открытое занятие по изобразительному искусству Донская культура
Открытое занятие по ИЗО
Духовная и материальная культура Донского казачества
Аверьянова Людмила Станиславовна, педагог дополнительного образования, руководитель детского объединения «АКВАРЕЛЬ»
Цели занятия:
создать целостное представление о самобытной культуре донского казачества;
завершить работу по созданию коллективного панно «Казачий хутор» (аппликация).
Задачи :воспитывать бережное отношение к культуре своего народа;
развивать эмоциональное восприятие красоты, национальное своеобразие традиций донского казачества;
развивать умение выражать свое отношение к культуре Донского края, родного села, используя при этом возможности композиции, рисунка, цвета;
учить работать в группе по созданию панно, формировать умение распределять между собой объем работы, критически относиться к результатам своей деятельности.
Участники: Аверьянова Людмила Станиславовна (педагог), атаман (ученик-ведущий), казаки и казачки (ученики), иностранные туристы (гости-родители и педагоги).Материалы: Гуашь, кисти, палитры, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, заготовки контурных рисунков женских фигур, коллективное панно «Казачий хутор» размером 1,5*1,8 м, изготовленное на предыдущих занятиях.
Зрительный ряд: Фотографии с видами посёлка, репродукции картин с пейзажами Донского края, наглядные пособия: праздничные костюмы донских казаков, в том числе выполненные своими руками, макет «Казачий курень», рисунки детей.
Словарь терминов: Ворот-ожерелок, кичка, сафьяновые сапожки, повойник, курень, зипун, шашка, рубаха, шаровары, парчовый кафтан, кубелёк, казак, Щербаков, Шолохов.
Оборудование: народные казачьи костюмы для фольклорной группы, каравай, записи казачьих песен.
Ход занятия:
1. Организационный момент: под звуки приветственной казачьей песни казаки (учащиеся) встречают гостей хлебом-солью. Гости рассаживаются.
2. Сообщение целей и задач занятия:
Входит атаман (ученик): Сегодня у нас не совсем обычный круг. Мы встречаем гостей – иностранных туристов, прибывших к нам, чтобы познакомиться с нашей природой, обычаями, традиционными жилищами, праздничными костюмами казаков и казачек. Поскольку большинство наших гостей – женщины, им очень интересно будет узнать об особенностях женского казачьего костюма, его истории, своеобразии украшений и о культуре Донского края.
На кругу у нас присутствует Аверьянова Людмила Станиславовна (учитель ИЗО), которая по ходу нашей встречи будет задавать вопросы на интересующие её темы.
Я – атаман Грушин Артур (ученик) поручил всем казакам и казачкам подготовить рассказы о природе нашего хутора, его коренных жителях и их жилищах.
3. Сообщение творческих групп:
I группа. Природа родного края.
Под звуки старинной казачьей песни ученики говорят:
Ученик 1:«Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-солёный запах, жуёт шелковистыми губами и ржёт, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом!.. Ковыльный простор с затравившим гнездовым следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу». Так описывает донской писатель М. А. Шолохов наш Отчий край. В этих словах чувствуется вся красота и ширь таких привычных для нас с детства пейзажей.
Ученик 2: Красота донской природы в необъятных степях. Чем больше всматриваешься в неброскую красоту родных пейзажей, тем больше впитываешь в себя ощущение невиданного простора и шири. И краски, и цвета в природе здесь какие-то особенные. Широко в приволье зеленых степей течёт Дон. Зеркальной лентой блестящего серебра извивается он среди полей по широкому степному раздолью. И медленно, и плавно его течение. Кажется, что Дон спит. Недаром и прозвали его Тихим.
Ученик 3.Демонстрирует репродукции пейзажей донских художников, ученические работы, рассказывает о творчестве художников, описывает пейзажи.
Ученик 4: А вот как привлекательно выглядят наши места близ хутора Гуляй–Борисовка. Демонстрирует фотографии с изображением природы вокруг окрестных хуторов.
Ученик 5: Свой хутор мы расположили у реки и решили заселить его (закрепляет ранее изготовленное панно на доске, рассказывает о работе, выполненной на предыдущих занятиях).
II группа. Традиционные жилища донских казаков.
Ученик 6: По обоим берегам Тихого Дона живут донские казаки, а когда-то в давние времена эти места называли Диким полем, и жили здесь воинственные люди, кочевавшие по степи со стадами скота и лошадей – скифы и сарматы. А по берегам Азовского моря жили греки и строили свои города. Разные народы, тесня и сменяя друг друга, в разное время жили в этих землях: хазары и половцы, печенеги и татары. Сложной и опасной была жизнь в Диком поле, шла вечная, неустанная борьба за право жить. Славянские племена, смешиваясь с остатками древних кочевых народов, получают название казаков. Они живут в этой суровой степи с незапамятных времен вольной, удалой жизнью.
Ученик 7: А знаете ли вы казачьи заповеди? Некоторые из них я вам прочту:
– Люби Россию, ибо она мать твоя и ничто в мире не заменит тебе ее.
– Люби Дон, ибо он колыбель твоей свободы.
– Люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека.
– Люби все, что с ранних лет впитал ты в кровь и плоть в вольных степях твоей Родины.
Ученик 8:
– А скажите, гости дорогие, как называли Дон казаки?
– Тихий Дон, Дон– батюшка, Дон Иванович.
– А почему?
– По реке можно плыть на лодках, спасаясь от врагов.
– Легкие на подъем казаки сначала строили шалаши, затем курени. Это слово происходит от монгольского хоруэн – круг. Курень – казачье жилище на высоких сваях или каменном подклете (нижний этаж), которые предохраняли внутренние верхние комнаты от затопления водой. (Демонстрирует пособие «Казачий курень»).Чтобы попасть в жилой верх, надо подняться по высокой лестнице на галдарею, закрытый со всех сторон балкон, на котором летом можно было спать. Вокруг дома шел узкий балкончик – балясник, который опирался на столбики или фундаменты – цоколь. По такому балкончику можно было пройти вдоль всего дома открывать или закрывать ставни, выполнять хозяйственные работы. Дом был 2-3-4 комнат в зависимости от состоятельности хозяев. В самостоятельное помещение выделялась кухня, где готовили пищу и ели, и зал, где в красном углу помещались иконы в окладах и киотах. Стены домов делали глинобитными и потом белили, а четырехскатную крышу накрывали камышом. Дома позажиточнее обшивали деревянными досками, а сверху обмазывали глиной или красили. Такой дом покрывали железом. Большое значение казаки придавали окраске дома. Чаще всего стены красили в синий цвет, карнизы – в белый, а двери, полы, ставни – в желтый. Но нередко деревянные стены окрашивали в желтый цвет, а ставни – в белый. На фоне голубого неба, среди разнотравия степи и желтых головок подсолнухов поднимались, радуя глаз, высокие казачьи курени.
Ученик (атаман): А не передохнуть ли нам, казаки? Да и гости подустали. Давайте все поднимемся со своих мест и споем казачью песню. (Скрытая форма физминутки).
[Казачья песня «По Дону гуляет»]
Ученик (атаман): Продолжаем.
III группа Образ донского казака
Ученик 9:
– Что вы знаете о донских казаках? Кто такие казаки?
– Это жители Донской земли, воины. Они были смелыми и отчаянными, храбрыми наездниками, охотниками. Коня своего холили и уважали как верного друга. Прекрасно владели саблей, луком, пикой.
– Правильно. С давних пор в походе просто, даже бедно одетые донцы того времени отличались умом и храбростью и говорили о себе: «Зипуны то у нас серые, да умы бархатные».
Одежду себе добывали в походах: с кем воевали, у того и забирали. Костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя с прямым разрезом на две полы, широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, сверху – кафтан, подпоясанный пестрым кушаком и шапку. Зипун – вид распашной одежды без ворота, с расширенными к низу полами и узкими рукавами, его носили поверх рубахи. Поверх зипуна одевался кафтан из парчи, бархата или атласа ярких расцветок, застегивался золотыми или серебряными пуговицами. На поясе носили булатный нож или шашку, а сафьяновые ножны богато украшали. Завершала костюм шапка из меха, высокая с верхом из голубого или красного бархата. (Демонстрирует пособие «Мужской казачий костюм»).
Ученик (атаман): Спасибо. А теперь самая важная тема « Донская казачка». Слово предоставляется следующей группе казаков.
IV группа Образ донской казачки
Ученик 10:
– Какими же чертами характера должна была обладать женщина, живущая рядом с бесстрашным воином? Что ценят больше всего в женщинах казаки?
– Гордость, трудолюбие, верность, бесстрашие, самостоятельность.
– Женщина на Дону всегда была хранительницей языка и обычаев казачьих предков славян – степняков. Века постоянных, боевых тревог выработали в казачке бесстрашную решительность и способность сохранять присутствие духа в минуты неожиданной опасности.
На реке она управлялась с каюком (казачьей лодкой), скакала на коне, ловко владела арканом, луком и самопалом. Умела встать на защиту своих детей, куреней, станиц.
Но, несмотря на все это, донская казачка не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам.
Ученик 11: Любимым нарядом казачки была юбка и кофта, но такой наряд стал популярным на Дону только в начале прошлого века. А в давние времена одежда жен казачьих отличалась восточной пышностью и богатством. Старинный облик казачки соединял в себе элементы и русского и татарского костюма. (Приглашает казачек и казаков для демонстрации казачьих костюмов, изготовленных на больших листах), они демонстрируют костюмы.
Ученик 12: (Продолжает рассказывать об особенностях женского казачьего костюма). На нижнем и среднем Дону особой любовью пользовался кубелек – вид женского платья, напоминавшего по форме татарский камзол. Шился он из парчи, лиф застегивался золотыми или серебряными пуговицами. Поверх кубелька носили пояс татаур из серебряных и позолоченных звеньев или шитый из цветного бархата, расшитого жемчугом. Под кубельком была длинная до пят рубаха из шелка или тонкого полотна с украшенным воротом «ожерелком». Рукава рубахи были очень расширены к низу. Когда казачка поднимала руки к верху, широкие рукава выглядели как крылья мотылька, от этого, очевидно, и произошло название. Ведь платья без рубахи не носили. Словом «кобелек» тюркские, восточные народы называют мотылька, бабочку. С таким нарядом на ноги надевали мягкие узорные татарские сапоги-ичиги или туфли из сафьяна. Девушки повязывали голову бархатной лентой, которая называлась челоуг, а женщины сложный головной убор – кичку (шапочка с двумя высокими рожками). Еще – прятали свои длинные волосы под красивый повойник, покрытый парчей и богато украшенный.
Ученик 13: Демонстрирует пособия, продолжает рассказ об украшениях казачек: Любимым украшением донских казачек был жемчуг. Им расшивали и пояс – татаур, и ожерелок, с кички свисали над ушами и до самых плеч чикилики – длинные нити, унизанные жемчугом.
4. Практическая работа
Педагог:
– Дорогие казаки и казачки, в вашем хуторе пустовато. Почему?
– Не хватает казачек.
Педагог: Я приобрету ваше панно для нашего мини музея, только нужно нарядить казачек и поселить их в хутор. Поможете? (Ребята с радостью соглашаются).
Ученик (атаман) раздает всем заготовки контурных рисунков (женские фигурки разных размеров в движении), предлагает нарядить их в праздничные нарядные костюмы, используя гуашевые краски. В работу вовлечены гости.
5. Итог занятия
Ученик (атаман) предлагает всем наклеить свои работы на панно в соответствии с законами композиции.
Педагог: помогает разместить фигурки.
Все вместе любуемся получившимся панно «Казачий хутор». Все высказывают свое мнение, выражают эмоции.
Педагог предлагает вспомнить, что означают термины, которые записаны на доске (закрепление знаний).
Ученик (атаман) завершает : Спасибо, казаки. Любите ли вы свой край? Довольны ли рассказом гости?
(Присутствующие выражают свое мнение).
– Наше заседание казачьего круга закончено. Прошу всех разойтись до следующего круга. Речь пойдет о наших казачьих праздниках.
Литература:
Астапенко Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники Донских казаков XVII – XX вв .г.Ростов – на – Дону, 2006.
Алмазов Б.А. Казаки. г. Санкт– Петербург, 1999.
Веряскина О.Г. История Донского края (с древнейших времен до конца XVI в.). Донской издательский дом, 2004.
Завьялова С.М. Культура Донского края Методические рекомендации. г. Зерноград, 2007.
Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 5. Инновационные уроки. Издательство «Учитель». г. Ростов-на-Дону, 2007.