Разработка урока литературы Поэзия серебряного века.

Поэзия серебряного века.

ХОД УРОКА:
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Начало 20 столетия вошло в историю литературы под красивым именем «серебряного века». На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогативший поэзию новыми именами.
Начало «серебряного века» пришлось на 90-годы 19 столетия, его связывают с появлением таких замечательных поэтов, как в. Брюсов, и. Анненский, К. Бальмонт. Расцветом этого периода в русской культуре считают 1915 год – время его наивысшего подъема.
Нам известны тревожные исторические события этого времени. Поэты, как и политики, пытались открыть для себя что-то новое. Политики добивались социальных перемен, поэты искали новые формы художественного отображения мира.
Сам термин « серебряный век» является весьма условным. Впервые это название было предложено философом Николаем Бердяевым, но закрепилось в русском литературоведении после появления в печати статьи Николая Оцупа «серебряный век русской поэзии» в 1933 году.
Поэзия «серебряного века» - поэзия, проверенная временем. Она помогает увидеть в историческом– личное, сделать опыт веков, движение времен достоянием своего внутреннего мира. Гесиод полагал, что жизнь человечества начинается «золотым», а кончается «железным веком». В современной же традиции принято именовать пушкинскую эпоху «золотым», а время, о котором пойдет речь сегодня, «серебряным» веком русской поэзии.
Смятение, борьба привели к образованию в русской литературе многочисленных группировок.
2. РАБОТА СО СХЕМОЙ.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЧАЛА 20 ВЕКА.



РЕАЛИЗМ МОДЕРНИЗМ


ТЕЧЕНИЯ


СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ



«СТАРШИЕ» «МЛАДШИЕ»


Данную схему учащиеся заносят в тетрадь.
Под запись:
Литературное направление – совокупность фундаментальных, духовно-эстетических принципов многих писателей, ряда группировок и групп.
Литературное течение – разновидность литературного направления.


3. ЛЕКЦИЯ УЧИТЕЛЯ.
Беседу учитель начинает с рассмотрения такого литературного направления, как реализм.
Реализм на рубеже веков продолжал оставаться масштабным и влиятельным литературным направлением.
Реализм – (от латинского «вещественный») – литературное направление, основными особенностями которого являются социальный анализ, изображение жизни в образах, соответствующих сути явлений самой жизни, а также художественное осмысление взаимодействий между личностью и обществом.
Основными дарованиями среди новых реалистов были: Максим Горький, Иван Бунин, Иван Шмелев, Александр Куприн и др.
Более подробно учитель останавливается на модернистических течениях: символизме, акмеизме и футуризме.
Модернизм – (от французского «современный») – общее название совокупности литературных течений 20 века.
Слово учителя:
Поэты-модернисты стремились изобразить в своих произведениях действительность с помощью нового искусственного языка, а также на основе новых выразительных средств.
4. СООБЩЕНИЕ 1-ГО УЧАЩЕГОСЯ

Одним из первых литературных течений стал символизм, объединивший таких поэтов, как к. Бальмонт, в. Брюсов, а. Белый и др.
Основоположником был д. Мережковский в 1892 году.
Символизм – (от французского «символ», «знак») – модернистическое течение, утверждающее индивидуализм, интерес к проблеме личности.
На начальном этапе своего существования символизм отражал декадентские тенденции –страх перед жизнью, уныние, неверие в возможности человека.
Основные признаки символизма:
Связь с романтизмом
Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству
Символ рассматривался как художественное орудие, помогающее прорваться сквозь покров повседневности, т.е символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символы.
Приход в литературу В.Брюсова, К.Бальмонта, Ф.Сологуба, И.Анненского, А.Блока превратил символизм в важный фактор русской духовно-культурной жизни.

А. Внутренний мир личности для них – это показатель общего трагического состояния мира. Для их творчества характерно стремление к высшему идеалу. Символисты проповедовали слитность творчества и религии, музыкальность стихотворения.
Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя
Не потому, что я ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими И. Анненский

Б. В стихотворении В.Брюсова «Юному поэту» мы находим такие строки:
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета.
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно. В. Брюсов

Необходимо знать, что эти заветы вовсе не означают, что поэт не должен видеть жизни. Это доказывает многогранная поэзия самого в. Брюсова, который отображает жизнь во всем ее разнообразии.
В. Для символистов характерна сосредоточенность на внутреннем мире поэта. У К.Бальмонта, например, внешний мир существовал лишь только для того, чтобы поэт мог выразить в нем свои собственные переживания:
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Мое единое отечество –
Моя пустынная душа. К. Бальмонт

В поэзии К.Бальмонта можно найти отражение всех его душевных переживаний. Именно они, по мнению символистов, заслуживали особого внимания. Бальмонт старался запечатлеть в образе, в словах любое пусть даже мимолетное, ощущение. Поэт пишет:
Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры. К. Бальмонт

Жизнь этого литературного направления растянулась на 2 поколения поэтов:
«старшие» - В.Брюсов, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Д.Мережковский и др.
«младшие» - А.Блок, А.Белый и др.

5. СООБЩЕНИЯ 2-ГО УЧАЩЕГОСЯ

Кризис символизма (1910-1911) породил новую поэтическую школу.
Акмеизм – (от греческого «острие», «высшая точка») – модернистическое течение, сформировавшееся на основе принципа отказа от туманности.
Сформировалось это направление в 10-20 годы 20 века, оно было противопоставлено символизму. Акмеисты декларировали конкретно-чувственное восприятие окружающего мира. Они желали слову возвратить его изначальный, а не символический смысл.
Поэты этого направления – Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам – отвергали тягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность поэта на внутреннем мире. Они проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать.
А. И действительно, в творчестве Н.Гумилева мы находим в первую очередь отражения окружающего мира во всех его красках. В его поэзии мы находим экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Рима, Египта. Об этом говорят такие строки:
Я знаю веселые строки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф
Н. Гумилев

Содержание и изысканный стиль стихов Гумилева помогают нам ощутить полноту жизни. Они являются подтверждением того, что человек сам может создать яркий, красочный мир, уйдя от серой будничности.
Б. К миру прекрасному приобщает нас и поэзия анны Ахматовой.
Ее стихи поражают внутренней силой чувства. Поэзия Ахматовой – это и исповедь влюбленной женской души, и чувства человека, живущего всеми страстями 20 века. По словам Осипа Мандельштама, Ахматова «принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века». И действительно, любовная лирика Ахматовой воспринимается как огромный роман, в котором переплетаются многие человеческие судьбы. Но чаще всего мы встречаем образ женщины, жаждущей любви, счастья:

Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои! А. Ахматова
6. СООБЩЕНИЕ 3-ГО УЧАЩЕГОСЯ

В 1910 году появляется творческий союз футуристов.

Футуризм - (от латинского «будущее» ) – модернистическое течение, сформировавшееся на принципе бунтарства, анархического мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы.
Наибольшее развитие футуризм получил в Италии и России. Наиболее влиятельными поэтами такого течения как футуризм были В.Маяковским, В.Хлебников, И.Северянин, Б.Пастернак и др.
Поэты-футуристы противопоставляли себя классической поэзии, они старались найти новые поэтические ритмы и образовать поэзию будущего. Они считали свою поэзию началом новых путей раскрепощенного слова, они стремились к трудной игре со словами, настаивали на неограниченном словотворчестве и «словоновшестве». Слог, звук могли выступать у них в ранее неведомых комбинациях. Они были подобны заклинаниям.
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй пелся облик
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило лицо. В. Хлебников

или

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи.
Что смеются смехами и т.д.
А. В.Маяковский считал основой этого течения – стихийное ощущение неизбежности крушения всего старого, стремление осознать через искусство грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества».
Б. В.Хлебников считал необходимым разрушение условной системы литературных жанров и стилей, возвращение к фольклорно-мифологическим началам, когда язык был частью природы.

7. ИТОГ УРОКА. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Вывод: поэзия «серебряного века» открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. А поиски поэтами «серебряного века» новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии.





15