Элективный курс по литературе для 9 классов «Зарубежная литература 20 века»
Элективный курс по литературе
для 9 классов
«Зарубежная литература 20 века»
Подготовила учитель русского
языка и литературы МБОУ «Школа №5» высшей категории
Акылбекова Гулмира Абылгазыевна
Зарубежная литература ХХ века
Пояснительная записка
Современные школьные программы и учебники по литературе достаточно много уделяют внимания литературной теории и нравственно - эстетическому воспитанию школьника, выработке у детей живого эмоционального понимания литературы. Преимуществом современных программ и учебников является и то, что в них заметно увеличилось количество изучаемых классических произведений зарубежной литературы. Однако это, по преимуществу, представители классической литературы прошлого. Зарубежная литература 20 века в школьных программах представлена весьма скромно. Ее изучение может не только расширить общекультурный кругозор школьников, обогатить их представление о мировом литературном процессе, но и позволит вывести разговор на такие проблемы теории литературы, которые не могут быть представлены на материале русской литературы, приобщит их к духовным, нравственным ценностям искусства.
Опыт показывает: основная трудность преподавания зарубежной литературы в школе заключается в том, что учащиеся не представляют себе не эпохи, отраженной в произведении, ни истории его создания, ни личности автора. Отдаленность сюжета произведения во времени, недостаток жизненного опыта тоже играют немаловажную роль. Поэтому в работе над произведениями зарубежной литературы 20 века должен быть использован историко-литературный комментарий.
Изучение произведений зарубежных писателей 20 века позволяет знакомить учащихся с явлениями мирового литературного процесса в их исторической последовательности, дает возможность показать место и роль русской литературы в развитии мировой, осветить проблему русско-зарубежных связей, а также вопрос об общих закономерностях мирового литературного процесса и национально-исторических особенностях его развития в различных регионах и странах.Реализм 20 века на Западе имеет свой облик, весьма отличный не только от русского, но и европейского реализма 19 века. В большинстве западных литератур разрыв с традициями критического реализма прошлого века прошел гораздо отчетливее, резче, чем в русской. В литературе Западной Европы и Америки нашего времени реалистическое направление развивалось в тесном контакте с модернистскими течениями. Многие современные художники стремятся к синтезу самых различных художественных явлений, вбирая в себя опыт и открытия нынешних и прошлых нереалистических направлений. Современный реализм на Западе представлен многообразнее и богаче, для него характерны поиски новых форм, средств изображения, изменение традиционных жанров и возрождение почти забытых, как, например, притчи. Отсюда нередкое использование писателями различных видов иносказания, условности, фантастики, сказки. Большую роль в современной литературе играет изображение внутренних переживаний человека, углубленный психологизм в раскрытии его духовного мира.
При всей оригинальности и неповторимости индивидуального почерка каждого из писателей, чьи произведения включены в планирование, в их творчестве прослеживается общее стремление придать повествованию романтическую приподнятость, романтическую окраску. Данная особенность позволяет познакомить учащихся с проблемой взаимодействия двух различных направлений в литературе, дает расширенное представление о художественном методе, когда реалистическое произведение вбирает в себя средства и приемы изображения, характерные для романтизма: символы, фантастику, особую интонационную и эмоциональную окраску и т. п. Взаимовлияние, взаимодействие реалистических и романтических традиций является одной из специфических черт зарубежной литературы новейшего времени и такое сочетание дает плодотворные результаты.
Другой не менее важной темой для разговора может стать проблема взаимодействия фольклора и литературы, ставшая традиционной в литературе разных народов и поныне играющая важную роль. Национальная фольклорная традиция во многом определяет облик героев повестей Р. Роллана, Д. Стейнбека, С. Фицджеральда, стиль повествования, философскую идею этих произведений. На этом фоне четко вырисовывается проблема: национальный фольклор - национальная литература - национальный характер.
Если попытаться выстроить типологический ряд героев произведений Роллана, Хемингуэя, Стейнбека, Фицджеральда, нетрудно убедиться в существовании общей тенденции в изображении этими писателями "простого" американца или француза, или индейца - тех, кого принято называть "человеком из народа". Характерными чертами этих героев является духовная и физическая стойкость, их нравственное здоровье и чувство собственного достоинства - то, что делает невозможность их превращения в "маленького человека", в пасынка жизни. Оставаясь нередко "маленьким" в социальном плане, этот герой оказывается поистине титаном в плане моральном.
Нравственные проблемы - добра и зла, истинного и ложного в жизни, счастья, любви, мужества - определяют идейную тематику рассматриваемых произведений, обуславливают и жанровое своеобразие многих из них.
Жанр повести-притчи, новеллы-притчи становится реализатором размышлений Экзюпери, Хемингуэя, Зюскинда, Роллана над сущностью человеческого бытия. Это дает возможность ознакомления учащихся с жанром притчи.
На материале повестей американских писателей можно продемонстрировать прием "двойного видения", сочетающий в себе бытовой реалистический элемент и сказочно-фантастический, фольклорный, создающий удивительный сплав символики, иносказания с достоверной и точной деталью. Знакомство с художественной манерой Э. Хемингуэя позволит выйти на разговор о приеме "подтекста".
Общая характеристика элективного курса
Данный элективный курс предлагается для реализации в 11 гуманитарных классах. Его задача – «поддерживать» изучение профильного предмета, литературы.
Так как учащиеся профильных классов школы уже достаточно знакомы с русской литературой с древнейших времен до наших дней, то в целях дальнейшего их развития им предлагается элективный курс «Зарубежная литература ХХ века».
Содержание данного элективного курса включает в себя как классические произведения зарубежной литературы (Р.Роллан, Э. Хемингуэй и т.д.), так и новинки последних десятилетий (Джой Бойн, Б. Шлинк). Представлены образцы французской, английской, американской, немецкой литературы. Это должно помочь учащимся освоиться в мире зарубежной литературы, в которой отражаются процессы истории и искусства, характерные как для Запада, так и для России. В доказательство этого в каждой теме предлагается для сопоставления образец русской литературы XIX – ХХ веков.
Анализ образовательных программ элективных курсов, рассчитанных на работу с зарубежными произведениями, показал, что предлагаемые издательствами учителям современные программы по зарубежной литературе (например, программа Шайтанова И. О., Афанасьевой О. В. «Зарубежная литература. 10-11. Элективный курс») охватывают мировую литературу от античности до 20 века. Это, на наш взгляд, не дает возможности учащимся тщательно анализировать исходный текст, сопоставляя его с шедеврами русской литературы. Главным принципом построения программы «Зарубежная литература ХХ века» является обучение старшеклассников анализу и синтезу в процессе обучения. Развитие познавательных способностей обучаемых профильного класса и привитие культуры чтения достигаются с помощью организации многоуровневой работы с произведениями, составляющими мировую сокровищницу культуры. Такая работа готовит выпускников школы к государственному экзамену в форме ЕГЭ.
В программе элективного курса дается примерное распределение количества часов, которое каждый учитель может варьировать, исходя из конкретных условий работы с профильными классами или из своих собственных методических соображений.
Цели, задачи элективного курса
Дидактическая цель курса – научить учащихся формулировать проблемы включенных в образовательную программу произведений, комментировать их, формулировать позицию автора (рассказчика) текста, сопоставлять с близкими по проблематике произведениями отечественной литературы 19-20 века.
Воспитательная цель курса - формирование духовно – нравственной личности, обладающей гуманистическим мировоззрением.
Развивающая цель курса - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Задачи:
- обучение чтению и анализу, основанному на понимании образной природы искусства слова, опирающейся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- закрепление умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- формирование у обучаемых коммуникативной компетенции;
- формирование умения работать с информацией разного рода (библиотечные каталоги, Интернет-ресурсы и др.).
Результаты изучения элективного курса
«Зарубежная литература ХХ века»
Личностные:
- совершенствование духовно – нравственных, эстетических качеств личности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет – ресурсы и др.)
Метапредметные:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственных позиций, выделять причинно – следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение работать с различными источниками информации, находить их, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
Предметные:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем предлагаемых в курсе произведений;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературные произведения, определять их принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его литературных героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно – выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно – художественного содержания произведения;
- владение литературоведческой терминологией при анализе литературных произведений
2) в ценностно–ориентационной сфере:
- приобщение к духовно – нравственным ценностям мировой литературы и культуры;
- формулирование собственного отношения к произведениям зарубежной и русской литературы, их оценка;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней
3) в коммуникативной сфере:
- осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание сочинений, связанных с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, рефераты на литературные и общекультурные темы, классные и домашние творческие работы
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание слова в его эстетической функции, роли изобразительно – выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений.
Формы контроля при изучении курса
1 .Чтение произведений и их фрагментов.
2.Устные и письменные развёрнутые ответы на вопросы.
3.Характеристика персонажа и сравнительная характеристика нескольких
персонажей (устная и письменная).
4.Составление плана, тезисов по материалу биографии писателя.
5.Составление вопросов для характеристики героя и оценки произведения вцелом.
6.Подготовка устных сообщений о прочитанном произведении, его авторе.
7.Написание сочинений, рефератов, докладов.
8. Создание проектов, презентаций.
Содержание программы
Введение
Знакомство учащихся с содержанием элективного курса, задачами, стоящими перед ними, списком литературы для самостоятельного чтения.
Реализм в зарубежной литературе ХХ века. Национальные особенности литературы. Мастерство в изображении героя, его внутреннего мира.
Разнообразие взглядов, убеждений, вкусов писателей. Связь литературы с музыкой, живописью. Экранизации произведений зарубежной литературы в России и за рубежом.
Сказка–притча А. де Сент–Экзюпери «Маленький принц»
Знакомство с экранизацией произведения
Очерк жизни и творчества писателя. Жанр притчи. Специфика жанра. Система образов. Своеобразие сюжета. Оригинальность композиционного построения повести. Философский подтекст. Эмоциональный колорит и мелодика.
Образ Летчика и его роль в произведении. Образ Маленького принца. Смысл истории Маленького принца и Розы. Значение образов обитателей астероидов. Принц и Лис, роль Лиса. Принц и Змея. Роль и место рисунков в сказке.
Ромен Роллан "Кола Брюньон"
Творческий путь Р. Роллана. Поиски идеала в его произведениях. Знакомство с эпохой Возрождения, изображенной в повести.
Образ главного героя. Кола и Мартинка ( проблема «отцов» и «детей»). Кола и его друзья. Кюре Шамай (тема дружбы). Кола и Ласочка (тема любви). Кола и феодальные князья (проблема искусства). Кола и Робине (тема Учителя и ученика). Кола – мятежник и предводитель кламсийцев. «Жив Курилка!» Кламси и кламсиийцы.
Сопоставление с романом И. С. Тургенева «Отцы и дети».
А. Кронин «Замок Броуди»
Знакомство с писателем. Историко – литературный комментарий. Тайны английского дома, «невидимые миру слезы», распад семьи в романе. Натуралистическая трактовка образов. Трагические последствия человеческого эгоизма и горькой гордыни как основная тема романа. Психологизм романа.
Сопоставление с романом М. Е. Салтыкова – Щедрина «Господа Головлевы».
Т. Драйзер «Американская трагедия»
Знакомство с личностью писателя. Своеобразие реализма Драйзера .Историко- литературный комментарий. Защита нравственных основ личности. Тема противоборства личности и жестокого мира. Проблемы социального неравенства. Искажение, деформация гуманистических основ жизни. Психологизм и реалистичность произведения.
Сопоставление с романом Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
П. Зюскинд «Голубка»
Знакомство с писателем. Повесть «Голубка» как пример литературы постмодернизма. Голубка как знак дисгармонии, фатального предвестия, неотвратимого рока. Проблема человека – игрушки в руках загадочных сил. Не отображение, а интерпретация жизни в повести. Тема «маленького человека» как основная тема произведения. Тема одиночества. Роль художественной детали.
Сопоставление с раскрытием темы «маленького человека» в русской литературе ( Н. В. Гоголь «Шинель», А. П. Чехов, трилогия о «футлярной жизни»).
Д. Стейнбек «Жемчужина»
Знакомство с писателем. Связь сюжета произведения с фольклорными преданиями. Любовь и привязанность автора к «детям природы». Мотив богатства, приносящего несчастье, гибель его владельцу. Два полюса повести – добро и зло, душевная чистота людей труда и жадность, жестокость стяжателей. Стилизация повести под балладный ритм. Связь человека и природы.
Сопоставление с рассказом И. А. Бунина «Господин из Сан–Франциско».
О. Генри «Дары волхвов»
Творческий путь писателя. Трагизм повседневно - будничного существования героев. Их великодушие в сочетании с любовью. Элементы лингвостилистического анализа текста.
Сопоставление с повестями о любви А. Куприна.
Бертольд Брехт «Мамаша Кураж» и ее дети
Знакомство с автором. Теория эпического театра Б. Брехта и ее воплощение в пьесе «Мамаша Кураж и ее дети». Сочетание в пьесе сценического действия, диалога и сонгов. Философская сторона пьесы. Два плана пьесы – параболы. Пьеса – предостережение. Историческая хроника. Образ войны в пьесе. Образ главной героини. Добро органично душе человека.
Сопоставление с романом М. Горького «Мать»
Ф. С. Фицджеральд "Алмазная гора"
Творческий путь писателя. Историко-литературный комментарий. Особенности жанра произведения. Простота и прозрачность повествования. Соотношение реального и иносказательного, конкретно – исторического и библейского, реалистического и сказочно – романтического, притчевого. Притчевый принцип «здесь – и всегда» как определяющий структуру произведения. Проблема подлинных и мнимых ценностей. Прием «двойного видения» и его роль в раскрытии главной идеи произведения.
Сопоставление с романом М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Джордж Оруэлл «1984»
Знакомство с писателем. Понятие «утопия» и «антиутопия». Краткая характеристика романа – антиутопии «1984». Изображение в романе возможного будущего мирового общества как тоталитарного иерархического строя, основанного на изощренном физическом и духовном порабощении, пронизанном всеобщим страхом и ненавистью, доносительством. Первое употребление выражения «Большой брат следит за тобой». Введение терминов «двоемыслие», «мыслепреступление» и «новояз».
Сопоставление с романом Е. Замятина «Мы».
Джой Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
Знакомство с экранизацией романа.
«Грустная, глубокая и будоражащая притча о человеческой чистоте, которая всегда по ту сторону добра и зла»
Притча о Холокосте. Историко – литературный комментарий. Тема дружбы, преодоления преград. Особенность повествования. Внешняя, «наивная» простота романа. Фашизм как абстрактное, очевидное зло. Человеческое тепло как единственный способ противостояния ненависти. Тема детства на войне. Тема одиночества. Поиски смысла жизни. Художественное своеобразие романа. Война глазами детей.
Сопоставление с рассказом М. А. Шолохова «Судьба человека»
Э. Хемингуэй «Старик и море»
Знакомство с автором. Человек и жизнь в их взаимосвязи – главная проблема произведения. «Телеграфный стиль» повести. Принцип «Айсберга». Реалистический метод в повести. Символика мифологического плана. Тема мужества и мастерства. Тема «человек и природа». Тема преемственности поколений. Жанровое своеобразие повести и приема взаимодействия стилей.
Сопоставление с произведением В. П. Астафьева «Царь – рыба».
Б. Шлинк «Чтец»
Знакомство с писателем. Историко – литературный комментарий. Вопрос коллективной вины поколения немцев, выросших на руинах Второй Мировой войны, в романе. Лаконичность языка произведения, сдержанность, дистанция рассказчика. Неграмотность как признак духовного несовершеннолетия в романе. Одна из тем романа – взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Исследование человеческой души как исповедь героя. Тема персональной ответственности человека. Тема памяти. Тема любви.
Сопоставление с произведениями о Великой Отечественной войне в русской литературе.
Ярослав Гашек «Похождения бравого солдата Швейка»
Очерк жизни и творчества писателя. Время действия романа. Основной сюжет. Сочетание реалистичности картин быта с острым сатирическим гротеском. Соединение в главном герое черт «маленького « человека и национального героя. Язык романа.
Сопоставление с романом В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения Ивана Чонкина»
Федерико Гарсия Лорка. Городские романсы
Очерк жизни и творчества поэта. Аллюзии и недосказанность текстов как способ выражения авторской позиции. Особенности жанра романса. Сюжетная недоговоренность как отличительная черта романса. Сближение метафоры с метаморфозой. Противопоставление цыганского мифа современной цивилизации. Прямое столкновение двух миров.
Сопоставление с бардовской поэзией.
Итоговая конференция
Учебно-тематический план
№ Кол-во
часов Тема занятия Вид урока
1 1 Введение Лекция. Беседа.
2 1 А. де Сент–Экзюпери «Маленький принц» Исследование
3 2 Просмотр кинофильма «Маленький принц» Видеоурок (просмотр и обсуждение)
4 2 Р. Роллан «Кола Брюньон» Семинар
5 2 А. Кронин «Замок Броуди» Семинар
6 2 Т. Драйзер «Американская трагедия» Обзор с элементами беседы
7 2 П. Зюскинд «Голубка» Исследование
8 2 Д. Стейнбек «Жемчужина» Беседа (индуктивная, дедуктивная)
9 2 О. Генри «Дары волхвов» Исследование
10 2 Бертольт Брехт «Мамаша Кураж и ее дети» Семинар-практикум
11 2 Ф. С. Фицджеральд «Алмазная гора» Семинар
12 2 Джордж Оруэл «1984» Читательская конференция
13 2 Джой Бойн «Мальчик в полосатой пижаме» Исследование
14 2 Просмотр кинофильма «Мальчик в полосатой пижаме» Дискуссия
15 2 Э. Хемингуэй «Старик и море» Исследование
16 2 Б. Шлик «Чтец» Урок – размышление
17 2 Я. Гашек «Похождения бравого солдата Швейка» Читательская конференция
18 2 Ф. Гарсиа Лорка. Городские романсы Семинар-диспут
19 2 Итоговая конференция Урок-конференция
Литература
Баканова И. Русский «Фауст»./ Литература в школе. – 1996. - №9. – С. 4.
Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе ХVII-ХIХ веков: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
Зарубежная литература. Пособие для факультативных занятий в старш. классах сред. школы/ С.В.Тураев, И.Б. Дюшен, Л.В.Коган и др. – М.: Просвещение, 1972. – 320 с.
Зарубежная литература. Хрестоматия для средних и старших классов. / Сост. О.Л.Мощанская, А.Л.Ященко, А.В.Рассказов и др.- М.: Русский купец, Братья славяне, - 1994. – 544 с.
История зарубежной литературы ХIХ века. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус.яз. и лит.» . В 2 ч. /Н.П. Михальская, В.А. Луков, А.А.Завьялова и др. / Под ред. Н.П. Михальской. – М.: Просвещение, 1991. – 266 с.
Нартов К.М. Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 191 с.
Нартов К.М. Зарубежная литература в восьмом классе. Пособие для учителей по факультативному курсу. – М.: Просвещение, 1973. – 223 с.
Практические занятия по зарубежной литературе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус.яз. и лит.»./ Под ред. Н.П. Михальской и Б.И. Пуришева. – М.: Просвещение, 1981. – 264 с.
Роговер Е.С. «Фауст» Гете: заключительные уроки./ Литература в школе. – 2009. - №5. – С. 41-47.
Шамаева С.Е. Классная и внеклассная работа по зарубежной литературе в 5-8 классах. Кн. для учителя: Из опыта работы / Под ред. С.В. Тураева. – М.: Просвещение, 1989. – 128 с.
Зарубежная литература 20 века / Под ред. Л.Г. Андреева. – М., 2003.
Литературная энциклопедия терминов и понятий / Сост. и гл. ред. А.Н. Николюкин. – М., 2001.
Постмодернизм: Энциклопедия / Сост. и науч. ред. А.А. Грицанов и М.А. Можейко. – Минск, 2001.
Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М., 2003.
Зарубежная литература 20 века / Под ред. Л.Г. Андреева. – М., 2003.