Урок литературы. Анализ рассказа Антона Павловича Чехова Смерть чиновника
«Мир «маленького» человека в маленьком рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника». Право на пресмыкательство.
Сюжет, жанр, хронотоп.
Цель: развитие читательской культуры и понимание авторской позиции.
Результаты изучения предмета:
Личностные результаты:- побудить учащихся задуматься о человеческом достоинстве.Метапредметные результаты:- умение слушать, рассуждать, комментировать, делать выводы;
- работать с текстом, находить в нём нужную информацию, перерабатывать её; владеть речью (монологической, диалогической);Предметные результаты:в познавательно сфере - умение анализировать рассказ, дать характеристику Червякову, понимать и формулировать тему, идею;в ценностно-ориентационной сфере – дать оценку авторской задумки, высказать своё мнение;в коммуникативной сфере – воспринимать на слух чтение рассказа, отвечать на вопросы по тексту, строить монологический текст; в эстетической сфере – понимать, какую роль играет художественная деталь в создании образа.
Наглядный материал.
Мультимедийная презентация, портрет Чехова.
Раздаточный материал.
Текст рассказа «Смерть чиновника».
Приложение 1. Рабочая карта учащегося (на каждого).
Приложение 2. Дополнительный материал (на парту).
Оформление доски
Антон Павлович Чехов
«Смерть чиновника»
Мир «маленького человека» в маленьком рассказе Чехова ??????? Право на пресмыкательство
Иллюстрации к рассказу.
??????? Отчего умер Иван Дмитрич Червяков?
Сюжет, жанр, хронотоп. Эпиграф к уроку.
Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом,
пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед
людьми. Среди людей нужно сознавать своё
достоинство.
А. Чехов – брату Михаилу
Ход урока
Целеполагание
Сегодня мы продолжаем разговор о замечательном писателе Антоне Павловиче Чехове. Мы вспомнили его биографию, анализировали рассказ «Тоска», были на экскурсии в Доме-музее А.П. Чехова. Таким образом, хоть на немного, но окунулись в мир писателя. Вы уже убедились, я надеюсь, что недаром говорят о красоте чеховского произведения, где словам тесно, а мыслям просторно, где каждое слово значимо и ёмко, как глубокий сосуд с узким горлышком: заглянешь в него, а дна не увидишьНо увидеть обязательно нужно: для этого необходимо освоиться – тогда глаза станут различать многое, чего не увидишь сразу, с яркого света
Обратимся к его рассказу «Смерть чиновника».
На доске записаны ДВЕ ТЕМЫ УРОКА. НеобычноЯ бы хотела, чтобы вы для себя в конце урока определили, какая тема для вас оказалась важнее.
Сегодня будем анализировать рассказ Чехова «Смерть чиновника».
??? Что бы вы предложили для рассмотрения на уроке?(ответы учащихся)
ЦЕЛИ: На сегодняшнем уроке
проанализируем рассказ, поговорим о сюжете его, жанре, хронотопе;
дадим характеристику главному персонажу;
отследим, как развивается тема «маленького человека» в произведении Чехова;
ответим на вопрос: Отчего умер Иван Дмитрич Червяков?
По мере работы на уроке вы заполняете карты, которые находятся перед вами.
Сегодня нам понадобится словарь к рассказу и дополнительный материал.
Какова же история создания рассказа «Смерть чиновника»?
(учащиеся рассказывают, пользуясь дополнительным материалом)
История создания:
По воспоминаниям Чехова, сюжет рассказа «Смерть чиновника» сообщил Антону Павловичу Бегичев (бывший директор московских театров). Он был прост: какой-то человек, неосторожно чихнувший в театре, на следующий день пришел к незнакомому человеку и стал просить извинения за то, что причинил ему в театре беспокойство. Забавный анекдотический случай. «Смерть чиновника» относится к так называемым ранним рассказам писателя. Опубликован в 1883 году в журнале «Осколки» с подзаголовком «Случай». «Смерть чиновника», как и другие рассказы писателя, включены автором в сборник 1886 года «Пестрые рассказы».
Мотивация познавательной активности
До чтения. Прогноз.
??? О чём это произведение? Название – «Смерть чиновника». Ваш прогноз: о чём пойдёт речь?
Знакомство с текстом.
Ваши впечатления
Формирование умений и навыков
Анализ эпиграфа к уроку.
(Учитель зачитывает строки)
Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство.
????Так писал Антон Павлович своему брату Михаилу. Как вы понимаете эту мысль? Какое отношение эта цитата имеет к «Смерти чиновника»?
Переходим непосредственно к анализу произведения. Сюжет.
??? Что такое сюжет?
Ход событий в художественном тексте.
??? Назовите сюжетные элементы?
Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, падение действия, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], эпилог.
Задание: Найдите и запишите сюжетные элементы в рассказе (запись в рабочих картах)
1.Экспозиция. Иван Червяков в театре.2.Завязка. Чиновник чихнул и обрызгал генерала.3.Развитие действия. Червяков ходит извиняться к генералу.4.Кульминация. Генерал закричал и затопал ногами.5.Развязка. Чиновник умер.
Задание: Составьте цитатный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] рассказа (запись в рабочих картах)
«Иван Дмитрич Червяков сидел во втором ряду кресел ичувствовал себя на верху блаженства».2. «нагнулся иапчхи!!!»3. «старичокстарательно вытирал свою лысину»4. «Извиниться надо».5. «Я извинялся, да он как-то странно»6. «Какие пустяки»7. «Генерал, а не может понять!»8. «Пошёл вон!!!»9. «он лёг на диван ипомер».
ВЫВОД: Что нам дает такой расклад событий? Как всегда, у Чехова за простотой сюжета скрывается глубокий смысл. А познать его можно только благодаря художественным деталям, которые призваны донести читателю основную идею
3. Следующий этап: Хронотоп.
??? Что такое хронотоп?
Хронотоп - время и пространство в художественном произведении.
Задание (групповая работа)
Давайте вместе проанализируем время и пространство «Смерти чиновника».
Время
Пространство
Один прекрасный вечер
Театр «Аркадия»
Тот же вечер
Дома
На другой день
Приёмная генерала
Тот же день
Дома
На другой день
Приёмная генерала
Тот же день
Дома
??? Какие особенности хронотопа вы заметили?
Всего три дня, чередование мест пребывания чиновника.
ВЫВОД: Что дал нам анализ времени и пространства в произведении???
Происходит, как бы нанизывание сюжета.
Мы видим так называемые страдания героя.
Можно определить жанр произведения.
4. Жанр «Смерти чиновника»
??? Каков жанр произведения? Дайте определение рассказа.
Рассказ – эпический жанр малого объёма, требующий не менее двух событий и ударной концовки. Для рассказа характерен режим экономии.
??? Докажите, что это рассказ (ответы учащихся)
В рассказе «Смерть чиновника» очень небольшой объём, три [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], минимум событий, экономное повествование, неожиданный финал.
Филологи утверждают, что чеховский рассказ – это сплав анекдота и притчи.
Чеховский рассказ уходит своими корнями в традиции анекдота и притчи. Рассказы Чехова – сплав анекдота и притчи.(Анекдот (греч.) – короткий занимательный рассказ о неожиданном событии с непредсказуемой концовкой.Притча небольшой рассказ в назидательной форме, претендующий на общечеловеческое обобщение)
5. Очень часто писатели используют в своих произведениях так называемые Говорящие имена.
??? Что это за прием?
??? Зачем писатели используют в своих произведениях говорящие имена?
??? Вспомните говорящие имена в произведениях русской литературы?
??? Почему у Червякова есть имя, отчество, фамилия, а у генерала только фамилия? (для Чехова генерал второстепенная фигура. Для него важен Червяков. Генерал лишен имени и отчества, и это естественно, потому что мы видим его глазами Червякова, а тот видит только мундир (это слово часто повторяется в тексте) важной персоны)
Посмотрите на значения имён.
Иван (др. евр.) – Бог даровал, милость Божия.Дмитрий (др. греч.) – посвящённый Деметре, богине плодородия и земледелия.Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью, болтать; брезготать – кричать резким голосом, ворчать
??? Почему такой выбор?
Иван. Бог даровал жизнь герою.
Дмитрий. Связь с землёй, по которой ползает.
Червяк. Животное, которое ползает по земле, пресмыкается.
ВЫВОД: Герою сам Бог подарил жизнь человека, а он превратил её в жизнь животного.
6. Ключевые слова
Задание. Выпишите ключевые слова(глаголы), создающие образ чиновника.
Глядел – 5 раз. Чихнул – 6 раз. Сконфузился – 3 раза.Обрызгал – 5 раз. Извиниться – 7 раз. Объяснить – 5 раз.Бормотал – 3 раза. Простите – 1 раз. Понять – 1 раз
??? Как они характеризуют Червякова?
По мере работы над образом Червякова на доске записываем характеристику.
Образ Червякова:
скромный чиновник, «маленький человек»
чиновник не по роду службы, а по натуре
добровольно пресмыкается
постоянно унижается
отрекся от своего человеческого достоинства и т.д.
7. Творческое задание. Представьте себе, что о смерти Червякова узнал генерал. Составьте монолог генерала после смерти чиновника.
8. Интерпретация рассказа. «Маленький человек» Чехова
А.П. Чехов обращается к традиционной теме «маленького человека»
??? Какие герои в русской литературе – «маленькие люди»? Приведите примеры.
1. Все они занимают одно из низших мест в социальной иерархии.2. Приниженность, соединённая с ощущением несправедливости, уязвлённой гордостью.3. «Маленький человек» часто выступает в оппозиции к «значительному лицу», а развитие сюжета строится главным образом как история обиды, оскорбления.
??? Червяков – «маленький человек»?
Червякова можно было бы причислить к традиционному в русской литературе типу «маленького человека».
Чехов совершенно по-другому преподносит нам тему «маленького человека».
??? Кто может сказать: в чем проявилось новаторство Чехова?
За анекдотической ситуацией в юмористических рассказах Чехова часто проступает психологический парадокс. Парадокс – неожиданное, непривычное, противоречащее здравому смыслу.
??? О каком психологическом парадоксе идёт речь в рассказе «Смерть чиновника»?
Традиционная в русской прозе о «маленьком человеке» пара грозный генерал – робкий чиновник в рассказе Чехова перевернулась: скромный чиновник превратился в угнетателя (палача), а превосходительство в угнетаемую жертву. Высокий бюрократический ранг Бризжалова не помешал ему остаться нормальным человеком. Червяков, напротив, и при своём малом чине не личность.Он писал брату Александру в 1885 году (уже после создания рассказа «Смерть чиновника») о «маленьких» людях: «Брось ты, сделай милость, своих угнетенных коллежских регистраторов! Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту? И где ты там у себя в Азии находишь те муки, которые переживают в твоих рассказах чино-ши? Истинно тебе говорю, даже читать жутко! Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам».
??? Вы согласны с такой мыслью М. Рыбниковой: «Это рассказ о СТРАХЕ. Генерал был крупный чиновник, а Червяков – мелкий чиновник. Такой был строй жизни, такая была система, что младшие до ужаса боялись старших. Он десять раз извинялся, тот на него накричал, Червяков испугался и умер» (ответы учащихся)
Не в страхе дело. Червяков не понимает, почему генерал не обругал его. Ведь так ПОЛОЖЕНО. И умер Червяков вовсе не от испуга, а от того, что святые для него принципы нарушил человек высокого чина.
??? Зачем Червяков преследует генерала?
В творчестве Чехова немало персонажей со стереотипным мышлением, которые живут по «программе». Червяков считает, что генерал должен унижать и карать мелкого чиновника за любую оплошность. Здесь показан «сбой» программы: Червяков не понимает, почему генерал не слушает его извинений. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] вроде бы делает всё правильно, но добивается обратного эффекта.
??? Отчего умер Червяков?
Если Червяков и унижен в его человеческом достоинстве, то отнюдь не генералом Бризжаловым. Свое человеческое достоинство Червяков унижает, при этом весьма настойчиво, только сам. Итак, чеховский Червяков – чиновник не по роду службы или должности, но по натуре. Этот тип существует в любой среде и в любом народе. Он, увы, вечен, бессмертен. Герой «Смерти чиновника» умер оттого, что не был понят и удовлетворён в ПРАВЕ НА ПРЕСМЫКАТЕЛЬСТВО.
??? Почему Червяков умер, не снимая вицмундира?
Нарушение логики в поступках людей в произведениях Чехова – это отражение алогизма, абсурдности самой действительности. Заглавие предваряет [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в котором делается намёк на несовместимость каких-то понятий: смерть не человека, а чинуши, раба. Постоянно автор обращает внимание на несоответствие, контрастность причины и следствия (чиновник чихнул – чиновник «помер»). Безобидный Червяков оказывается своего рода тираном, деспотом. Червяков страшен потому, что на нём, на его добровольном пресмыкательстве, держится вся система низкопоклонства, чинопочитания, унижения и самоунижения.
??? Как Чехов относится к своему герою?
В творческом развитии Чехова его ранние рассказы играют очень важную роль. В частности, резко меняется отношение писателя к забитому и приниженному человеку, ставшему таким по собственной вине. Вместо традиционной для предшествующей литературы жалости чувствуется презрение к подобным людям. И прекрасной иллюстрацией этого является рассказ «Смерть чиновника». В ситуации Червякова нет безысходности, и страдания его надуманны. Он сам себя добровольно загоняет в духовное рабство тем, что постоянно унижается, досаждая генералу своими извинениями. Поэтому вряд ли симпатии Чехова могут быть на стороне такого персонажа. Скорее это «антиидеал» автора.
Рефлексия.
???Какую тему вы запишете в свою рабочую карту? Почему?
??? О чем же заставляет нас задуматься этот рассказ?
О том, что человек всегда должен оставаться человеком, нигде не терять своего достоинства и ценить других прежде всего по человеческим качествам, а не по должностям. И убедил нас в этом писатель, посмеявшись над нелепой смертью чиновника Червякова, который забыл о своем человеческом достоинстве и уподобился червю.
??? Что делать, чтобы не стать таким, как чиновник Червяков?
Оценки. Итог.
2ђЗаголовок 12ђЗаголовок 22ђЗаголовок 32ђЗаголовок 42ђЗаголовок 52ђЗаголовок 615