
Ход урока
Брата родного видишь, а ума его не разумеешь.
Пословица
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Метод «Узнай героя»
Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам (Андрий).
Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время (Остап).
Постановка проблемного вопроса: Ребята, как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить на уроке? (о двух братьях: Остапе и Андрии, которые воспитывались в одной в одной семье, одними родителями, которые прививали им одни и те же ценности). Но скажите, братья одинаковы? (Нет).
Объявление темы и целей урока.
Обращение к эпиграфу
«Брата родного видишь, а его ума не разумеешь» (Пословица).
- Как вы понимаете смысл данной пословицы? (Родного брата, кажется, знаешь хорошо, а вот что у него на уме, не знает никто).
- Почему же так происходит? Можно ли объяснить поступки братьев? У нас сегодня в гостях присутствует Н.В. Гоголь, и я думаю, что он нам поможет разобраться во многих вопросах.
Работа по теме урока.
Видеофрагмент «Приезд сыновей в родительский дом»
- Расскажите, что это за герои?
- Какой эпизод вы сейчас просмотрели?
2. Работа с иллюстрациями.
Рассмотрите иллюстрации и скажите, о чем они повествуют (Дом Тараса Бульбы, букварь, сыновья Тараса отправляются на Запорожскую Сечь, жизнь под Дубно, смерть братьев).
Работа с разноцветным квадратом.
Жизнь в родительском доме.
а) Расскажите об Остапе и Андрие, выделив основные моменты жизни в родительском доме.
б) Как эти моменты характеризует их?
Выводы: Внешне братья похожи. Оба комично выглядят в нелепых одеяниях, оба смущены приемом отца. Остап, защищая свое достоинство, характеризуется Тарасом как «добрый козак», «славно меня тузил».
Андрий – утонченная натура: в отличие от Остапа он не стал колотить отца в ответ на колкости и шутки, за что Тарас назвал его «мазунчиком».
Обучение в бурсе.
Найдите в учебнике основные эпизоды в жизни Остапа и Андрия в бурсе. Прочитайте их. Как эти эпизоды характеризуют юношей?
- Кто из сыновей Тараса бежал с бурсы?
- Какие слова отца заставили Остапа учиться?
- Как изменил свое отношение к учебе Остап после разговора с отцом?
- Как относились к товарищам?
- Расскажите об Андрие в годы обучения в бурсе?
- Чем он интересовался?
Выводы: О такой черте характера Остапа как упрямство можно судить по его поступкам (Четыре раза бежал из бурсы). Смог преодолеть себя (несмотря на нелюбовь к учению, стал одним из лучших учеников в бурсе). «Его (Остапа) секли бесчеловечно», что ожесточило его характер и воспитало в нем твердость воли. Остап считался лучшим товарищем, никогда не предавал, любил войну и разгульные пирушки.
«Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые». Он охотно учился, имел изобретательный ум, что позволяло ему избегать наказаний за участие в проделках бурсаков. Его отличает пылкое воображение, скрытность, любовь к уединению, впечатлительность, любовь к женской красоте.
Жизнь братьев на Запорожские Сечи.
а) Что говорит Н.В. Гоголь об Остапе и Андрие? Изменились ли они?
Выводы: Оба на хорошем счету у казаков, оба заметны прямой удалью и удачей во всем (метко стреляют, переплывают Днепр), НО на Андрия более всего произвела впечатленья страшная казнь за смертоубийство «…долго чудился ему страшный обряд».
б) Найдите ключевые слова, помогающие увидеть в них настоящих бойцов?
Выводы: Оба храбры, достойны звания воин.
Остап обнаруживает «наклонности будущего вождя», хладнокровие, изобретательность в бою. «Со временем будет добрый полковник»,- говорит о нем Тарас.
«Андрий же весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей». Он видит в бою «бешеную негу и упоенье», в сраженьях он запальчив и безудержно храбр. Именно дерзость его поступков, сила страсти, безудержность натуры объединяет Андрия с Сечью. Тарас, знающий толк в военном деле, хвалит удаль Андрия, но ставит Остапа выше.
События под Дубном.
Вспомните эпизоды, характеризующие поведение братьев под Дубно? Что там происходило?
- Почему молодые воины скучали? (они хотели снова испытать себя в боях).
- Что произошло с Андрием июльской ночью?
- Что велела панночка передать Андрию? Какова была его реакция?
- На что готов Андрий ради прекрасной полячки? Какие слова из его речи тронули ее сердце?
- Какую правду слышит Андрий в ответе панночки? В чем ее трагедия?
- Как характеризуют Андрия его слова, сказанные панночке: «А что мне отец, товарищи и отчизна…».
- Расскажите, как сражался Остап с врагами. Как это характеризует героя?
Гибель Остапа и Андрия.
Прочитайте эпизоды гибели Остапа и Андрия. Какие слова и выражения помогают прочувствовать и проникнуться происходящим?
Фрагмент из фильма «Смерть Андрия».
- Найдите эпизод в произведении Н.В. Гоголя.
- Какое изобразительно-выразительное средство использует Н.В. Гоголь, когда описывает смерть Андрия? (сравнение, найдите в тексте).
Фрагмент из фильма «Гибель Остапа».
- Найдите эпизод в произведении Н.В. Гоголя.
- Кто из братьев погиб как герой?
- Почему Остап в минуту смерти обратился к Тарасу?
- Какие языковые средства использует Гоголь, описывая смерть братьев? Зачем автор использует сравнения? (выражает отношение к своим героям).
- Какой вывод делает автор по отношению к Андрию? Как относится к нему?
6. Выводы на доске.
Остап: прямодушный, мужественный, честный, стойкий, целеустремленный, несгибаем, хладнокровен, склонен к казаческому долгу, любит Отчизну, готов отдать за нее жизнь; переносит нечеловеческие мучения, пытки.
Андрий: красивый, умный, легко давалась учеба, скрытный, страстный, храбрый, безвольный, предал Родину, неуравновешенный, чувства преобладают над рассудком.
Метод «Займи позицию»
Учащиеся отвечают на вопрос: «Жаль ли вам Андрия? Можно ли простить предательство?»
Подведение итогов.
Слово учителя.
Урок имеет нравственный стержень. Н.В. Гоголь в повести поднял ряд проблем: проблема национального самосознания, прославление боевого товарищества и осуждение предательства.
Сопоставляя образы Остапа и Андрия, показывая их поведение, отношение к родине, Отчизне, товарищам, Н.В. Гоголь подводит читателя к мысли: основной закон Сечи - закон товарищества; тягчайшим наказаниям подвергаются те запорожцы, которые причинили зло своим товарищам, своей земле, своей вере.
Для настоящего казака Остапа понятия личное счастье и Родина неразделимы.
Для Андрия же личное счастье (любовь к женщине), которое покупается ценой предательства, - превыше всего, и потому он осужден и оказывается по другую сторону от запорожцев.
Домашнее задание.
Написать сочинение.