Авторская программа внеурочной деятельности Весёлые нотки 1-4 классы
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основу рабочей программы внеурочной деятельности «Весёлые нотки» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 24.08.2012 года № 01-03/06321;
Положение о структуре, порядке разработки рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) средней общеобразовательной школы №39 ОАО «РЖД» г. Россошь;
Учебный план средней общеобразовательной школы №39 ОАО «РЖД» г. Россошь на 2015-2016 учебный год.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Цели курса
привить любовь к вокальному искусству
научить грамотно исполнять вокальные произведения.
Задачи:
На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ»
Курс внеурочной деятельности «Весёлые нотки» разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств.
В основных направлениях реформ общеобразовательной школы выдвигается как важнейшая задача – значительное улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся: подчеркивается необходимость развивать чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы.
Программа вокального ансамбля «Весёлые нотки» - приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и внеурочной деятельностью. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.
Рабочая программа вокального ансамбля «Весёлые нотки» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной вокально-технической деятельности.
Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы работы: занятия, на которых присутствуют все участники вокальной группы. На занятиях учащиеся знакомятся с физиологическими особенностями голосового аппарата, осваивают приемы голосоведения. Акцент делается на работе по достижению всех уровней ансамблевого звучания.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности , в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Различные формы работы дают возможность педагогу более полно раскрыть индивидуальные особенности каждого участника группы, развивать обучаемого, предлагает решение следующих задач:
постановка дыхания;
работа над расширением певческого диапазона;
развитие музыкального слуха и ритма.
3.МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ» В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Преподавание курса «Весёлые нотки» рассчитано на учащихся начальной школы 1-4 класс, увлекающихся музыкой и музыкально-эстетической деятельностью. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования вокально-технической деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.
Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта – 1 класс 33 часа (1 час в неделю), 2-4 класс 34 часа (1 час в неделю).
Объём учебного времени составляет 135 часов (теории -34 часа, практических занятий -101час) Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям.
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ»
Приоритетная цель программы по внеурочной деятельности вокального ансамбля «Весёлые нотки»: духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Программа поможет решить следующие учебные задачи. Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными, из которых является:
сольное и ансамблевое пение,
слушание различных интерпретаций исполнения,
пластическое интонирование,
добавление элементов импровизации,
движения под музыку,
элементы театрализации.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении курсу вокального ансамбля «Весёлые нотки» способствует развитию умения экспериментировать с разными музыкальными материалами. Понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа.
5.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ»
Предметные результаты изучения курса отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование устойчивого интереса к вокальной музыке и ее видам.
- владение вокально-певческими навыками;
- развитие диапазона в рамках принятой классификации;
- владение вокально-хоровым дыханием;
- умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
- чуткое слушание своего голоса в хоровом звучании, понимание его значения для создания ансамбля;
- приобрести устойчивые навыки чистого исполнения произведений;
-умение эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
-узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий:
Регулятивные:
Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных произведений;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания песни.
Коммуникативные:
Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыки;
Формирование умения составлять устно тексты, связанные с размышлениями о музыке;
Познавательные:
Овладение навыками смыслового прочтения содержания песни;
Овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения в процессе интонационно-образного анализа песен;
Умение осуществлять практическую деятельность с использованием различных средств информации.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
Чувство гордости за свою Родину на основе изучения русской народной песни;
Участие в музыкальной жизни класса, школы;
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
Формирование этических чувств доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Развитие музыкально-эстетического чувства;
Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
6.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, секстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
Диагностика. Прослушивание детских голосов. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными обучающихся. Объяснение целей и задач вокала. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Упражнения первого уровня формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности
Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.
Выступление солистов и ансамбля.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Учебно-тематический план
1-й год обучения (33 ч)
№ п/п Тема занятий Часы Методы контроля
Общее кол-во Теория Практика 1. Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков 1 1 0 Наблюдение
2. Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков.
3 1 2 Наблюдение
3. Распевание
3 1 2 Наблюдение
4. Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие вокалисты прошлого и настоящего. 1 1 0 Наблюдение
5 Дикция. Артикуляция. 4 1 3 Наблюдение
6. Гигиена певческого голоса. 1 1 0 Лекция
7. Сценическая культура и сценический образ. 3 1 2 Наблюдение
8. Основы нотной грамоты. 2 2 0 Наблюдение
9. Движения вокалистов под музыку. 3 1 2 Наблюдение
10 Вокально-хоровая работа. 4 0 4 Наблюдение
11 Импровизация
1 0 1 Наблюдение
12. Собственная манера исполнения
1 0 1 Наблюдение
Концертно-исполнительская деятельность
13. Праздники, выступления. 6 6 Оценка зрителей
Итого 33 10 23 Учебно–тематический план
(2-й год обучения, 34 часа)
№ п/п Тема занятий Часы Методы контроля
Общее кол-во Теория Прак-
тика 1. Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков 1 1 0 Наблюдение
2. Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков.
3 1 2 Наблюдение
3. Распевание
3 1 2 Наблюдение
4. Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие вокалисты прошлого и настоящего. 1 1 0 Наблюдение
5. Дикция. Артикуляция. 4 1 3 Наблюдение
6. Гигиена певческого голоса. 1 1 0 Лекция
7. Сценическая культура и сценический образ. 3 1 2 Наблюдение
8. Основы нотной грамоты. 2 2 0 Наблюдение
9. Движения вокалистов под музыку. 3 1 2 Наблюдение
10. Вокально-хоровая работа. 4 0 4 Наблюдение
11. Импровизация
1 0 1 Наблюдение
12. Собственная манера исполнения 1 0 1 Наблюдение
13. Праздники, выступления. 7 0 7 Оценка зрителей, оценка жюри
Итого 34 10 24 Учебно–тематический план
(3-й год обучения, 34 часа)
№
п/п Тема занятий Часы Методы контроля
Общее кол-во Теория Практика 1. Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков. 1 1 0 Наблюдение
2. Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков. 3 1 2 Наблюдение
3. Распевание
3 1 2 Наблюдение
4. Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие вокалисты прошлого и настоящего. 1 1 0 Наблюдение
5. Дикция. Артикуляция. 4 1 3 Наблюдение
6. Гигиена певческого голоса. 1 1 0 Лекция
7. Сценическая культура и сценический образ. 3 1 2 Наблюдение
8. Основы нотной грамоты. 2 2 0 Наблюдение
9. Движения вокалистов под музыку. 3 1 2 Наблюдение
10. Вокально-хоровая работа. 4 0 4 Наблюде-
ние11. Импровизация
1 0 1 Наблюдение
12. Собственная манера исполнения 1 0 1 Наблюдение
13. Праздники, выступления. 7 0 7 Оценка зрителей, оценка жюри
Итого 34 10 24 Учебно–тематический план
(4-й год обучения, 34 часа)
№
п/п Тема занятий Часы Методы контроля
Общее кол-во Теория Прак-тика 1. Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков. 1 1 0 Наблюдение
2. Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков. 3 1 2 Наблюде-
ние3. Распевание
3 1 2 Наблюдение
4. Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие вокалисты прошлого и настоящего. 1 1 0 Наблюдение
5. Дикция. Артикуляция. 4 1 3 Наблюдение
6. Гигиена певческого голоса. 1 1 0 Лекция
7. Сценическая культура и сценический образ. 3 1 2 Наблюдение
8. Основы нотной грамоты. 2 2 0 Наблюдение
9. Движения вокалистов под музыку. 3 1 2 Наблюдение
10. Вокально-хоровая работа. 4 0 4 Наблюдение
11. Импровизация
1 0 1 Наблюдение
12. Собственная манера исполнения 1 0 1 Наблюдение
13. Праздники, выступления. 7 0 7 Оценка зрителей, оценка жюри
Итого 34 10 24 7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
АНСАМБЛЯ «ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ»
1-й год обучения (33 ч)
№ п/п Тема занятия Характеристика деятельности обучающихся1. Здравствуй, школа! Исполнение знакомых песен. Эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
2. Песни о школе. Правила гигиены певческого голоса. 3. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Школьные частушки. 4. Песни о школе. 5. Песни осени. Наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций,
воспринимать различие в формах построения музыки;
участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;
6. Разучивание песни «Листопад» 7. Вокальные произведения разных жанров. 8. Разучивание песни «Осень постучалась к нам». 9. Сказочные образы в музыке Понимать нравственный смысл сказочных образов русских народных песнях;
эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
знакомиться с элементами нотной записи.
10. Герои музыкальных сказок. 11. Песни сказочных героев. 12. Основы нотной грамоты. 13. Новогодний хоровод. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
14. Дикция. Артикуляция. 15. Есть на свете Новый Год. 16. «Рождество Христово». 17. Сценическая культура и сценический образ. Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки.
18. Музыкально-ритмическая композиция «Снежинки» 19. Вокально-хоровая работа. 20. Моя семья - папа, мама, я. Любимые песни. Сравнивать своё пение с пением других,
сопоставлять различные характеры музыкальных фраз, предложений,
оценивать качество исполнения.
Слушать музыку и размышлять о ней;
двигаться ритмично под музыку;
составлять программу праздничного концерта, участвовать в нём.
21. Песенка про папу. 22. Моя мама лучшая на свете. 23. Мои любимые песни 24. Музыкальная игра «Карусель». Размышлять о музыке, импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, пластические импровизации);
25. Любимые песни. 26. Поем любимые песни. 27. Весенний переполох. участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике.
28. Музыкальные космические дали. 29. Весенние мелодии. 30. «Чунга-Чанга» – пластическое интонирование. 31. День победы. Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх- драматизациях. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений. Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.
32. Музыкально-ритмическая композиция «Цветные слова» 33. Лето – это красота. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
АНСАМБЛЯ «ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ»
2-й год обучения (34 ч)
№ п/п Тема занятия Характеристика деятельности обучающихся1. I полугодие.
Знакомство с голосовым аппаратом. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Исполнять песни.
Импровизировать в пении, игре, пластике.
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие,
оценивать качество исполнения.
Двигаться ритмично под музыку.
Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен.
Размышлять о музыке.
Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
2. Певческая установка. Дыхание. Разучивание песен-закличек. 3. Разучивание песни
В. Шаинского «Взрослые и дети». 4. Песни о школе. 5. Школьные частушки. 6. Вокальные призведения разных жанров. 7. Знакомство с различной манерой пения. Дикция. Артикуляция. 8. Гигиена певческого голоса. Песни осени. 9. Урок-концерт «Осень, в гости просим». 10. Звуковедение. Использование певческих навыков. 11. Разучивание хороводной песни «Новый год». 12. Вокально – хоровая работа. 13. Дикция. Артикуляция. 14. Движения вокалистов под музыку. Разучивание песни
Т. Попатенко « Новогодняя полька». 15. Новогодний хоровод. 16. Новогодний концерт. 17. II полугодие.
Основы нотной грамоты. Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонаций.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Исполнять песни.
Импровизировать в пении, игре, пластике.
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие,
оценивать качество исполнения.
Двигаться ритмично под музыку.
Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен.
Размышлять о музыке.
Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
18. Певческая установка. Дыхание. Любимые песни. 19. Распевание. Разучивание песни «Гномики». 20. Сценическая культура и сценический образ. Песня «Гномики». 21. Разучивание песни « Лучше папы друга нет». 22. Концерт «Солдаты –Родины сыны». 23. Дыхание. Дыхательная гимнастика. Исполнение песен «Гномики», «Лучше папы друга нет». 24. Урок-концерт «8Марта». 25. Распевание. Разучивание песни «Вечный огонь». 26. Дикция. Артикуляция. Песня « Вечный огонь». 27. Звуковедение. Разучивание песни «Солнечный круг». 28. Основы нотной грамоты. 29. Сценическая культура и сценический образ. «Вечный огонь», «Солнечный круг». 30. Концерт «Славны были наши деды». 31. Песня «Здравствуй, детство!» 32. Вокально – хоровая работа. Песня «Здравствуй, детство!» 33. Импровизация. Собственная манера исполнения. 34. Урок - концерт «Здравствуй, лето». ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
АНСАМБЛЯ «ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ»
3-й год обучения (34 ч)
№ п/п Тема занятия Характеристика деятельности обучающихся1. I полугодие.
Владение голосовым аппаратом. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Исполнять песни.
Импровизировать в пении, игре, пластике.
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие,
оценивать качество исполнения.
Двигаться ритмично под музыку.
Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен.
Размышлять о музыке.
Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
2. Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Песни - заклички. 3. Певческая установка и певческая позиция. Песня «Гномики» 4. Распевание. Песня «Первоклашка». 5. Концерт. День учителя. 6. Распевание. Песня «Капитошка». 7. Песня «Капитошка». 8. Урок-концерт «Осень, в гости просим». 9. Гигиена певческого голоса. 10. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков. 11. Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. 12. Любимые песни. 13. Дикция. Артикуляция. Песня «Зимняя сказка» (1 куплет). 14. Песня «Зимняя сказка»
(2 куплет). 15. Сценическая культура и сценический образ. 16. Новогодний концерт. 17. II полугодие.
Основы нотной грамоты. Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонаций.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Исполнять песни.
Импровизировать в пении, игре, пластике.
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие,
оценивать качество исполнения.
Двигаться ритмично под музыку.
Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен.
Размышлять о музыке.
Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
18. Дикция. Артикуляция. 19. Песня «Моя семья». 20. Сценическая культура и сценический образ. Песня «Моя семья», «Солдатская». 21. Работа с солистами. 22. Концерт «Солдаты –Родины сыны». 23. Движения вокалистов под музыку. Песня « Моя семья». 24. Урок-концерт «8Марта» 25. Вокально - хоровая работа. Песня «Несовместимы дети и война» (1 куплет). 26. Вокально - хоровая работа. Песня «Несовместимы дети и война»(2 куплет). 27. Песня «Несовместимы дети и война»(3 куплет). 28. Движения вокалистов под музыку. 29. Импровизация. 30. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков. Песня «Веснушки». 31. Основы нотной грамоты. 32. Концерт «Славны были наши деды». 33. Вокально - хоровая работа. Песня «Веснушки». 34. Урок - концерт «Здравствуй, лето». ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
АНСАМБЛЯ «ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ»
4-й год обучения (34 ч)
№ п/п Тема занятия Характеристика деятельности обучающихся1. Владение голосовым аппаратом. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Исполнять песни.
Импровизировать в пении, игре, пластике.
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие,
оценивать качество исполнения.
Двигаться ритмично под музыку.
Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен.
Размышлять о музыке.
Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
2. Певческая установка и певческая позиция. Песня «Страна чудес». 3. Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Песня «Золотая осень». 4. Распевание. Любимые песни. 5. Концерт. День учителя. 6. Распевание. «Страна чудес». 7. Вокально-хоровая работа. Двухголосие. 8. Урок-концерт «Осень, в гости просим». 9. Гигиена певческого голоса. 10. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков. 11. Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. 12. Сценическая культура и сценический образ. 13. Дикция. Артикуляция. Песня «Российский Дед Мороз» 14. Новогодние песни. 15. Движения вокалистов под музыку. 16. Новогодний концерт. 17. Основы нотной грамоты. Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонаций.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Исполнять песни.
Импровизировать в пении, игре, пластике.
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие,
оценивать качество исполнения.
Двигаться ритмично под музыку.
Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен.
Размышлять о музыке.
Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
18. Дикция. Артикуляция. Песня «Три подружки», «Солдатская». 19. Дикция. Артикуляция. Песня «Три подружки» .20. Сценическая культура и сценический образ. Песня «Солдатская». 21. Работа с солистом. 22. Концерт «Солдаты –Родины сыны». 23. Движения вокалистов под музыку. Песня «Три подружки», «Страна чудес». 24. Урок-концерт «8Марта» 25. Вокально - хоровая работа. Песня «9 мая». 26. Вокально - хоровая работа. Песня «9 мая». 27. Движения вокалистов под музыку. 28. Движения вокалистов под музыку. 29. Импровизация. 30. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков. Песня «9 Мая». 31. Основы нотной грамоты. 32. Концерт «Славны были наши деды». 33. Вокально - хоровая работа. Песня «Маленькая страна». 34. Урок - концерт «Здравствуй, лето». 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
музыкальный инструмент (аккордеон),
ноутбук,
акустическая система,
микрофоны,
фонограммы музыкальных произведений,
методические,
нотные пособия по вокалу,
сборники произведений для вокальных ансамблей.
Список рекомендуемой литературы для педагога
1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 2010.
2.Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 2010.
3.Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 2011. – С.274-287.
4.Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1999.
5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 2012.
6.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2010.
7.Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 2012.
8.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
9.Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1999.
10.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
11.Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 2010. – 232с.
12. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 2009.
13.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2010.
14. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
15.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 2011.
17. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 2012.
18.Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 2013.
19.Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1999.
20.Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 2003.
21.Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2010.
22.Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001. – Екатеринбург, 2012.
23.Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2012.
24.Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2013.
25.Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014.
26.Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2011.
27.Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. – М., 2004.
28. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер 2011.
29.Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 2013.
30.Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2012.
31.Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2013;
32.Скучик Е. Основы акустики. Т.2. – М., 1959.
33.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 2012.
34.Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 2014.
35.Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания. //Вопросы психологии. 2012. №2;
36.Школяр Л.В. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому портрету современного ребёнка// Теория и методика музыкального образования детей. – М., 2011.
Список полезных интернет – ресурсов для педагога
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
15. http://irina-music.ucoz.ru/loadСписок литературы для учащихся
Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2010;
Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2012;
Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 2010
Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2013;
Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2012;
Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2013.
Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2014;
Физика и музыка. Анфилов Г. – М.: 2013;
Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 2012;
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 2014