Урок литературы в 9 классе. Матрёнин двор А. И. Солженицына — перекресток нравственных дорог.


Каменский Муниципальный район
Школьный территориальный округ
МОУ «Коденцовская ООШ»« Матренин двор» А. И. Солженицына – перекресток нравственных дорог жизни
/ урок литературы в 9 классе /

Составитель
учитель русского
языка и литературы
МОУ Коденцовская ООШ
Подольная Е. М.
Каменка 2013

А.И. Солженицын
Предисловие.
Пояснительная записка.
Долгие годы наша страна жила при тоталитарном режиме. И люди воспринимали это как обычное явление, так как существовать в условиях командно – административной системы их приучали с детства. И только в последние десятилетия стало ясно, что нельзя скрывать темные пятна в истории нашего народа. Историю переделать нельзя, а знать ее надо. И поможет нам в этом писатель А. и. Солженицын. Возвращенное в недавнем прошлом из литературного небытия имя А. И. Солженицына, писателя, публициста, гражданина, лауреата Нобелевской премии, и его литературное наследие заняло подобающее место в истории отечественной литературы 20 века. Его произведения читаются, экранизируются, обсуждаются на уроках.
Рассказ « Матренин двор» – программное произведение, изучаемое в 9 классе. К сожалению, времени на изучение рассказа отведено очень мало, всего 2 часа. Несмотря на это, необходимо остановиться и оглянуться, вчитаться и понять, какие проблемы поднимает автор, увидеть , насколько велико его мастерство в изображении России 50-годов и судьбы простого русского человека, сумевшего сохранить чистоту и святость души в самых драматических обстоятельствах русской жизни 20 века.
Первый урок целесообразно посвятить изучению биографии писателя и обзору его творчества, поскольку рамки школьного занятия не позволяют нам подробно познакомиться с ним . Мы лишь обозначим вехи, этапы, назовем темы, приоткроем тайны творчества писателя. К уроку следует подготовить выставку книг и журнальных публикаций: «А. И. Солженицын: жизнь и творчество». Можно зачитать несколько миниатюр из цикла «Крохотки", подобрать и зачитать фрагменты статей Солженицына о русском языке, а также кратко пересказать рассказ «Матренин двор» и определить его место в творчестве писателя.
Второй урок следует посвятить подробному анализу рассказа « Матренин двор».

Тема урока. «Матренин двор» А. И. Солженицына – перекресток нравственных дорог жизни.
Оформление доски:
запись темы урока, эпиграфы, словарные слова.
Оборудование урока:
портрет А. И. Солженицына, выставка книг писателя , подборка газетных и журнальных публикаций о его творчестве, фотография Матрены Васильевны Захаровой, фотография ее избы, рассказ А.И. Солженицына “Матренин двор” (текст на каждой парте), выставка книг писателя, словарь литературоведческих терминов ,толковые словари С.И Ожегова, В.И. Даля.
Словарная работа: тоталитаризм, тоталитарный режим, кондовый, праведник, бескорыстие, нравственность.
Теория литературы: жанр эпоса, рассказ, притча, художественная деталь, эпизод.
Цели урока:
- через прочтение и анализ рассказа «Матренин двор» пробудить интерес к личности и творчеству А.И. Солженицына, писателя, публициста, общественного деятеля; познакомить с историей написания рассказа;
-расширить знания учащихся о различных сторонах жизни русской деревни в начале 50-х г.г. ХХ века;
-проследив «вслед за автором» за судьбой русской женщины, выдержавшей суровые испытания жизни, но сумевшей сохранить в себе добрую отзывчивую душу, способной помогать людям, подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы простого человека в тоталитарном государстве;
-побудить учащихся к размышлению о том, что человек несет ответственность перед другими и перед собой за все, что происходит в жизни, и к осмыслению выбора своей нравственной дороги в этой жизни.
Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод творческого чтения, анализ эпизода художественного произведения, работа над теоретико-литературными понятиями.
Предварительное домашнее задание:
1. Классу: прочитать рассказ А.И. Солженицына “Матренин двор», выполнить в тетради словарную работу (тоталитаризм, кондовый, праведник, бескорыстный); выписать слова и выражения, наиболее характерные для речи героини, нарисовать словесный портрет героини, описать ее быт и др.)2. Темы для индивидуальных сообщений:
а) «История написания рассказа «Матренин двор» (1959г.)
б) «Кризис русской деревни в начале 50-годов».
Эпиграфы урока:
В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение – работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя.
А. И. Солженицын
Солженицын – трудно достигаемый пример того, что писатель в ответе перед сегодняшним днем, как перед вечностью.
Владимир Соколов
Словарная работа:
Тоталитаризм – государственный строй, осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни. Сталинский и гитлеровский режим - прототипы этого строя. (Политология. Энциклопедический словарь. Изд. “Биг-Н”) .Праведник – тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности (Академический Словарь русского языка;) “…во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник” (Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля).
Кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои (Толковый словарь Ожегова).
Бескорыстный – чуждый корыстных интересов.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня второй урок по творчеству А. И. Солженицына. На предыдущем уроке мы наряду с другими произведениями соприкоснулись с его рассказом « Матренин двор». Нам предстоит побыть наедине ним, окунуться в чистую глубину современного русского языка. В своем рассказе писатель учит нас наблюдать за людьми и понимать их, призывает глубоко задуматься над смыслом всего происходящего, дает волю нашим мыслям, зовет за собой по дороге жизни. Автор выбирает жанр рассказа (повторить, что такое рассказ, к какому роду литературы принадлежит), где в предельно сжатой форме, с потрясающей художественной силой он размышляет над вечными вопросами, призывает нас подумать о смысле жизни, о той нравственной дороге, по которой мы идем. Таков выбор не случаен. Обратимся к первому эпиграфу. (Прочитать эпиграф). В рассказе « Матренин двор» все грани отточены с блеском. Чтение этого рассказа – большое наслаждение и большой труд одновременно. Чтение по сути своей – уже дорога. Каждое слово, каждая фраза, глава – шаги. Итак, в путь – по строчкам, по авторским тропкам. Навстречу писателю и самому себе…
–Прежде чем приступить к анализу рассказа, познакомимся с его автобиографической основой.
3.Автобиографическая основа рассказа «Матренин двор». (Индивидуальное задание).
Рассказ «Матренин двор», написанный в 1959 году, имеет автобиографическую основу. Солженицын вспоминал: «Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево, Курловского района, Владимирской области». Авторская установка на подлинность описываемых событий подчеркнута тем, что с документальной точностью названо в рассказе место происшедшей трагедии («на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани»). Точно определены временные рамки описываемых событий (лето - осень 1956 -го и зима 1957г.) и место действия - Владимирская область. Исходное название – «Не стоит село без праведника»; окончательное дал А.Т. Твардовский. При публикации рассказа год действия его,1956, подменялся по требованию редакции годом 1953, то есть дохрущевским временем. Напечатан в «Новом мире», 1963, №1. Первым из рассказов подвергся атаке в советской прессе. В частности, автору указывалось, что не использован опыт соседнего зажиточного колхоза, где председателем был Герой Социалистического Труда. Критика недоглядела, что он и упоминается в рассказе как уничтожитель леса и спекулянт («… на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. Потом их вырубили - торфоразработчики и соседний колхоз. Председатель его, Горшков, свел под корень изрядно гектаров леса и выгодно сбыл в Одесскую область). 4.Выразительное чтение отрывков из текста. (Индивидуальное задание).
–Итак, мы поняли, что в основу рассказа положены достоверные факты из жизни А. И. Солженицына. Обратимся к началу рассказа, прочитаем два отрывка из него. ( Читает подготовленный ученик).
«Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад – просто в Россию… Мне просто хотелось в среднюю полосу – без жары с лиственным рокотом леса. Мне хотелось записаться и затеряться в самой нутряной России, если такая где-то была… И вдруг дали мне местечко – Высокое Поле. От одного названия веселела душа. Название не лгало. На взгорке между ложков, потом других взгорков, цельно – обомкнутое лесом, с прудом и плотинкой, Высокое поле было тем самым местом, где не обидно бы жить и умереть».
«…за бугром – деревня, и деревня эта – Тальново, испокон она здесь, « еще когда была барыня – «цыганка». И кругом лес лихой стоял. А дальше целый край идет деревень: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово –все поглуше, от железной дороги подале, к озерам. Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий. Они обещали мне кондовую Россию».
- Объясните значение слова « кондовый» ( Реализация домашнего задания).
- Внешний сюжет нам открыт: «легла» дорога повествователя в « кондовую» Россию», т. е. в глубь ее, в деревню. В центре рассказа А. И. Солженицына – горемычная жизнь простой русской женщины, в доме которой и поселился Игнатич. Давайте , анализируя рассказ , постараемся пройти по дороге жизни Матрены Васильевны. (Здесь уместно сказать , что тема дороги впервые появилась не у Солженицына. В литературе она была композиционной основой у многих его предшественников : Лескова, Лермонтова, Пушкина, Гоголя, Тургенева, Бунина, Есенина и др.).5.Знакомство с Матреной Васильевной. (Индивидуальное задание).
- Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?
Развернутого портрета героини в рассказе мы не найдем. Матрена наделена неброской внешностью: “улыбка ее кругловатого лица”, “простодушно глядя блекло-голубыми глазами”, “…в неярких ее глазах”. Автору важно другое: внутренний свет в ее глазах и “лучезарная улыбка.” Из главы в главу повторяется одна деталь - улыбка: “улыбалась чему-то”, “просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой”. Солженицын заявляет прямо: “У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью.” (Повторить, что такое художественная деталь, подчеркнуть роль художественной детали в рассказе).
- Понаблюдаем за речью героини. В чем особенность ее речи? (Реализация домашнего задания).
Глубоко народный характер Матрены проявляется прежде всего в ее речи. Яркую индивидуальность, выразительность придают ее языку обилие просторечной, диалектной лексики, архаизмов (“приспею, два -дни, три - дни,к ужоткому, иззаботилась, теперича, летось, пособить, тижель, молонья, вопрятаешь,неу ладкой; не знато, бегма, кому часу”). Солженицын наделяет свою героиню даром словотворчества, о чем свидетельствуют ее изречения (“трогацать, дуель (метель, разведка (розетка), порция (порча), картовь, картонный суп; “не умемши, не варемши - как утрафишь”). Автор говорит, что так выговаривали все в деревне. Глубоко народна и манера речи Матрены: «И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием , как у бабушек в сказках».
-Опишите быт Матрены. (Реализация домашнего задания).
Матрены поражает своей неустроенностью. “В запущи она живет”, “кроме Матрены и меня, жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы”, “часть избы была уставлена по табуреткам и лавкам горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой.” В смысле всего остального: она “не имела”, у нее “не было”, она ни за чем “не гналась.” Эти скупые детали говорят о том, что хозяйка равнодушна к бытовым удобствам, ей чужд дух накопительства, она склонна к самоограничению. Несмотря на такие бытовые условия Матрены, постоялец ощутил в ее избе нечто родственное своему сердцу. Поэтому ее нехитрый быт становится и его бытом. “Комнату мы не делили.”5.Как на самом деле жила и “выживала” деревня в послевоенное время? Кризис русской деревни 50-годов (индивидуальное задание).
Рассказ “Матренин двор” открыл дорогу такому явлению в русской литературе, как “деревенская проза”. Основу повествования составляет судьба русского крестьянства в тоталитарном государстве. В рассказе мы встречаемся с описанием среднерусской деревни в послевоенное время. События рассказа ограничены четкими временными рамками: лето 1956 - зима 1957 г., однако благодаря воспоминаниям героини и размышлениям рассказчика эти несколько месяцев вбирают в себя события четырех десятилетий. Восстанавливая судьбу героини, мы убеждаемся, что все происходящее в ее жизни связано так или иначе с поворотами истории: с первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, который выжал из нее все силы и оставил без средств к существованию. Ее судьба - частица судьбы всего народа. И сегодня бесчеловечная социальная система не отпускает Матрену: ее оставили без пенсии; ей не продают торфа, заставляя воровать, да еще по доносу ходят с обыском, хотя « рычали кругом экскаваторы», а « только везли начальству, да тем, кто при начальстве, да по машине – учителям, врачам, рабочим завода. Топлива не было – и спрашивать о нем не полагалось…» « Новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; корову завести невозможно, так как негде косить для нее травы; билеты на поезд и те не продают. Перед нашими глазами предстает реальный быт крестьянства, но не тот, о котором говорили на съездах партии, а реальный … “Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города.” Вывод.
Писатель обращает наше внимание на суровую действительность того времени, раскрывает сложные взаимоотношения власти и человека в тоталитарном государстве. (Объяснить значение слова « тоталитарный». Реализация домашнего задания). Сопоставляя эпизоды, изображающие этот широкий мир, мы убеждаемся, что основой отношений в нем становится ложь. Крестьянство утратило вековые хозяйственные традиции. Государство не интересовалось жизнью людей, их права ничем и никем не были защищены. Жизнь деревенской, «кондовой», «нутряной России» оказывается разъеденной ложью, жестокостью.
6.Аналитическая беседа.
- Расскажите, что узнал Игнатич о героине? Почему у нее так много обид? Автор не сразу раскрывает историю жизни Матрены. Собрать ее можно только по крупицам, вчитываясь в авторские отступления, комментарии, в скупые признания самой Матрены.
Жизненный путь Матрены Васильевны труден. Много горя и несправедливости пришлось хлебнуть ей на своем веку. Она потеряла на фронте мужа, похоронила шестерых детей, “чужая сестрам, золовкам”, она живет тихо и одиноко. Благодаря отношениям, сложившимся между героями, рассказчику открывается характер Матрены, мир ее мыслей и чувств, ее прошлое. Он становится свидетелем удивительной и трагической судьбы героини. “Пенсии ей не платили, родные помогали мало. “Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. А в колхозе она работала не за деньги - за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика.”( Объяснить учащимся, что такое трудодни и что значит работать за палочки). “В ту осень много было у Матрены обид, наворочено было много несправедливостей: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за потерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет. Хлопоты были - добывать эти справки …и справку заверить…и с какого она года … и потом все это нести в собес … и узнавать - дадут ли пенсию”. Матрена долготерпелива, она стоически переносит болезни - “тяжелую немочь”, периоды, когда “валилась и сутки -двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала”. Героиня считала неудобным беспокоить врачей из-за своего недуга, утруждать людей заботами о себе.
- Что объединяет героиню и рассказчика?
Между рассказчиком и Матреной обнаруживается духовная близость, устанавливаются доверительные отношения, основанные на самоуважении. Это объясняется тем, что у героев много общего. Они оба одиноки. Игнатич говорит о себе, что “ни в одной точке ее (России) никто меня не ждал”, одинока и потерявшая на войне мужа, оставшаяся без детей, чужая родне Матрена. “Здесь мне было тем хорошо, что по бедности Матрена не держала радио, а по одиночеству не с кем было ей разговаривать” Игнатич и Матрена равнодушны к бытовым условиям, им чужд дух накопительства, они привыкли довольствоваться малым. “Так привыкла Матрена ко мне, а я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами. До того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна, что не спросила меня ни разу: был ли я когда женат?” Матрена неприхотлива к еде, она привыкла довольствоваться самым малым. Ее, как и героя, жизнь научила “не в еде находить смысл повседневного существования”. Оба они люди, привыкшие трудиться, чуждые лени и праздности.
- В чем смысл жизни Матрены Васильевны?
Способом преодоления болезни, средством возвращения к жизни для героини становится труд, обязательные ежедневные хозяйственные заботы.” Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой.” Работа, физический труд занимают центральное место в жизни героини: она не мыслит своего существования без труда.“… приглядываясь к Матрене, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело …” Матрена безотказна в работе, когда к ней обращаются за помощью, будь то колхоз, “любая родственница дальняя или просто соседка” она всегда готова прийти на помощь ближнему. “Когда рук не хватало, когда отнекивались бабы уж очень упорно, жена председателя приходила к Матрене … “; “Завтра, Матрена, придешь мне пособить, картошку будем докапывать …”; “тем более не обходилась без Матрены ни одна пахота огорода …”. Постепенно раскрывается характер героини. Мы все больше убеждаемся, что Матрена - безмерно добрая, трудолюбивая, бескорыстная ( даем толкование слова « бескорыстная»), старающаяся всем угодить, в том числе и постояльцу.
-Как рассказчик открывает перед нами духовный мир героин?
Мы узнаем, что Матрена способна по достоинству оценить искусство, уходящее корнями в народное творчество. Она не принимает исполнение народных песен Шаляпиным, чувствуя несовместимость классической оперной манеры певца и народной певческой традиции: “Не. Не так. Ладу не нашего. И голосом балует.” Зато романсы Глинки глубоко волнуют ее, трогая до слез.
- Расскажите об отношении героини к православной вере.
Особое значение приобретают в произведении суждения рассказчика об отношении Матрены к православной вере. Мы видим, что жизнь героини проходит в полном соответствии с христианскими заповедями. Однако повествователь замечает: “Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия”. Но вера Матрены - подлинна, потому что интимна, целомудренна. “Может быть, она и молилась, но не показно”, - говорит Игнатич. Религии, христианские заповеди существуют в ней самой, составляя наполнение ее внутреннего мира, определяя ее поступки, мысли и чувства.
-Что рассказала Матрена своему постояльцу о себе?
Образ Матрены многозначен. Он открывает автору истинный смысл русской жизни и становится символом национальной судьбы. Жизнь Матрены оказывается неразрывно связанной с судьбой страны, неотделима от нее. Судьба героини трагична. Начавшаяся Первая мировая война разлучает ее с любимым человеком, Фаддеем. “Пошел он на войну - пропал. Три года затаилась я, ждала. Ни весточки, и ни косточки…” Потом “И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся”Перевернулась и жизнь Матрены. К ней посватался младший брат Фаддея, Ефим. Начала новую жизнь. “Говорят у нас: умная выходит после Покрова, а дура - после Петрова. Рук у них не хватало. Пошла я …На Петров день повенчались, а к Миколе зимнему - вернулся Фаддей … из венгерского плена. Новая жизнь не складывается, брак ее бесплоден.”У Матрены с Ефимом дети не стояли: до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый” Совсем с неожиданной стороны раскрывается Матрена, когда рассказывает о своей любви. Сколько лет прошло, но любовь осталась, много лет грело ее сердце однажды вспыхнувшее чувство. Вопреки судьбе, обрекшей ее на одиночество, Матрена десять лет воспитывала дочь Фаддея, Киру, и стала для нее второй матерью.
-Каковы причины гибели героини? Кто виноват в ее смерти?
“Страдая от недугов и чая недалекую смерть, тогда же объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избою, после смерти отдать в наследство Кире..” Фаддей “наставительно говорил с Матреной и требовал, чтобы она отдала горницу теперь же при жизни.” “Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться …”Вскоре сдалась. “…жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это - конец ее жизни всей”. Но по-другому она поступить не может, ибо, в противном случае, это была бы уже не Матрена, а другой совсем человек.
Почти единственным союзником Матрены Васильевны остается природа. В тот день, когда бревна от разрушенной горницы нужно было везти в Черусти, началась метель: “Она крутила и кружила двое суток и замела дорогу непомерными сугробами”. Затем внезапно потеплело, и раскисший снег вновь сделал дорогу неприступной. “Две недели не давалась трактору разломанная горница ! Эти две недели ходила Матрена как потерянная” И в том, что святая вода у Матрены необъяснимо пропала, икошка накануне пропала, видится ей дурное предзнаменование. Погибает Матрена вместе с горницей, с частью своего дома.
7.Анализ эпизода « На переезде».
-Перечитаем эпизод из текста от слов « На переезде – горка, въезд крутой» до слов «Нет Матрены. Убит родной человек» ( Повторить, что такое эпизод).
- Рассказ « Матренин двор» - это рассказ – притча. ( Повторить, что такое притча). Попытаемся разобраться в смысле произошедшего на переезде.
- Где находился переезд, на котором произошла страшная трагедия? (На горке, « въезд крутой», «шлагбаума нет».-Как же идти поездам по такому пути? ( Трудно и опасно).
- Проведем параллель между событиями на переезде и жизнью людей. Как жилось людям , каков был их жизненный путь? Найдите ответ на стр. 261 и зачитайте. (« Облетели листья, падал снег – и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся.» - Как вы понимаете эти слова? ( Людям жилось очень трудно. На их долю в 20 веке выпало очень много испытаний).- Обратимся опять к переезду. Посмотрим на детали: « С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани , самодельные, на переезде застряли и разваливаться начали…» «…от станции нашей, шли два паровоза сцепленных – без огней и задом… Налетели – в мясо тех троих расплющили, кто между трактором и санями. Трактор изувечили, сани в щепки, рельсы вздыбили, и паровоза оба набок».
-О чем говорят эти детали в иносказательном смысле? ( О жизни человеческой, о том трудном пути , по которому шла Россия до хрущевской оттепели, о том, к чему этот путь приведет – катастрофе)).
- Что произошло с бревнами и досками, которые везли на вторых санях? ( «Рассыпались вблизи переезда», ремонтники «для обогрева», «для света» раскладывали костры.А что произошло с людьми? ( Они погибли).
Вывод.
Разрушена горница, погибла Матрена. С ее гибелью рушится особый мир, Матренин мир – мир праведника, мир духовности, добра, милосердия. Переезд – это перекресток жизненных дорог, столкновение духовного и бездуховного. Избяная, деревянная Россия сталкивается с железным 20 веком, с железной хваткой корысти. И рассыпается она, раскатывается по бревнышку.
- Какими в рассказе предстали перед нами Фаддей Миронович, родня Матрены? Как проявляется их нравственная позиция в эпизодах, связанных со смертью главной героини?
Рисуя портрет Фаддея, автор несколько раз повторяет эпитет “черный”, противопоставляя его облик светоносности Матрены. Человек, чья жизнь тоже была по - своему изломана бесчеловечными обстоятельствами, Фаддей, в отличие от Матрены затаил на судьбу и на людей злобу. И если Матрену работа просветляла, Фаддея и его подельников, наоборот, ожесточала. “Все работали как безумные ….в ожесточении. Кричали друг на друга, спорили. …С жестоким лицом вышел тракторист…”. “Глаза …деловито поблескивали”, “ловко лазил”, “живо суетился”. Корысть, жадность заставляют его рушить дом Матрены. И даже накануне похорон Матрены, тогда, когда “дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме лежал убитый им сын, на той же улице - убитая им женщина, которую он любил когда - то”, Фаддей думал лишь о том, чтобы “спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер”На похоронах родственники Матрены (ее сестры и золовки) - даже в ритуальных плачах - ведут соперничество за скудное наследство, обвиняют друг друга, пекутся о бренном, а не о вечном. Похоронный плач у них ненастоящий, “подменный”: “в смерти мы ее не виноваты, а насчет избы еще поговорим” На поминках о самой Матрене никто не говорит. Типичность подобной нравственной позиции подтверждает и подруга Матрены Маша, которая хоть и искренне поплакала над умершей, но не забыла, однако, прихватить обещанную ей “вязаночку”, “ что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше”, - замечает писатель.Именно так понимает добро Матренина родня. Совсем иначе героиня Солженицына. Для нее добро - неспособность к злу, любовь и сострадание. В этой подмене понятий видит писатель духовный кризис, который охватил Россию.
- А.И. Солженицын назвал свою героиню праведником, что это слово означало, какой смысл в него вкладывал писатель?
Реализация домашней словарной работы. В различных словарях по - разному дается толкование слова “праведник”. ( Зачитать).
- Критерием оценки человека является у писателя не его социальная значимость, а способность пронести через бесчеловечные испытания свою душу чистой. Солженицын вернул этому слову православно-христианский смысл. Разрушить можно все , что окружает в жизни, кроме души. Матрена Васильевна - человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века. Она сумела сохранить крестьянскую основательность, привычку к труду, терпение, выносливость, умение приспособиться к нечеловеческим условиям, не унижаясь и не участвуя в творимом зле, способность остаться внутренне свободной в обстановке тотальной несвободы, сохранить свое имя, свой язык, свою индивидуальность. В статье “Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни “ (1973г.) А.И. Солженицын обозначает “некую меру праведности, святости, непрерывно возрастающую в одних людях и недоступную другим ….; есть такие прирожденные ангелы - они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая …” Матрена Васильевна как небесный ангел, всегда опаздывающий к “дележу земных благ” О важной духовной миссии этих “прирожденных ангелов” Солженицын пишет в финале рассказа: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.
-Какая же она, Матрена? Какие нравственные качества она сохранила в себе?( Делаем запись на доске и в тетрадях. Называют дети, учитель дополняет.) А Фаддей и ему подобные?
Нравственные качества
Матрены
Добрая
Трудолюбивая
бескорыстная
отзывчивая
искренняя
терпеливая
милосердная
чуткая
человечная
Фаддея и ему подобныхзлой
умеющий трудиться для себя
корыстный
жестокий
жадный
безжалостный
завистливый
злопамятный и др.
выносливая и др.
-А как вы думаете, какими нравственными качествами должен обладать каждый из нас ?
8. Выводы.
В образе Матрены писатель запечатлел те высокие, прошедшие проверку веками народной жизни, духовные и нравственные идеалы, которые, сталкиваясь с реалиями жизни, обречены на уничтожение бесчеловечным ходом отечественной истории . Это волнует писателя. Обратимся ко второму эпиграфу. ( Зачитать). По убеждению Солженицына, те нравственные идеалы, о которых мы говорили сегодня, должны быть обязательно сохранены.
-Солженицына нет. Кто же должен это сделать? Кто должен сохранить мир духовности, добра и милосердия? (Дети рассуждают, учитель обобщает).
- Сделать это должны мы. Каждый из нас, выбирая свою нравственную дорогу, отвечает за судьбу России. Никакие даже самые страшные потрясения не могут уничтожить духовность народа. Изуродовать, извратить – могут, но не уничтожить.
9.Выставление оценок. Домашнее задание.
Написать небольшое сочинение на одну из тем (по выбору учащихся):
Какие представления о русском народном характере заявлены в рассказе?
Моя нравственная дорога в жизни.
Заключительное слово учителя.
Итак, мы попытались приоткрыть для себя одно из произведений Солженицына. Хочется надеяться, что после сегодняшнего урока вы прочитаете и другие произведения писателя, лучше узнаете историю своего народа. Знать историю отечества должно, чтобы не повторять ошибок прошлого.

Приложение.
Словарный диктант.
Жанр эпоса, рассказ-притча, вершина русской новеллистики, автобиографический характер, художественная деталь, словесный портрет, анализ эпизода, авторские отступления и комментарии, прототип героя.
Философское мировоззрение, нравственные идеалы, величественный и трагический образ, идея покаяния и смирения, мир праведника, милосердный человек, бескорыстный поступок, тоталетарное государство, христианские заповеди, духовный кризис.


Литература.
Решетовская Н. А. Александр Солженицын и читающая Россия. - М., 1990.
Солженицын А.И. Малое собр. соч. В 7 т. - М., 1991.
Солженицын А. Рассказы. – М.: ИНКОМ НВ, 1991.
Нива Жорж. Солженицын. - М.,1992.
Чалмаев В. А. Александр Солженицын. Жизнь и творчество: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение,1994.
Широкова Л. Н. Проблема нравственного выбора в рассказе А. И. Солженицына « Молодняк»//Литература в школе. – 2008. - №2.
Левицкая Г. Н., Кононова С Н. Александр Солженицын: жизнь и творчество. Семинар – конференция. 9 класс//Литература в школе. – 2008. - №2.
Шуралев А. М. Причастность к жизни. Приемные дети в произведениях А. П.Платонова ( « Юшка»), М. А. Шолохова (« Судьба человека»), и А. И. Солженицына ( « Матренин двор»).//Литература в школе. – 2007. №12.
Мурин Д. Н. Один час, один день, одна жизнь человека в рассказах А. И. Солженицына.//Литература в школе. – 1990. №5.
Локтионова Н. Не стоит село без праведника. К изучению рассказа А. Солженицына «Матренин двор».// Литература в школе. – 1995. №4.