Результаты исследовательской работы по теме «Обучение письменной речи на старшем возрастном этапе на уроках иностранного языка».
Результаты исследовательской работы по теме «Обучение письменной речи на старшем возрастном этапе на уроках иностранного языка».
Обучение письменной речи занимает особое и прочное место в процессе обучения и изучения иностранного языка. Я еще раз убедилось в этом во время своей работы.
Письмо – сложное речевое умение. Оно позволяет при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей. Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим.
Как известно на начальном этапе обучения закладываются основы графических и орфографических навыков. Поэтому учащимся предлагаются разнообразные упражнения для письменного выполнения:
- ответить на вопросы;
- написать вопросы к тексту;
- составить план рассказа;
Я сделала вывод, что учащиеся младших и средних классов испытывают трудности в овладении графемно-фонемной системой изучаемого языка, что проявляется в орфографических ошибках из-за отсутствия простого соответствия между графемами и фонемами в данном языке. Поэтому при обучении орфографии в младших классах следует учитывать:
1) разную орфографическую трудность слов из-за расхождения их графических и звуковых образов.
2) однотипность трудностей. Следует объединять в группы слова, представляющие трудности одного порядка.
На среднем этапе расширяются задания, связанные с письмом и повышается роль записи при работе над текстом. Однако, я выяснила, что учащиеся не всегда умеют выделить главное. Поэтому рекомендуется следующая работа:
- отметить в каких предложениях заключается главная информация;
- провести в них сокращение слов за счет слов, несущих второстепенную информацию;
- определить, нельзя ли трансформировать предложения, используя более экономные средства;
- записать сокращенный текст.
А уже на старшом этапе даются задания на реферирование и тиражирование. Поэтому на этом этапе рекомендуется следующие виды работ:
- творческие письменные задания;
- задания, связанные с выписыванием каких – либо фактов, явлений из прочитанного текста;
Особое внимание уделяется формам речевых произведений как: сочинение, изложение, рецензия, реферат, которые требуют от учащихся творчества и навыков письменной речи.
В процессе преподавания я работаю над формированием навыков письменной речи и провожу следующие виды письменных работ:
1) различные виды диктантов. Например : диктант «Проверяю себя», который способствует выработке критического отношения к написанному, отличается высоким уровнем самоконтроля учащихся. Если в ходе диктанта возникает сомнения в правильном написании слова, он пропускает его и ставит вопрос на полях. По окончании диктанта разрешается спрашивать учителя, пользоваться словарями.
Так же письмо по памяти (самодиктант) – такой вид диктанта должен быть воспринят не только на слух, но и зрительно. После разбора текста дается задание выучить его наизусть, после чего учащиеся самостоятельно записывают его.
Свободный диктант, также способствует развитию речи учащихся, вырабатывает навыки построения предложений. Учитель читает весь текст, с помощью вопросов выясняет понимание учащимися его содержание, проводит словарно- орфографическую работу. Затем текст делится на смысловые части, каждая из которых пересказывается учениками. После этого учитель снова читает каждую часть, а учащиеся записывают так, как запомнили.
2) оформление личных и деловых писем;
3) творческие работы: в честь дня Св. Валентина учащимся было дано задание продолжит высказывание. Вот некоторые из них: LOVE IS:
- like a milk shake, the basis is the same, but it’s up to you what filling to add.
- discovering of understanding yourself.
- the only thing that keeps our world alive.
- what makes you appreciate life.
- A life without love is like garden without flowers.
4) не маловажное место надо уделять написанию «summary», то есть краткому изложению. Задача такого вида заданий отобрать важную информацию из предложенного текста. И самый простой путь к этому – это ответы на вопросы по тексту. Например, учащимся давался такой вид текста, где они отвечали на следующие вопросы: Who? What? Where? When? How?
As usual we will spend the first three days in Paris. We’ll have a sightseeing tour of the city and we will also visit some of the famous places like the Eiffel Tower and the Louver. From Paris we’ll travel down to the South of France near Marseilles. We’ll spend five days there.
Last year we went by coach, but we found that the journey was too long and we didn’t have enough time to do everything. So this year we will go by train. I will provide more information about times later.
There will be places for 80 students on the trip. We will travel in two groups and there will be four teachers with each group. Mr. Jacks, Mrs. Clark, Mr. Hudson and myself will go with group 1. Mr. and Mrs. Peters, Mr. Wall and Mrs. Pink will go with group 2.
I hope that everyone on the trip will have a good time, but please remember that it is an educational visit not a holiday. There will be some time for swimming and other sports, but we are going to France to study French culture and to use the French language as much as possible.
5) проект представляет широкие возможности для развития творческих способностей учащихся и поэтому может применяться при обучении письменной речи на старшом этапе обучения. И во время приподавания учащиеся составляли разные проектные работы на такие темы, как My family, my home, my future profession и так далее. А выполняли они свои проектные работы следующим образом. Сперва определяли проблему, то есть тему проектной работы. А затем создали рабочую группу или если индивидуальный проект, то давалось индивидуальные задания каждому. Следующим этапом было составление и работа над проектом. Последним этапом учащиеся защищали свои проектные работы.
В заключение хочу сказать, что рационально используемое письмо в изучении иностранного языка помогает учащимся в овладении материалом, накопление знаний о языке и получаемых через язык в силу его тесной связи со всеми видами речевой деятельности.
15