Исследовательской работы на тему «Видовое разнообразие птиц на территории школы».
Муниципальное бюджетное учебное учреждение
«Выльгортская средняя общеобразовательная школа №1»
Исследовательская работа на тему
«Видовое разнообразие птиц на территории школы»Авторы:
Фатыхова Алена – 7 класс
Соавторы:
Жигалова Юлия – 7 класс
Каракчеева Мария – 7 класс
Руководитель:
Быкова Екатерина Павловна
С.Выльгорт, 2015г.
Введение
Человек
создан для счастья,
как птица для полета.
Короленко В.Г.
Тема исследовательской работы, выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость: они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своими звонкими чудесными песнями, часто напоминая о том, что они нуждаются в нашей отзывчивости и помощи. Птицы – неотъемлемая часть природы. Они преображают даже самый унылый ландшафт. Скучный пейзаж зимы сразу становится иным, едва появится стрекотунья сорока или резвая синичка, или красногрудый красавец снегирь. Распространены птицы на всех материках, включая Антарктиду, а также во всех зонах и морях. Значение птиц в природе и хозяйстве человека многогранно.
Птицы - постоянные спутники человека. Они избраны объектом изучения: подвижные, яркие, неуловимые существа, которые всегда привлекают внимание. Знакомство с живыми птицами в природе - единственный путь узнать, оценить и полюбить их.
Класс птиц - самый многочисленный среди наземных позвоночных животных. Несомненно, что эта группа в настоящее время переживает эпоху расцвета. Однако, с каждым годом гибнет множество птиц в зимний период, переживая голод и холод. В зимнее время корма мало, труднее находить и доставать его из – под снежного покрова. Особенно тяжело приходится птицам во время гололедицы, когда стволы и ветки деревьев покрываются ледяной коркой, и во время сильных снегопадов. Поэтому подкормка птиц в самое холодное и бескормное время года имеет большое значение для их успешной зимовки. При выполнении этой исследовательской работы я познакомилась с разнообразием видов и повадками птиц в зимний период.
Цель работы: Изучить видовой состав
птиц на территории школы и определить их количественный состав.
Задачи :Определить по внешнему виду птиц, обитающих на территории школы.
Проследить суточную активность птиц.
Выявить особенности питания и поведения птиц.
Выявить среди встречающихся птиц, следующие виды: оседлые и транзитные.
Методика исследования:
наблюдение
сравнение
математический подсчет
площадной метод
фиксирование результатов.
Место проведения наблюдений: пришкольный участок МБОУ «Выльгортская СОШ №1», с.Выльгорт, Сыктывдинский район.
Продолжительность исследования: октябрь-ноябрь 2015г.
Объект исследования: птицы, прилетающие к кормушкам, садящиеся на лесной массив, на территории школы.
Предмет исследования: поведение и питание птиц на кормушках и в лесном массиве на территории школы.
Результаты исследований
Наблюдения мы начали вести 16 июня, когда повесила кормушку в пришкольном саду. Положила в кормушку семена подсолнечника и стала ждать. Уже на следующий день утром я увидела своих долгожданных гостей. Первыми кормушку приметили воробьи, а вслед за ними синицы с удовольствием клевали пшено. На следующий день возле кормушки появилась сначала одна сорока, затем еще две. Когда сороки были на кормушке, то воробьи и синицы не подлетали. Как только сороки насытились и улетели, тут же подлетели воробьи, а затем синицы и приступили к трапезе.
С каждым днем около кормушки появлялись новые гости. Мы их внимательно рассматривала, подсчитывала, определяла, к какому виду они относятся. Наблюдала, какую пищу они предпочитают, как ведут себя по отношению друг к другу. Все свои наблюдения записывала в дневник.
Наблюдения вели утром с 10.00. до 11.00. Затем с 15.00. до 17.00.
Все наши наблюдения мы обрабатывали вместе с научным руководителем.
Результаты получились следующие.
За весь период наших наблюдений, кормушку посетило 6 видов птиц:
воробей домовой, синица большая, сорока обыкновенная, снегирь обыкновенный, ворона серая, голубь сизый.
Количество птиц на кормушке
Видовое название птиц Количество птиц на кормушке
Воробей домовой 13
Синица большая 11
Коршун 3
Чайка поморник 7
Сорока обыкновенная 7
Ворона серая 2
Голубь сизый 10
Кормовой рацион птиц
Видовое название птиц Название корма
Воробей домовый Злаки, хлебные крошки, подсолнечник.
Синица Подсолнечник, сало, злаки, хлебные крошки.
Сорока Сало, подсолнечник, тыквенные семечки.
Ворона серая Сало, хлебные крошки, шиповник, тыквенные семечки.
Голубь сизый Подсолнечник, злаки, хлебные крошки.
Мы с интересом наблюдала, какую пищу предпочитают те или иные пернатые. Гастрономические предпочтения птиц тоже отличаются. Намприходилось слышать, что синицы любят сало, нет они его просто обожают. Также охотно они поедают хлебные крошки. А вот зерна злаков нравятся многим птицам, а также крошки белого хлеба. Это воробьи и синицы.
Нам ни разу не пришлось увидеть на кормушке одновременно разных птиц. Даже птицы одного вида подлетали к корму по очереди, выжидая на соседнем дереве. На кормушке птицы вели себя беспокойно, постоянно озираясь вокруг.
Воробьи, по нагим наблюдениям, единственный вид, которые собирают корм под кормушкой.
Активность птиц зависит от погодных условий. Когда на улице был сильный дождь, то кормушка пустовала. Синицы и воробьи прятались под крышей. Их активность проявлялась только тогда, когда заканчивался дождь и становилось теплее.
В нашей творческой деятельности мы создали презентацию «Видовое разнообразие птиц на территории школы» показали ее и выступили с докладом исследовательской работы на Районной исследовательской школе лагере «Юный натуралист».
Заключение
Наблюдая за птицами, мы научилась различать птиц по внешнему виду, прочла много нового и интересного о поведении птиц и их повадках. Зная, какую огромную пользу птицы приносят летом, каждый из нас должен помочь им пережить холодную и снежную зиму. Наша задача максимально облегчить зимовку птицам и обеспечить их выживание.
Создание «Птичьих столовых» в зимнее время года просто необходимо.
И тем самым мы помогаем птичьему миру пережить еще одну зиму и вывести еще одно потомство. Сохраняя птиц – мы сохраняем Землю.
В весенне – летний период мы планирую продолжить наблюдения за птицами, изготовить скворечник и вести наблюдения за жильцами.