Олимпиадное задание по литературе: Школьный этап.5 класс
Олимпиада по литературе (школьный этап)
5 класс
2014-2015учебный год
Вспомните, под какими псевдонимами нам известны эти писатели: (5б.)
А) Максим Горький
Б) Антоша Чехонте
В) Александр Михайлович Гликберг
Г) Марк Твен
Д) Аврора Дюдеван
Дайте определение слова «рассказ». Особенности рассказа. (3б.)
«Соедините» названия произведений и их жанр. (7б.)
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Сказ
П.П.Бажов «Медной горы хозяйка» Поэма
И.А.Крылов «Волк на псарне» Сказка
«Повесть временных лет» Летопись
Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» Баллада
Р.Стивенсон «Вересковый мёд» Басня
В.А.Жуковский «Спящая красавица» Рассказ
Что обозначают выражения? Откуда они произошли? (2б. за каждое значение выражения)
А) «Ахиллесова пята»
Б) «Авгиевы конюшни»
Придумайте (в стихотворной форме) 1 загадку о предметах домашнего обихода (из 4 – на выбор – 1): о компьютере, об утюге, о холодильнике, о телевизоре.
(1 загадка – 5 баллов)
Интерпретация лирического произведения. (10б.)
М.Исаковский
Родное
Сыплет спелые орехи
Мне орешник в кузовок.
Лес рябиновые вехи
Расставляет у дорог.
По оврагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Льётся тихо и пугливо
Желтолистая река.
На ветвях танцуют белки,
Лес, обветренный, молчит.
Солнце в облачные щелки
Шлёт раскосые лучи.
У опушки дремлют кони,
Подпирая боком ель.
Снится им, что в поле стонет
Безголосая метель.
Школьный дом многоэтажный
Улыбается окном.
Грач по нивам бродит важно,
Словно сельский агроном.
Гусь степенный в луже моет
Свой гусиный красный нос-
Всё моё и всё родное,
Чем я жил и где я рос.
Каково настроение стихотворения? Понаблюдайте, его нельзя определить только одним словом. Зависит ли от этого интонация при чтении?
В этом стихотворении поэт использовал для образности много метафор и олицетворений. Найдите их, объясните, как вы их понимаете.
Прокомментируйте название стихотворения.
Сколько строф понадобилось автору, чтобы передать свои мысли, своё восприятие жизни?
В каких строчках заключена главная мысль, идея этого лирического произведения?
Ответы (5 класс):
1. .Вспомните, перед какими псевдонимами нам известны эти писатели: (5б)
А) Максим Горький – Алексей Пешков
Б) Антоша Чехонте - Антон Чехов
В) Александр Михайлович Гликберг – Саша Чёрный
Г) Марк Твен – Самюэль Клеменс
Д) Аврора Дюдеван - Жорж Санд
2. Рассказ – малая форма эпического рода литературы, в которой даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое количество действующих лиц – особенность рассказа. (3б.)
3 . «Соедините» названия произведений и их жанр. (7б.)
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Рассказ
П.П.Бажов «Медной горы хозяйка» Сказ
И.А.Крылов «Волк на псарне» Басня
«Повесть временных лет» Летопись
Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» Поэма
Р.Стивенсон «Вересковый мёд» Баллада
В.А.Жуковский «Спящая красавица» Сказка
4. а) «Ахиллесова пята» - уязвимое место, слабая сторона. Из греческого мифа об Ахиллесе, единственно уязвимым местом которого была пятка, не коснувшаяся чудодейственной воды реки Стикс.
б) «авгиевы конюшни» - очень загрязнённое место, запущенное помещение. Из буквального словосочетания, т .е. громадные конюшни Авгия, царя Элиды. По мифу, это конюшни, которые не убирались 30 лет, геркулес очистил в один день, направив через них воды бурной реки Алфей. (2б. за каждое значение выражения)
5. (1 загадка – 5 баллов)
6. 10б.
Заголовок 115