Открытый урок по литературе на тему Краткий обзор жизни и творчесва Б.Л.Пастернака.Стихотворение Зимняя ночь
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1»
Московская ул., д.44, г. Иваново, 153000 т.8(4932) 30-32-25
ОГРН 1023700547419 ОКПО 02083763 ОКАТО24401370000 ИНН/КПП3702011633/370201001
Открытый урок по литературе в 12-б классе.
Провёл учитель высшей категории Белова Татьяна Александровна.
Краткий обзор жизни Бориса Леонидовича Пастернака.
Стихотворение «Зимняя ночь».
Цели:
образовательная: закрепить и расширить знания об основных этапах жизни и творчества Б. Л. Пастернака; осуществить первичное знакомство с лирикой Б. Пастернака; создать атмосферу "погружения" в творчество поэта; продолжать развивать речевые навыки учащихся
развивающая: создание условий для проявления творческой активности учащихся; развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся
воспитательная: формирование чувства любви к русской поэзии, воспитание чувства прекрасного.
Задачи:
создать условия для самостоятельной работы учащихся с материалом по теме (учащиеся погружаются в материалы, добывают впечатления, творчески осмысляют прочитанное)
активизировать учащихся на творческий подход к теме (подготовить выступление в форме радио- или телепередачи)
создать благоприятную атмосферу урока
Планируемые результаты:
учащиеся осмысленно читают произведение Б. Пастернака
верно расставляют акценты в анализе биографии и стихотворении поэта «Зимняя ночь».
Используемые технологии и методы обучения: коллективная мыслительная деятельность, метод решения творческих задач.
Оснащение урока: проектор, ПК, презентация «Борис Леонидович Пастернак», видеоролики «Серебряный век русской поэзии», «Зимняя ночь».
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока:
Приемы: аргументировать, рассуждать, находить, выделить, подчеркнуть.
1.Организационный момент
1.1. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Здравствуйте, ребята. Рада Вас всех видеть.
Скажите, какое сегодня число?
Какой день недели?
Сколько человек в классе?
Какой урок?
Сегодня у нас открытый урок, на нем присутствуют гости.
Наша цель – плодотворно поработать по теме урока, проявить умения рассуждать и аргументировать, находить причинно-следственные связи.
И , конечно же, помнить о своем звукопроизношении, дежурных и контрольных звуках.
Внимание на доску – дежурные звуки ч-щ: че-чо- ча- све-ча, ночь.
Ща-ще – скрещенье – крест
Судьба- судьбы скрещенья, судьбоносный.
2.1. Фонетическая разминка – проверка знаний терминологии (с экраном).
Люди, пишущие стихи -
Поэзию какого века мы изучаем?
Каким термином названы поэты этого времени?
Кого из поэтов Серебряного века вы знаете?
Какие исторические события переживала Россия в это время?
Литературные направления этого периода-
2. Проверка домашнего задания.
Внимание на экран. Смотрим видеоролик.(Остановить на 2:07)
Кого из поэтов вы узнали?
Лицо, лик какого поэта вам не знакомо? – Лицо не знакомо, а имя?
Кто же это?
Значит, мы сегодня будем расширим свои знания о жизни и творчестве этого человека, о фактах его биографии, которые были судьбоносными, поворотными в его жизни.
Значение слова «судьба».
Его имя Пастернак Борис Леонидович.
Сопровождение презентацией
Выполняя домашнее задание, вы сжато, кратко познакомились с его жизнью и творчеством. Сейчас проверим ваши знания.
Я задаю вопросы, а вы чётко, громко, полными ответами отвечаете на них, правильно произнося звуки, соблюдая нормы ударения, орфоэпии
В каком году родился Борис Леонидович Пастернак?
В каком городе родился Пастернак?
В какой семье? Кто были его отец и мать?
Каковы были его юношеские увлечения?
В каких учебных заведениях он учился?
Главное дело жизни Бориса Леонидовича.
Как называются его первые сборники стихов?
Назовите главное произведение Пастернака?
Какую премию присудили поэту?
Когда и где он умер?
Задам трудный вопрос.
Были ли в его жизни, судьбоносные (трагические) события?
Назовите факты биографии, которые носили судьбоносный, поворотный, решающий характер в его жизни.
Вывод №1: родился в талантливой семье – многому научился у родителей, сам смог глубоко познать философию, музыку;
написал большой роман о судьбе России;
глубоко переживал отказ от нобелевской премии.
II1часть: Знакомство с новым материалом.
Слайды презентации.
Мини-доклад о романе «Доктор Живаго» - Богданова Карина.
Мини – доклад об истории написания стихотворения «Зимняя ночь»- Жукова С.
Коллективное чтение стихотворения – видеоролик.
4 . Анализ стихотворения.
О ком это стихотворение? Назовите лирических героев.
Где происходит действие?
Есть ли третий персонаж?
О чём?
Как вы поняли, что оно о любви? Какие слова помогают это понять? Докажите словами стихотворения.
Это трудно сделать?
Сколько строф здесь? А какая главная строфа?
Вы правы – четвёртая!
О какой любви пишет Пастернак?
Телесной – греховной – запретной? Или о какой –то другой?
Как вы понимает словосочетание: судьбы скрещенье?
Кто внедряется в наши судьбы? Мы сами можем изменить свою судьбу?
Кто может изменить судьбу?
Бог! Значит, здесь любовь между двумя любящими – божественная, возвышенная, настоящая!
Вывод №2 – в презентации!
Сравнение со стихотворением Светланы Жуковой.
Света, очевидно, уже переживала это чувство, поэтому оно попросилось на бумагу.
Обратите внимание на подбор слов: сердца пароль, пламя костра.
Вывод: если человек смог испытать настоящее чувство, то любовь очищает человека, делает его лучше, чище, возвышает его к Богу!
5 часть. Составление синквейна.
Внимание на магнитную доску и презентацию!
Работа на голое ухо. Цель достигли?
О ком говорили? Что узнали о человеке?
Что поняли? Есть ли ко мне вопросы?
6 часть. Рефлексия.
Было ли вам интересно на уроке?Было ли трудно анализировать стихотворение?
7. Домашнее задание.
Записать ключевые слова урока.
Выписать трудные и непонятные слова.
Какие образы- символы присутствуют в стихотворении?
Оценки за урок!