Проект урока по географии Топографические исследования окрестностей села Тумкино Тереньгульского района
Филиал Муниципального общеобразовательного учреждения «Тереньгульская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области «Тумкинская основная общеобразовательная школа
Проект урока
«Топографические исследования окрестностей
села Тумкино Тереньгульского района»
Учитель географии
Кочкалева Ирина Валерьевна
2015 г.
Введение
На территории этно-экологической тропы «Умонь ки»(Старинная дорога) в окрестностях с. Тумкино, в 2 км к югу от села, в районе 22 квартала Тереньгульского лесничества учащимися школы проводился мониторинг родника «Дедушкань лисьма» («Родник предков»), исследования растительного мира леса, болотной растительности, описание почвенного разреза. Для проведения исследований необходима топографическая карта. Она, прежде всего, нужна для удобства, ориентации на местности, и нанесения на карту исследуемых объектов.
С целью научиться правильно, составлять план местности на территории этно-экологической тропы «Умонь ки»(Старинная дорога) проводились топографические исследования окрестностей села Тумкино.
Паспорт проекта
Руководитель проекта: Кочкалева И.В. учитель географии.
Участники проекта: учащиеся 6 класса, группы по 4 человека.
Продолжительность: двух часовая экскурсия.
Цель исследований
Составление топографического плана места исследований в окрестностях села Тумкино.
Задачи
Ознакомление с методикой глазомерной съёмки.
Съёмка местности способом обхода.
Оборудование: листы бумаги формата А-4, цветные карандаши, линейка, компас, лист задания.
Выработанный группой продукт: топографический план окрестностей села.
Роли в группе: каждый из четырех участников отвечает за свои направления работы.
1-ый участник проекта – руководитель группы;
2-ой участник проекта – эксперт, отвечающий за обоснование проекта;
3-ий участник проекта – эксперт, отвечающий за эстетику и функциональность проекта;
4-ый участник проекта – оформляет проект на бумаге формата А-4.
Методы
Определение азимута.
Измерение расстояния шагами.
Полярный способ глазомерной съёмки.
Способ обхода.
Определение масштаба.
Нанесение обозначений на план.
Ход проекта
Участники экскурсии с уроков географии обладают знаниями по составлению простейших планов местности.
1 этап. Перед учащимися ставится проблемная задача – провести топографические исследования и составить план для проведения исследований в окрестностях села. Происходит деление класса на группы.
2 этап. Обучающиеся описывают методы исследования и на миллиметровой бумаге чертят план топографических исследований. Все участники группы должны быть согласны с принятым решением.
3 этап. Обучающиеся, согласно своей роли в проекте, выполняют задания. Эксперты готовят заключения по своим направлениям, руководитель готовится к защите проекта, четвертый участник оформляет чертёжную работу. На данном этапе реализации проекта идёт учёт замечаний учителя и товарищей по группе. Выбирается форма презентации.
4 этап.- Защита проекта. На данном этапе происходит презентация результатов работы. Защита проходит в виде общественной экспертизы представленного проекта.
этап.- Корректировка результатов в ходе ответов на вопросы.
6 этап.- Построение выводов и заключений.
Обучающиеся, изучив выбранную тему и подобрав материал для презентации, проработав с руководителем – консультантом, подготовили отчёт по проблематике данной темы.
Результаты исследований
Первое с чем мы познакомились это азимут. Азимут это угол между направлением на север и объектом глазомерной съёмки. Азимут измеряется в градусах и по часовой стрелке (N-O=900, N-S=1800, N-W=2700, N-N=0, или 3600).
Измерение расстояния проводится с помощью шагов, стопы ног должны плотно прилегать друг к другу. Чтобы найти искомое расстояние нужно умножить получившееся число шагов на размер стопы. Если измеряют сразу несколько человек нужно найти средний размер. Для максимальной точности нужно идти прямо и не сворачивать.
Полярный способ глазомерной съёмки заключается в том, что съёмка всех окружающих объектов идёт из одной точки. Такой способ наносит на карту лишь отдельные объекты. Из начальной точки берётся азимут нужного объекта и измеряется расстояние. Из этой же начальной точки ведётся съёмка следующих объектов. Нанесение на карту проходит радикально.
Способ обхода отличается от полярного способа глазомерной съёмки тем, что съёмка объектов ведётся последовательно. Из начальной точки производится съёмка первого объекта, а с позиции первого – съёмка второго объекта и т.д. В итоге нужно вернуться к начальной точке замкнув круг. На пути учитываются второстепенные объекты, расположенные вблизи съёмки. С помощью такого способа наносятся на карту кроме отдельных объектов ещё и встречающиеся второстепенные объекты. Этот способ более точный и более используется на практике.
Масштаб зависит от размера плана и размера территории съёмки. Он показывает, сколько ед. территории в одной ед. плана (чаще в 1 см). Есть три вида масштаба: числовой, буквенный, линейный. Числовой – часто используемый, буквенный – самый простой, линейный – самый удобный.
Нанесение обозначений объектов на план. Сначала на плане в углу отмечается направление на север. Далее выбирают масштаб. Обычно принято ставить числовой. Затем ставится начальная точка. Если способ съёмки полярный, то начальная точка должна располагаться ближе к центру плана. Если применяется способ обхода, то точка ставится в зависимости от относительного расположения начальной точки от общего места съёмки. Далее обозначаются объекты. Сначала отмеряется азимут, а затем расстояние с помощью масштаба приводится в длину. Азимут отмеряется по транспортиру. Транспортир должен находиться параллельно направлению на север на плане и центром в точке, от которой отмеряется азимут. Чтобы найти длину надо расстояние разделить на знаменатель масштаба. Далее отмечаются условные обозначения.
Результатом исследований стал топографический план
окрестностей села Тумкино
Рисунок 1.
Условные обозначения:
- лес - болото
- кустарник - родник
- проселочная дорога
План оформлен на миллиметровой бумаге А4. Масштаб 1:1000.
Выводы
Мы освоили метод глазомерной съёмки.
Нами изучены два способа съёмки: полярный и способ обхода.
Мы научились наносить объекты на план.
Мы можем составить план местности.
Топографические исследования нужны для удобства проведения других исследований.
15