Анализ стихотворения «Июль» Б.Л. Пастернака конспект урока с использованием технологии биоадекватного преподавания (7 класс)
Анализ стихотворения «Июль» Б.Л. Пастернака конспект урока с использованием технологии биоадекватного преподавания (7 класс)
Цель: Формирование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков. Формирование навыков анализа стихотворения; развитие речи, мышления, воображения учащихся. Создание условий для творческого самовыражения учащихся. Воспитание коллективизма (работа в группе).
Оборудование: портрет Пастернака, репродукции картин, музыка Скрябина, презентация
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя. Тема сегодняшнего урока: « Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака « Июль»
Быков Дмитрий Львович. ЖЗЛ. « Имя Пастернака- мгновенный укол счастья».
IV. Исследовательская работа в группах.
стихотворение «Июль». Прослушивание записи стихотворения.
Есть ли непонятные слова? Какие ? Найдите их в словарях.
Природа, мир, тайник вселенной,Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья , отстою!
Б. Пастернак. «Когда разгуляется.»– Пастернак – натура многогранная, поэтому рассмотрим это стихотворение с нескольких сторон. Для исследования стихотворения мы разделились с вами на группы:
художники над чем вы будете работать – зрительные образы, краскимузыканты (какая ваша задача),
исследователи слова (средства, при помощи которых создает образы.Ассонансыз, в, н- почему эти звуки?
Обобщение:
Поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами, а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли и живут внутри его души.. Особенно ярко это единение ощущается в стихотворениях «Июль», «Никого не будет в доме…».Природа сливается с внутренним миром человека. Особенно в стих.
Анализ стихотворения Пастернака «Июль»
В подобном ключе выдержано произведение «Июль», написанное поэтом летом 1956 года во время отдыха на даче в Переделкино. С первых строк поэт интригует читателя, описывая явления из потустороннего мира и утверждая, что «по дому бродит домовой», который сует свой нос во все дела, «срывает скатерть со стола», «вбегает в вихре сквозняка» и танцует с оконной занавеской. Однако во второй части стихотворения поэт раскрывает карты и отмечает, что виновником всех проказ является июль – самый жаркие и непредсказуемый летний месяц.
Несмотря на то, что интриги больше нет, Пастернак продолжает отождествлять июль с живым существом, которые свойственны обычному человеку. Так, в восприятии автора июль – это «дачник-отпускник», которому сдается внаем целый дом, где он, а не поэт, является теперь полноправным хозяином. Поэтому гость ведет себя соответствующим образом, проказничает и пугает обитателей особняка непонятными звуками на чердаке, хлопаньем дверей и окон, вешает на одежду «пух одуванчиков, лопух» и при этом не считает нужным соблюдать хоть какие-то приличия. Июль поэт сравнивает со степным нечесаным растрепой, который может позволить себе самые глупые и непредсказуемые выходки. Но при этом наполняет дом запахом липы, укропа и луговых трав. Поэт отмечает, что незваный гость, вихрем ворвавшийся в его дом, очень скоро становится милым и желанным. Жаль только, что его визит недолог, и вскоре на смену июлю придет августовский зной – первый признак надвигающейся осени.
Пастернака совсем не смущает подобное соседство. Более того, поэт отзывается о своем постояльце с легкой иронией и нежностью, за которыми скрывается неподдельная любовь к этой поре года, наполненной радостью и безмятежным счастьем. Природа словно бы располагает к тому, чтобы на время отложить все важные дела и составить компанию шалуну-июню в его безобидных забавах.
III. Работа с классом. - Поэзия Б.Пастернака необыкновенно лирична. В попытке поймать неуловимое поэт изображает постоянно и непрерывно движущийся мир.
Слово учителя.- На черновой рукописи романа «Доктор Живаго» размашисто выведено рукой Бориса Леонидовича : « Смерти не будет
И действительно, живут его стихи, переиздаётся роман «Доктор Живаго»,- значит, он жив. Поэт И.Эринбург написал такие строки:
Так уже полвека – начинаю про себя бормотать/ Стихи Пастернака.
Из мира его не выгонишь. Они живут! Записать в презентацию
- Наш урок мне хотелось бы закончить стихотворением И.Талькова-записать
Поэты не рождаются случайно, они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной, хотя они открыты и просты.
Глаза таких божественных посланцев всегда открыты и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят тем, кто заблудился в темноте.
Они уходят, не допев куплета, когда в их честь оркестр играет туш,
Актеры, музыканты и поэты – целители уставших наших душ.
В лесах их песни птицы допевают, в полях для них цветы венки совьют.
Они уходят вдаль, но никогда не умирают и в песнях и стихах своих живут….
».Итак, Пастернак не стал ни философом, ни художником, ни музыкантом, но живопись и музыка органично вошли в ткань его стихов, слились воедино. Произведения П. необычны, фантазия увлекает нас в таинственный, иногда не совсем понятный с первого взгляда мир- на конец урока.
Поэт учит в большом видеть малое и наоборот – учит вглядываться в себя и в то, что нас окружает. Все творчество Пастернака – это «тайность», «иносказание», в которых заключено стремление понять, что же такое наша жизнь.
Читая сборники ст. Пастернака, замечаешь, что много стихотворений посвящено природе.
Поэт в пристальном, постоянном внимании к зимам и веснам, к солнцу, снегу, дождю.
Главная тема его творчества – благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней. Стихотворения Пастернака требуют усилий читателя, его сотворчества.Пастернаком надо переболеть, мучаясь от невозможности до конца постигнуть того, чьими глазами ты вдруг посмотрел на мир и удивился его цельности, яркости. Так давайте вместе с нашими поэтами удивляться, восторгаться, наслаждаться
VI. Итоги урока. Домашнее задание. Записать, что отличает рассмотренные стихотворения о природе. Проанализировать стихотворение « Июль», выучить наизусть понравившееся стихотворение.