Рабочая программа элективного учебного предмета «От слова к словесности» для 11 класса (углублённый уровень).

2. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного учебного предмета «От слова к словесности» составлена для 11 класса (углублённый уровень). Исходными документами для составления рабочей программы явились:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования 2010 г.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования и Требования к результатам среднего общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования. М: Просвещение, 2009 г.
- Авторская программа А.И.Горшкова «Русская словесность: От слова к словесности: Программа для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2010.
- Положение о порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих учебных программ педагогов, реализующих новые ФГОС общего образования, МБОУ «СОШ№1» п.г.т. Уренгой. Приказ №40 от 27.02.2014 г.
Программа составлена для учащихся 10 класса (углублённый уровень) МБОУ «СОШ№1» п.г.т. Уренгой.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (34 учебные недели).

Актуальность (обоснованность) программы.
Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.
Изучение данного курса важно, так как формирование речевых навыков теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать. Умение понять суть явления и словесно сформулировать своё отношение к нему – непременное условие становления свободной личности человека, его социальной адаптации.
Элективный учебный предмет «От слова к словесности» в рамках дополнительного развития ставит своей целью попытку использовать возможности функционального аспекта изучения русского языка в формировании речевой культуры учащихся. Темы, заявленные в программе, с одной стороны примыкают к основному курсу русского языка, с другой - позволяют практически отработать и закрепить в устной и письменной речи полученные знания. При составлении программы учтены результаты государственной итоговой аттестации предыдущих лет.
Цель практического освоения словесности:
- совершенствовать читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями;
- учить наиболее ярко и точно выражать средствами языка собственные мысли и чувства.
- развивать личность школьника через творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества.
Задачи изучения словесности:
1 .Изучение многообразных выразительных возможностей языка, форм словесного выражения содержания для овладения языком.
2.Формирование основного читательского умения: воспринимать произведение в единстве его содержания и словесной формы выражения содержания.
3.Обучение творчеству, творческому чтению произведений, творческому использованию языка.
4.Закрепление и расширение знания учащихся о тексте, совершенствование навыков конструирования текстов в соответствии с требованиями к части С единого государственного экзамена.
Учебная и учебно-методическая литература:
Обоснование выбора УМК.
УМК выбран и утверждён на заседании МО учителей русского языка и литературы (Протокол № 12 от 29 марта 2014 года). УМК построен с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности обучения, учитывает возрастную психологию учащихся;
для учащихся:
Горшков А.И. «Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2010.
для учителя:
1.Горшков А.И. «Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2010.
2. Горшков А.И. Русская словесность. Сб. задач и упражнений.10-11 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
3. Горшков А.И. Основы русской словесности: От слова к словесности. Методические рекомендации к учебнику и сборнику задач и упражнений «Русская словесность. 10-11 классы» – М.: Просвещение,2011.

3.4 Общая характеристика элективного учебного предмета
В данном курсе раскрываются понятия о словесности, о языке как материале словесности, о слове и высказывании, о стиле и стилистических ресурсах языка, о системе выразительных средств языка и о тексте. Эти знания в их системе служат обогащению языка учащихся, помогают им сделать свою речь не только правильной и точной, но и выразительной. Они учат ценить выразительность высказываний как в нехудожественных, так и в художественных произведениях, способствуют воспитанию вкуса.
Программа данного элективного учебного предмета предусматривает изучение характерных черт произведений словесности, а также их компо нентов, объединённых в словесно-художественное единство. Обучение по данной программе ведется с использованием элементов технологии индивидуализированного обучения Инге Унт, А.С. Границкой, здоровьесберегающих технологий, теории активизации познавательной деятельности школьника Т.И. Шамова и А.К. Маркова, педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, работ по личностно-ориентированному обучению И. Якиманской. Русская словесность предполагает тесные межпредметные связи с русским языком и литературой. Интеграция с гуманитарными предметами соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения.
Формы и методы преподавания:
- практикумы, тренинги;
-работа с учебником, информационными листами, опорными схемами и т.д.
-беседа, проблемный диалог, работа в группах и парах;
-анализ текста с точки зрения языка и содержания;
-лингвистический эксперимент и моделирование;
- лабораторные работы, тесты;
-выполнение проектных работ, их защита перед аудиторией.

Используемые образовательные технологии
Технология коллективной мыслительной деятельности.
Технология развития критического мышления.
Технология обучения в сотрудничестве.
Технология проектного обучения.
Технология проблемного обучения.
Технологии разноуровневого обучения.
Технологии использования игровых методов.
Технологии лекционно-семинарских занятий в старшей школе

Виды самостоятельной работы учащихся:
работа с учебными пособиями, со словарями, художественной и справочной литературой и другими информационными источниками;
создание собственных высказываний устно и письменно;
речеведческий анализ текста;
подготовка сообщений;
составление кластера, плана, тезисов, таблиц для систематизации учебного материала;
конспектирование текста;
самостоятельный сбор и анализ языкового материала (СМИ, ИНТЕРНЕТ и т.д.);

3.5. Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю (35 учебных недель). Реализуется за счёт часов школьного компонента. Программа разработана для учащихся 10 класса (углублённый уровень).

3.6. Ценностные ориентиры содержания элективного учебного предмета «От слова к словесности»
Среди ценностных ориентиров содержания предмета «От слова к словесности» ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении русского языка и литературы. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения словесности, проявляются:
в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
в ценности лингвистических методов исследования произведений словесности;
в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.
В качестве объектов ценностей выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса словесности могут рассматриваться как формирование:
уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
понимания необходимости повышения своего культурного уровня;
потребности в совершенствовании владения языком как устным, так и письменным;
осознанного желания пополнять свой культурный багаж;
Курс словесности обладает огромными возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь.
Ценностные ориентации курса направлены на воспитание у обучающихся:
правильного использования всего богатства русского литературного языка;
потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
3.7. Результаты освоения курса «От слова к словесности» в соответствии с требованиями ФГОС СОО.
Отличительной особенностью ФГОС по русскому языку является формирование «новой грамотности» как сочетания осваиваемых детьми лингвистических, коммуникативных навыков, овладение русским языком как средством общения, воспитание уважения к родному языку и литературе, сознательное отношение к ним как явлению культуры, осознание эстетической ценности родного языка.
Предметные результаты изучения ЭУП «От слова к словесности» (предметная область "Филология", углублённый уровень)
1) сформированность представлений о словесности как части общечеловеческого гуманитарного знания;
2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
4) владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
6) владение различными приемами редактирования текстов;
7) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
8) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
9) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
10) сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
11) владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера;
12) умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
13) сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русской словесности являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать эффективные средства реализации цели и применять их на практике;
5) использование различных источников для получения филологической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русской словесности являются:
1) в ценностно-ориентационной сфере чувство гордости за российскую филологическую науку, гуманизм, трудолюбие, целеустремленность;
2) в трудовой сфере готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере умение управлять своей познавательной деятельностью.
3.8. Содержание тем учебного предмета

М а т е р и а л с л о в е с н о с т и
Словесность, язык, слово. Словесность как словесное творчество, способность человека облекать в словесную форму свои мысли и чувства, общаться, передавать информацию, побуждать к чему-либо. Словесность как совокупность словесных произведений, в том числе художественных. Словесность как единство всех наук о языке и литературе филология. Интеграционный подход к изучению языка в его употреблении и литературы как результата употребления языка, рассмотрение произведения от «исследования его языка к смыслу». Язык как материал словесности (определение А. С. Пушкина). Своеобразие этого материала, являющегося результатом деятельности человеческого сознания. Слово: единица языка и высказывание. Высказывание: произведение словесного творчества, созданное из языка и мыслей и чувств человека. Смысл высказывания выражение оценки предмета и отношения к собеседнику, диалогичность высказывания (М. М. Б а х т и н).
|Понятие о словесности, об ее интеграционном характере. Понятие о языке как материале словесности. Понятие о слове и творческом и диалогическом характере высказывания. Развитие умения использовать в практике речевого общения знания о словесности, языке, слове и высказывании. Развитие умения понимать смысл чужого высказывания и создавать собственные выказывания.
Стилистика и стили языка.
С т и л и с т и к а наука о законах употребления языка в разных сферах и ситуациях общения, о нормах литературного языка и свойствах разновидностей языка стилей.
Разговорное и книжное употребление языка.
Разговорный язык и его свойства. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, сфера их употребления, фонетические, лексические и грамматические особенности.
Выразительные возможности разговорного языка.
Литературный язык и его свойства. Функциональные стили литературного языка: официально_ деловой, научный и публицистический, сфера их употребления, особенности языковых средств. Вы_ разительные возможности стилей литературного языка.
Стиль как исторически сложившаяся разновидность употребления языка, обладающая определенными особенностями отбора и организации языковых средств выражения смысла высказывания.
|Понятие о разновидностях и стилях языка. Развитие умения различать стили языка и видеть их выразительные возможности, понимать высказывание с его стилистической окраской. Развитие умения употреблять язык в соответствии со сферой и ситуацией общения. Создание разговорного диалога и монолога, текстов в официально-деловом, научном и публицистическом стилях.
Стилистическое богатство языка. Стилистические возможности языка, способность его служить средством выражения содержания. Стилистическая и эмоциональная окраска высказывания. Значение фонетических средств языка интонации и звуковой организации текста. Стилистические ресурсы лексики: роль слов общеупотребительных, однозначных и многозначных, омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, слов устаревших, новых и заимствованных. Выразительность фразеологизмов и крылатых слов.
Стилистические ресурсы морфологии: выразительность употребления вариантов падежных окончаний и формы рода существительных, краткой и полной форм и степеней сравнения прилагательных, вида, времени и наклонения глагола.
Выразительные возможности синтаксиса: значение употребления разных видов предложения для воплощения содержания.
Понятие о системе стилистических средств языка и их выразительных возможностях. Развитие умения видеть в тексте стилистические ресурсы языка и понимать их значение. Развитие умения употреблять выразительные средства языка в собственной речи для точного и выразительного воплощения содержания высказывания.
Средства художественной изобразительности.
Средства художественной изобразительности как результат творчества автора, как система особых приемов употребления языка для выражения мысли и придания тексту изобразительности. Значение эпитета и сравнения для изображения предмета и выражения отношения к нему автора. Выразительные возможности тропов слов, употребленных в переносном значении: метафоры и олицетворения, метонимии и синекдохи, аллегории и символа, гиперболы и литоты, иронии. Выразительные возможности фигур: инверсии, разных видов повтора (анафоры, эпифоры, синтаксического повтора), градации, антитезы, оксюморона, умолчания, риторического вопроса, риторического обращения, риторического восклицания, этимологизации и игры слов.
Понятие о системе средств художественной изобразительности языка. Развитие умения видеть эти средства в тексте и понимать их значение для воплощения смысла данного произведения. Развитие умения создавать эти средства в собственных высказываниях для точного и выразительного воплощения смысла.
Текст, его свойства и качества.
Текст: устное или письменное высказывание, созданное для выражения определенного содержания. Единство содержания и словесной формы его выражения в тексте. Свойства текста: выраженность в устной или письменной форме, границы наличие начала и конца, упорядоченность (структурность), диалогичность, целостность. Отбор и организация языковых средств выражения содержания.
Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность (соответствие нормам языка), точность (соответствие значения слова предмету), последовательность (логическая непротиворечивость, отсутствие нарушений смыслового сочетания слов, наличие в тексте необходимого и достаточного языкового материала для выражения смысла), уместность (соответствие стилистической окраски сфере и ситуации языкового общения).
Понятия о тексте, его свойствах и качествах, содержании и форме, теме и идее текста. Развитие умения определять тему и идею текста, оценивать его качества в соответствии с требованиями, редактировать текст, создавать рецензию, отзыв, аннотацию. Развитие умения создавать высказывание в соответствии со сферой и ситуацией общения.

№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Дата



теоретическое
Из них практическое


1
Введение
Учащиеся познакомятся с основными теоретическими понятиями данного курса
1



2
Русский язык и разновидности его употребления
Данный раздел знакомит учащихся с историей развития национального и литературного русского языка, а также с понятием «стиль как явление словесности».
7
1


3
Стилистические возможности языковых средств
Данный раздел знакомит учащихся с главными группами слов и фразеологизмов, используемых в стилистических целях.
9
1


4
Формы и качества словесного выражения.
В данном разделе рассматриваются различные формы словесного выражения: устная и письменная, диалогическая и монологическая, прозаическая и стихотворная. Особое внимание уделяется положительным качествам словесного выражения: правильности, точности и т.д.
4
1


5
Средства художественной изобразительности.
Рассматриваются изобразительно- выразительные средства языка, их стилистические возможности и роль в тексте.
9
1


6
Начальные сведения о русском стихосложении.
Данный раздел даёт представление о наиболее значимых стиховедческих понятиях, а – главное – показывает, сколь разнообразны и богаты возможности создания русского стихотворного произведения.
4
1



Итого
34
5



3.9. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Планируемые предметные результаты обучения на конец учебного года
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
-свободно владеть теоретическими понятиями, изученными в курсе русской словесности;
- определять роды и виды произведений словесности;
- уметь анализировать текст с точки зрения его содержания и языкового оформления;
- пользоваться возможностями различного словесного выражения одной темы
- уметь анализировать композицию произведения как систему динамического развертывания словесных рядов
- уметь определять видоизменения авторского повествования
- владеть нормами языка художественной литературы.

Планируемые метапредметные результаты обучения на конец учебного года
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2) Овладение способами решения проблем творческого и поискового характера.
3) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
4) определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7) Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением.
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
10) логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
12) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
16) умение работать в материальной и информационной среде основного общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Планируемые личностные результаты обучения на конец учебного года
1) Формирование основ российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации.
2) Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7) эстетические потребности, ценности и чувства.
8) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
9) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.

Планируемые регулятивные результаты обучения на конец учебного года
- высказывать предположения на основе наблюдений;
- формулировать вопрос (проблему урока) и его цель;
- искать пути решения проблемы;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
- соотносить цели и результаты своей деятельности;
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

Тематика содержания учебной программы в части реализации национально- регионального компонента
В программе отражен региональный (национально-региональный) компонент, на который в федеральном базисном учебном плане отводится 10 % учебного времени.
Реализация НРК осуществляется в рамках учебного предмета с использованием учебного пособия Горшкова А.И. Русская словесность: от слова к словесности. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2010.

Национально-региональный компонент
№ урока
№ урока по КТП
Тема урока, включающего НРК
Тема урока по НРК
Источник

1
2
От древности к современности. Славянские языки. Старославянский язык. Древнерусский язык.
Языки народов Севера
Горшков А.И. Учебник «Русская словесность», § 2,3.

2
25
Лабораторная работа по теме «Тропы»
Анализ фрагментов из произведений Анны Неркаги.
Горшков А.И. Учебник «Русская словесность», § 18,19.

3
30
Ритм и интонация в прозе
Анализ фрагментов из произведений Анны Неркаги.
Горшков А.И. Учебник «Русская словесность», § 26.


6. Календарно-тематическое планирование.


п/п
Тема раздела, урока
Кол-во
часов
Дата проведения
Целевая установка раздела
Формы организации учебной деятельности
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС СОО




План
факт


Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты

1
1. Введение (1)
Предмет словесности. Слово и словесность. Филология. Отечественные филологи
1


Познакомить с основными теоретическими понятиями данного курса
Технологии лекционно-семинарских занятий в старшей школе
ИКТ
сформированность основных теоретич понятий и применение знаний о них в речевой практике;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России




2
2. Русский язык и разновидности его употребления (7)
От древности к современности. Славянские языки. Старославянский язык. Древнерусский язык. Развитие русского языка «в народе» и «в книге».

Национально-региональный компонент. Языки народов Севера



1


Познакомить учащихся с историей развития национального и литературного русского языка, а также с понятием «стиль как явление словесности».
Познакомить учащихся с особенностями фонетическими и лексико-грамматическими особенностями языков народов Севера
Технология развития критического мышления.

ИКТ
Знать историю становления русского языка (народного и книжного)
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества;

3
А.С.Пушкин и русский литературный язык
1


Роль Пушкина в становлении русс лит языка
Технологии разноуровнево го обучения.
Работа в группах
выполнение проектных работ, их защита перед аудиторией.
1). Знать историю становления русского языка (народного и книжного)
2). Знать о роли Пушкина в становлении русского литературного языка
Овладение способами решения проблем творческого и поискового характера.

гуманистические и демократические ценностные ориентации.

4
Строй и употребление языка
1


Соотносительность средств и способов языкового выражения
Технология коллективной мыслительной деятельности.
сформирован ность представлений о словесности как части общечеловечес кого гуманитарного знания;

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условия ми её реализации;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии

5
Стиль как явление словесности
1


Определение стиля. Виды стилей речи
Технология развития критического мышления
сформирован ность представлений о языке как многофункциона льной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условия ми её реализации;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии

6
Разговорный язык и литературный язык
1


Сфера употребления и характерные черты
Технологии разноуровневого обучения.

сформирован ность представлений о характерных чертах разг и лит языка
Овладение способами решения проблем творческого и поискового характера.

навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.


7
Главнейшие разновидности разговорного языка
1


Территориальный и социальный диалекты
Технология коллективной мыслительной деятельности.
сформирован ность представлений о главнейших разновидностях разговорного языка
Овладение способами решения проблем творческого и поискового характера.

навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.


8
Главнейшие разновидности литературного языка
1


Официально-деловой стиль. Научный и публицистический стили. Язык худ литературы.
Технологии разноуровневого обучения.
Работа в группах
выполнение проектных работ, их защита перед аудиторией.
сформирован ность представлений о главнейших разновидностях литературного языка
определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о языковых нормах,

9
РР Контрольная работа №1 по теме «Русский язык и разновидности его употребления»
1



Творческая работа
сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о языковых нормах,





10
Стилистические возможности языковых средств (10)
Многозначность слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы




1


Познакомить учащихся с главными группами слов и фразеологизмов, используемых в стилистических целях.
Технология развития критического мышления
ИКТ
сформирован ность представлений о многозначности слова, омонимах и др.
Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

эстетические потребности, ценности и чувства.


11
Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. Славянизмы. Заимствованные слова. Книжные слова. Термины.
1


Общеупотребитель ные и необще употребительные слова
Технология проектного обучения.
Работа с текстом

сформирован ность представлений о славянизмах, заимствованных словах и др.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации
эстетические потребности, ценности и чувства.


12
Традиционно-поэтические слова. Народно-поэтические слова. Просторечные слова. Диалектизмы.
1


Эмоционально- экспрессивно окрашенные слова
Технология проектного обучения.
Работа с текстом
выполнение проектных работ, их защита перед аудиторией
сформирован ность представлений об основных понятиях урока.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло гиями учебного предмета
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий.


13
Фразеологизмы. Источники крылатых слов и выражений
1


Группы фразеологизмов по сферам употребления и эмоц окраске
РКМЧП
Технология проектного обучения.
Работа с текстом

сформирован ность представлений об основных понятиях урока.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
ценности многонационального российского общества

14
Формы слов и предложения. Стилистические ресурсы грамматики. Имя существительное
1


Стилистические ресурсы имени существительного
Технология коллективной мыслительной деятельности.
владение знаниями о формах слов и предложений, их функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Действия волевой саморегуля ции


15
Формы слов и предложения. Стилистические ресурсы грамматики. Имя прилагательное
1


Стилистические ресурсы имени прилагательного
Технология развития критического мышления
ИКТ
владение знаниями о стилистических ресурсах грамматики
логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
Действия волевой саморегуля ции


16
Формы слов и предложения. Стилистические ресурсы грамматики. Глагол. Прямое и переносное употребление форм времени. Формы наклонений
1


Стилистические ресурсы глагола
Технология проектного обучения.

Работа с текстом
выполнение проектных работ, их защита перед аудиторией.
владение знаниями о стилистических ресурсах грамматики;
о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений

наличие мотивации к творческому труду, работа на результат,



владение диалогической формой речи.



17
Предложение. Типы предложений. Типы связи частей сложного предложения. Порядок слов.
1


Стилистические ресурсы предложения
Технология проектного обучения.
Работа с текстом
выполнение проектных работ, их защита перед аудиторией.
владение знаниями о стилистических ресурсах грамматики; о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

наличие мотивации к творческому труду, работа на результат,



навыки сотрудничества

18
РР Контрольная работа №2 по теме «Стилистические возможности языковых средств»
1



Творческая работа
сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

наличие мотивации к творческому труду, работа на результат,



19
Формы и качества словесного выражения (4)
Формы словесного выражения. Выражение устное и письменное. Выражение диалогическое и монологическое. Выражение прозаическое и стихотворное.
1


Различные формы словесного выражения: устная и письменная, диалогическая и монологическая, прозаическая и стихотворная. Положительные качества словес ного выражения: правильность, точность и т.д.
Технология обучения в сотрудничестве.

Работа в парах
владение знаниями о формах и качествах словесного выражения; их отличии и роли в речи
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

навыки сотрудничества

Выдвижение гипотез и их обоснование

20
Взаимодействие форм словесного выражения. Повествование, описание, рассуждение и виды словесности.
1


Повествование, описание, рассуждение и виды словесности.
Технология обучения в сотрудничестве.

Работа в группе
владение знаниями о взаимодействии форм словесного выражения; их роли в речи
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оцени вать собственное поведение и поведение окружающих.
навыки сотрудничества

Выдвижение гипотез и их обоснование

21
Качества словесного выражения. Точность, правильность, богатство, выразительность, уместность
1


Понятие положительных качеств словесного выражения
Технологии лекционно-семинарских занятий в старшей школе
ИКТ
владеть знаниями о признаках хорошей речи
использование знаково-символических средств представления информации

Действия волевой саморегуля ции


22
РР Контрольная работа №3 по теме «Формы и качества словесного выражения»
1



Творческая работа
сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
наличие мотивации к творческому труду, работа на результат,


самостоятельность, организованность




23
Средства художественной изобразительности (9)
Словесные средства худ изобразительности. Эпитет. Сравнение. Аллегория. Перифраза



1


Стилистические возможности и роль в тексте.
Технология обучения в сотрудничестве.

Работа в парах
Работа с текстом
владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.



24
Тропы речи: метафора, метонимия, ирония, гипербола, литота, олицетворение, синекдоха
1


Виды тропов, их роль в тексте
Технология обучения в сотрудничестве.

Работа в группе
владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей
доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.



25
Лабораторная работа по теме «Тропы»

Национально-региональный компонент. Анализ фрагментов из произведений Анны Неркаги.
1


Виды тропов, их роль в тексте
Технология проектного обучения.
Работа с текстом
выполнение проектных работ, их защита перед аудиторией.
сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2) Овладение способами решения проблем творческого и поискового характера.

наличие мотивации к творческому труду, работа на результат,



навыки сотрудничества

26
Синтаксические средства выразительности. Фигуры речи: анафора, антитеза, градация и др
1


Виды фигур речи, их роль в тексте
Технология проблемного обучения.

Работа с текстом
владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

умение анализировать словесные изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением.

самостоятельность, организованность

Выдвижение гипотез и их обоснование.

27
Лабораторная работа по теме «Синтаксические средства выразительности. Фигуры речи»»
1


Виды фигур речи, их роль в тексте
Технология проектного обучения.
Работа с текстом
выполнение проектных работ, их защита перед аудиторией.
ИКТ
сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2) Овладение способами решения проблем творческого и поискового характера.

наличие мотивации к творческому труду, работа на результат,


навыки сотрудничества
владение диалогической формой речи.


28
Звуковые средства худ изобразительности.
1


Благозвучие. Звукоподражание
Технологии разноуровневого обучения.

Работа в группах

сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуаци ях, умение не создавать конфликтов и находить выхо ды из спорных ситуаций.

29
Средства словесной и звуковой инструментовки. Аллитерация. Ассонанс. Звукопись.
1


Звуковая инструментовка
Технологии разноуровневого обучения.

Работа в группах

владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации
навыки сотрудничества со сверстни ками, умение не создавать конфликтов и находить выхо ды из спорных ситуаций.

30
Ритм и интонация в прозе
Национально-региональный компонент. Анализ фрагментов из произведений Анны Неркаги.
1


Ритм и интонация
Технологии использования игровых методов.

понимание и осмысленное использование понятийного аппарата русской словесности в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации
доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.


31
Словесно-звуковые средства худ изобразительности
1


Народная этимология. Поэтическая этимология. Каламбур
Технологии использования игровых методов.

сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации
самостоятельность, организованность

владение диалогической формой речи.

32
РР Итоговая контрольная работа №4 по теме «Средства художественной изобразительности»
1



Творческая работа
1) сформирован ность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
2) владение навыками самоана лиза и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
1)определять наиболее эффективные способы достижения результата. 2)Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

наличие мотивации к творческому труду, работа на результат;

самостоятельность, организованность

33
Начальные сведения о русском стихосложении (2)
Системы стихосло жения. Русский народный стих
1


Основные понятия стихосложения
Технология коллективной мыслительной деятельности.

Деловая игра
владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности
навыки сотрудничества, умения слушать и слышать


34
Силлабическое стихосложение. Силлабо-тоническое стихосложение

Акцентный стих и свободный стих
1


Главные особенности. Сходство и различия
Технологии использования игровых методов.

владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.


3.10. Контрольно-оценочная деятельность

№ урока
Тема раздела, урока
Виды контрольно- оценочной деятельности
Количество
Сроки проведения

№ 9
Контрольная работа №1 по теме «Русский язык и разновидности его употребления»
Терминологический диктант, анализ текста
1


№ 18
Контрольная работа №2 по теме «Стилистические возможности языковых средств»
Терминологический диктант, анализ текста// творческая работа
1


№ 22
Контрольная работа №3 по теме «Формы и качества словесного выражения»
Анализ текста// творческая работа
1


№ 32
Итоговая контрольная работа №4 по теме «Средства художественной изобразительности»
Творческая работа
1


Итого


4



Система оценки:
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Выполнение заданий текущего контроля (тестовые проверочные работы)
Отметка «5»: ответ содержит 90–100% элементов знаний.
Отметка «4»: ответ содержит 70–89% элементов знаний.
Отметка «3»: ответ содержит 50–69% элементов знаний.
Отметка «2»: ответ содержит менее 50% элементов знаний.
Оценка устного ответа, письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом):
Отметка «5» ставится, если в ответе присутствуют все понятия, составляющие содержание данной темы, а степень их раскрытия соответствует уровню, который предусмотрен государственным образовательным стандартом. Ответ демонстрирует овладение учащимся ключевыми умениями, отвечающими требованиям стандарта к уровню подготовки выпускников (грамотное владение теоретическими понятиями, умение классифицировать изучаемое произведение по родам и жанрам, терминологически грамотно характеризовать любую составляющую словесного произведения, объяснять обусловленность свойств произведения его жанровой природой). В ответе возможная одна несущественная ошибка.
Отметка «4» ставится, если в ответе присутствуют все понятия, составляющие основу содержания темы, но при их раскрытии допущены неточности, которые свидетельствуют о недостаточном уровне овладения отдельными ключевыми умениями (ошибки при определении классификации произведения, ошибки при определении структуры худ произведения и т.п.).
Отметка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный (отсутствуют некоторые понятия, необходимые для раскрытия основного содержания темы); в ответе проявляется недостаточная системность знаний или недостаточный уровень владения соответствующими ключевыми умениями.
Отметка «2» ставится, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1» при отсутствии ответа.
Оценка письменной контрольной работы (задания со свободно конструируемым ответом):
Отметка «5»
ответ полный (присутствуют все элементы знаний) и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»
работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

3.11. . Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся
Наименование
Количество

Технические средства обучения
 

Интерактивная доска
1

Компьютер учителя
1

Проектор
1

Экран настенный 1,5х1,5 м
1

Наглядные пособия


Комплект видеофильмов по русской литературе на DVD-дисках
1

Комплект таблиц по русскому языку
1


Учебная и справочная литература
1. Виноградов В. В. О теории художественной речи. – М. 2011.
2. Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. – М., 2011
3. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 2012.
4. Винокур Г. О. О задачах истории языка. Понятие поэтического языка // Избранные работы по русскому языку. – М., 2012.
5. Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 2012.
6. Горшков А. И. Русская словесность: Методические рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов. Русская словесность (От слова к словесности). - М., 2011.
7. Ларин. Б. А. Эстетика слова и язык писателя. - Л., 2011.
8. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. - Л., 2011.
9. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. - М., 2013.
10. Одинцов В. В. Стилистика текста. - М., 2012.
Мультимедийные средства обучения
CD – ROM Русский язык 10 касс Углублённый уровень. Электронное учебное издание. 2011
CD – ROM Русский язык (9-11 класс) Учебное электронное издание. 2012
CD – ROM Русский язык. Электронные уроки и тесты. 2012
CD – ROM Русская литература 20 века. Образовательная коллекция. 2012
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов. 2012
Дидактические средства обучения
1.Таблицы.
2. Тестовые задания по темам
3. Карточки-задания.
4. Инструкции по написанию лабораторно – практических работ.
5. Опорные конспекты.
4.4. Список литературы, использованной при составлении программы.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" Опубликовано: 21 июня 2012 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5812
Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку с родным русским языком обучения. Базовый уровень. Углублённый уровень. М.:«Просвещение», 2009
Горшков А.И. Основы русской словесности: От слова к словесности. Методические рекомендации к учебнику и сборнику задач и упражнений «Русская словесность. 10-11 классы» – М.: Просвещение, 2011.
Альбеткова Р.И. Основы русской словесности. От слова к словесности - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2011.
5. Русский язык. Содержание образования. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. Сост. Т.Б.Васильева, И.Н. Иванова. М.:-Просвещение, 2007. (Нормы оценок)



СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
рабочей программы по ___________________________ для _______ класса,
представленной учителем ______________________________________________

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

п/п
Наименование экспертного показателя
Экспертная оценка
Примечание



да
нет

Экспертиза раздела «Пояснительная записка»
Формулировка целей и задач соответствует тексту нового ФГОС общего образования




Использование образовательной программы школы описаны полно и точно



Экспертиза раздела «Структура и содержание рабочей программы»
Структура рабочей программы соответствует принципу единства теоретического и практического обучения




Разделы модуля выделены дидактически целесообразно




Содержание учебного материала соответствует требованиям к УУД




Объём и содержание лабораторных и практических работ определены дидактически целесообразно и соответствует требованиям к УУД




Требования к практическому опыту, универсальным учебным действиям соответствуют новым ФГОС общего образования (в т. ч. конкретизируют и/или расширяют требования ФГОС второго поколения)




Примерная тематика домашних заданий определена дидактически целесообразно



Экспертиза раздела «Контроль и оценка результатов освоения новых ФГОС общего образования»
Основные показатели оценки результата позволяют однозначно диагностировать сформированность соответствующих УУД.




Наименование форм и методов контроля и оценки освоения УУД точно и однозначно описывает процедуру аттестации




Формы и методы контроля и оценки позволяют оценить сформированность УУД.



Экспертиза раздела «Условия реализации рабочей программы»
Перечисленное оборудование обеспечивает проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, внеурочной деятельности по предмету, предусмотренных рабочей программой.




Перечень рекомендуемой основной и дополнительной литературы включает общедоступные источники.




Перечисленные Интернет-ресурсы актуальны и достоверны




Перечисленные источники соответствуют структуре и содержанию рабочей программы




Общие требования к организации образовательного процесса описаны подробно (перечислены условия проведения занятий, организации учебной и внеурочной, консультационной помощи учащимся)




ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
(следует выбрать одну из двух альтернативных позиций)
да
нет

Рабочая программа может быть рекомендована к утверждению



Рабочую программу следует рекомендовать к доработке



Программу профессионального модуля следует рекомендовать к доработке





Замечания и рекомендации эксперта по доработке:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заместитель директора по образовательному процессу _______________________________
Руководитель методического объединения _______________________________











13PAGE 15


13PAGE 142415




15