Познавательный материал для стенда в кабинет русского языка (5-11 класс)
ИЗ ИСТОРИИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
. Знаки препинания появились гораздо позже письменности. До конца 15 века текст писался без промежутков между словами. Самым древним знаком является точка. Раньше она ставилась не внизу строки, а посередине ее.
, Самым распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Слово произошло от запяти (ся) — „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться».
( ) Скобки раньше назывались «вместительным знаком».
: Двоеточие начинает употребляться с конца XVI века.
- ... Тире и многоточие относятся к более поздним знакам. Тире раньше имел название «молчанка», а многоточие – пресекательный».
„ “ Слово «кавычки» в значении нотного знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века благодаря инициативе Н.Карамзина. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка — „лягушка“. Таким образом, кавычки — „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.
; Точку с запятой называли «полуточием»,
! восклицательный знак – «удивительным»,
перенос – «единительным».
Кстати:
Однажды известный писатель Виктор Гюго в день выхода своей книги захотел узнать, как идёт её распродажа. Он послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: "?". Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги он написал: "!".
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКАХ НАРОДОВ МИРА
У писателя Эрнеста Винсента Райта есть роман «Гедсби», состоящий из более чем 50 000 слов. Во всем романе нет ни одной буквы Е – самой частой буквы английского языка.
-7543801761490
Жители Папуа Новой Гвинеи разговаривают почти на 700 языках.
-7550153994785
В языке эскимосов для наименования снега существует более 20 слов.
-7562855718810
На африканском континенте более 1 000 разных языков. А у языка берберов в Северной Африке даже нет письменной формы.
Самая древняя из сохранившихся до сих пор букв алфавита – О.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА
С окончанием –а (-я) С окончанием –ы (-и)
Директора, доктора, профессора, адреса, отпуска, паспорта, сорта, сторожа, острова Бухгалтеры, инженеры, выборы, офицеры, гербы, торты, шофёры, редакторы, конструктуры
НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
ОРФОЭПИЧЕСКАЯ
ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ И
УДАРЕНИЙ В СЛОВАХ
ЛЕКСИЧЕСКАЯ
УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ В СВОЙСТВЕННОМ ИМ ЗНАЧЕНИИ,
ПРАВИЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ СЛОВ ПО СМЫСЛУ
ГРАММАТИЧЕСКАЯ
ПРАВИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ,
УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ СЛОВ,
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ
ПРАВИЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ
ПУНКТУАЦИОННАЯ
ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОШИБОК
Виды ошибок Условное обозначение В чем заключается ошибка
ОШИБКИ В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Ошибки в содержании С Тема раскрыта неполно.
Не проведена основная мысль.
Материал недостаточно подчинен теме и основной мысли.
Фактическая ошибка Ф
Искажены факты или события.
Речевая ошибка Р Употреблено слово не в том значении.
Употреблено лишнее слово.
Неоправданный повтор слов.
Грамматическая Г Неправильно образовано слово.
Слово употреблено не в той форме.
Неправильно построено предложение.
Неверно согласованы слова.
ОШИБКИ ТОЛЬКО В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Орфографическая I Неправильно написано слово
Пунктуационная V Неправильно поставлен знак препинания
ОШИБКИ ТОЛЬКО В УСТНОЙ РЕЧИ
Орфографическая Неправильно произнесён звук
Неправильно сделано ударение в слове
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ
ФОНЕТИКА ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ РЕЧИ
ГРАФИКА
ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ РЕЧИ НА ПИСЬМЕ
ЛЕКСИКА
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ, ГРУППЫ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ И УПОТРЕБЛЕНИЮ
СОСТАВ СЛОВА
СТРОЕНИЕ СЛОВА
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
ГРАММАТИКА МОРФОЛОГИЯ СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
СИНТАКСИС
ПОСТРОЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ
СТИЛИСТИКА
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ
ОРФОЭПИЯ
ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ СЛОВ
ОРФОГРАФИЯ
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СЛОВ
ПУНКТУАЦИЯ
ПРАВИЛА РАССТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
СВОЙСТВА ХОРОШЕЙ РЕЧИ
СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ Основные рекомендации
Продумайте тему и основную мысль своего высказывания, раскрывайте их полно, но не говорите и не пишите лишнего, весь материал подчиняйте теме и основной мысли, говорите и пишите о том, что вам хорошо известно, соберите недостающий материал
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ Говорите последовательно, не допускайте «скачки» мыслей. Составьте план своего высказывания, систематизируйте материал в соответствии с планом.
БОГАТСТВО Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами, избегайте неоправданного повтора слов, одинаковых по строению и конструкции.
ТОЧНОСТЬ Обработайте слова и предложения, наиболее точно передающие ваши мысли.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ Подбирайте слова и предложения, наиболее ярко передающие ваши мысли, воздействующие на адресата речи.
УМЕСТНОСТЬ Избирайте необходимый стиль речи, учитывайте, кому адресовано ваше высказывание, как оно будет воспринято, в какой обстановке происходит общение
ПРАВИЛЬНОСТЬ Соблюдайте орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы литературного языка
ТИПЫ РЕЧИ
ОПИСАНИЕ На какой вопрос отвечает О чем говорится в высказыва-нииХарактерные временные отношения Композиция высказывания каждого типа речи
Каков предмет? Каков человек?
О признаках предмета, человека одновременность Общее впечатление, отдельные признаки, возможен вывод
ПОВЕСТВОВАНИЕ Что происходит с человеком, с предметом?
О событиях, действиях Последователь-ностьРазвитие событий, действий
РАССУЖДЕНИЕ Почему предмет, человек такой? Почему делает, поступает так, а не иначе?
О причинах признаков, событий, действий Разные временные отношения 1.Тезис
2.Аргументы (доказательства)
3.Вывод