Урок по литературе в 7 классе Анализ стихотворения Бориса Пастернака Никого не будет в доме


Урок «Анализ стихотворения Б. Пастернака « Никого не будет в доме»
«Цель: Формирование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков. Формирование навыков анализа стихотворения; развитие речи, мышления, воображения учащихся. Создание условий для творческого самовыражения учащихся. Воспитание коллективизма (работа в группе).
Оборудование: портрет Пастернака, репродукции картин, музыка Скрябина, презентация
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя. Тема сегодняшнего урока: « Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака « Июль»
Быков Дмитрий Львович. ЖЗЛ. « Имя Пастернака- мгновенный укол счастья».
IV. Исследовательская работа в группах.
Никого не будет в доме» (1931г.)Найдите его в ваших учебниках.
- Какое настроение вызвало это стихотворение? О чем оно? (Несмотря на то, что стихотворение об одиночестве, оно не создает настроения печального, в нем нет безысходности).Мы проанализируем стихотворение и ответим на вопрос: Почему?
Начинается 1 строфа и заканчивается 2 словом « никого». Если было бы только это слово, оно создавало бы настроение? А П. нарисовал картину и прислушался к ней как музыкант. Что же мы видим? Дом, в котором никого нет. Сумерки. В окне - мокрые комья снега. Поэт смотрит на крыши за окном.Что слышим? Ничего. Тишина. Какое слово особенно ярко подчеркивает мрачное настроение? Сумерки, мрак. После паузы развертывается картина зимнего дня, в которой сочетается неподвижность «только крыши, снег» с движением «белых мокрых комьев быстрый промельк маховой».Почему называет хлопья комьями? – Неприятно, некрасиво. Еще интересно, что в стихотворении предлог кромеударный. В целом же первая часть (это две строфы) создает унылое, грустное настроение.
-Смотрим на 3 и 4 строфы. Они вместе образуют одно сложное предложение (в учебниках опечатка – стоит после 3 строфы точка) Автор предпочел поставить запятую, объединив по значению 3 и 4 строфы.
-О чем вторая смысловая часть?В центре – переживания героя. Воспоминания о прошлой зиме рождают чувства неотпущенной вины, тоски.
Что интересного заметили в 3, 4 строфах? изобразительно-выразительных средствах эти чувства находят художественное воплощение?
Метафоры: завертит мной, кольнут виной
-А еще?-И опять…-3 раза- (анафора, фигура речи)
-Зачем такие повторы, какова их роль?- Они показывают однообразие его жизни, добавляют музыкальность стихотворению.
А как вы понимаете слова «И окно по крестовине/сдавит голод дровяной»?
В трудные 30-е годы остро ощущалась нужда в дровах, и дом протапливался не настолько, чтобы освободиться от налета инея на внутренней поверхности окна. Об этом П. коротко рассказывает при помощи емкой и необычной метафоры.
Вы обратили внимание, что я не напечатала продолжения стихотворения. Почему? Эта фотография по настроению не соответствует тому, о чем рассказывают следующие строчки. О чем же? Появляется Она. Посмотрите на строки.
Но нежданно по портьере/ Пробежит вторженья дрожь
-Чем насыщена эта поистине колдовская метафора? А что еще вы заметили? А если так:
Но неЖданно По ПоРтьеРеПРобеЖитвтоРЖеньядРоЖь Аллитерацией. Образ «лепится» с помощью звуков. Мы не видим, кто это идет, но понимаем, что это дорогой автору человек-Свежесть, новизна в 3 и 4 строках:
ТиШину Шагами меря, Ты, как будуЩность, войдеШь.
-И вновь аллитерация. Сцепление похожих звуков ш, щ, т-заставляет замереть,как будто прислушаться к шагам. Показано, какая она? Ее одежда? Образ вошедшей лишен каких-либо конкретных очертаний. Одежду автор не называет платьем. Какой вопрос у вас возникает?Почему? А вы как думаете?. Да ему неважно, как она одета. В чем- то белом. Она просто дорога ему. Теперь уже нет никакой грусти и тоски. Восторг, восхищение овладевают лирическим героем.
- Заключительная часть. С какого слова начинается 5 строфа?
С противительного союза но. Уже этим подчеркивается
противопоставленность двум предыдущим частям.
-В чем суть этого противопоставления?Там – никого, а тут – «нежданно» появляется образ вошедшей в дом. Тишина- шаги.-А чем первые и последние строчки как- то связаны? Что общего есть и вначале и в конце? Вначале снежные комья безрадостно мелькали в проеме окна, теперь они сродни тем материям, «из которых хлопья шьют». Эти хлопья делают героиню воздушной, недосягаемой, оторванной от мира, сотворенной
из снегового платья, любимой и недосягаемой.Она меняет настроение поэта. Уныние, вызванное сумерками, одиночеством сменяется ощущением чуда, надеждой на счастье.
-Так почему же стихотворение, пронизанное чувством уныния и одиночества, все-таки
не оставляет у читателя чувства тоски и безысходности?- Встреча лирического героя с любимой состоится, она и дана в будущем времени «Ты как будущность войдешь». Одухотворяющая сила поэзии Пастернака заставляет думать и чувствовать – действия, движения, отвлечённые понятия. В этом секрет её трудности для понимания »Д.С.ЛихачёвНе написано, состоялась ли встреча, какой она была. Это для нас загадка. Кому же посвящены эти строчки? Какая она, эта прекрасная незнакомка? Минутку подумайте. Наверное,очень красивая. Это обязательно, чтобы полюбить? Закройте глаза и попробуйте ее представить. А хотите узнать, какая она была?
Вот ее портрет. Это З. Н. Нейгауз (Стихотворение «Никого не будет в доме» связано с личными переживаниями, с новой любовью в его жизни...)
5. Оформление записи в тетрадях.
Особенности лирики Пастернака:
А) Метафоричность поэзии
Б) Аллитерации ( сцепления схожих звуков скрепляют текст, внедряют его в память)
В)Анафоры (служат музыкальности, общей выразительности)
Художественный мир его стихов насквозь проникнут музыкой. Яркие образы и краски перешли из увлечения живописью.
6. Прослушивание песни «Никого не будет в доме». Музыка М.Таривердиева Стихи Б.Пастернака Это стихотворение стало вершиной любовной лирики после того, как в виде песни
оно стихотворению?
Слово учителя.- На черновой рукописи романа «Доктор Живаго» размашисто выведено рукой Бориса Леонидовича : « Смерти не будет
И действительно, живут его стихи, переиздаётся роман «Доктор Живаго»,- значит, он жив. Поэт И.Эринбург написал такие строки:
Так уже полвека – начинаю про себя бормотать/ Стихи Пастернака.
Из мира его не выгонишь. Они живут! Записать в презентацию
- Наш урок мне хотелось бы закончить стихотворением И.Талькова-записать
Поэты не рождаются случайно, они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной, хотя они открыты и просты.
Глаза таких божественных посланцев всегда открыты и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят тем, кто заблудился в темноте.
Они уходят, не допев куплета, когда в их честь оркестр играет туш,
Актеры, музыканты и поэты – целители уставших наших душ.
В лесах их песни птицы допевают, в полях для них цветы венки совьют.
Они уходят вдаль, но никогда не умирают и в песнях и стихах своих живут….
».Итак, Пастернак не стал ни философом, ни художником, ни музыкантом, но живопись и музыка органично вошли в ткань его стихов, слились воедино. Произведения П. необычны, фантазия увлекает нас в таинственный, иногда не совсем понятный с первого взгляда мир- на конец урока.
Поэт учит в большом видеть малое и наоборот – учит вглядываться в себя и в то, что нас окружает. Все творчество Пастернака – это «тайность», «иносказание», в которых заключено стремление понять, что же такое наша жизнь.
Читая сборники ст. Пастернака, замечаешь, что много стихотворений посвящено природе.
Поэт в пристальном, постоянном внимании к зимам и веснам, к солнцу, снегу, дождю.
Главная тема его творчества – благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней. Стихотворения Пастернака требуют усилий читателя, его сотворчества.Пастернаком надо переболеть, мучаясь от невозможности до конца постигнуть того, чьими глазами ты вдруг посмотрел на мир и удивился его цельности, яркости. Так давайте вместе с нашими поэтами удивляться,  восторгаться, наслаждаться
VI. Итоги урока. Домашнее задание. Записать, что отличает рассмотренные стихотворения о природе. Проанализировать стихотворение « Июль», выучить наизусть понравившееся стихотворение.