Конспект урока математике на тему Дополнение до круглого десятка (2 класс)
Матем-2 Урок 25. ДОПОЛНЕНИЕ ДО «КРУГЛОГО» ДЕСЯТКА
Цели деятельности учителя
Создать условия для повторения состава числа 10; совершенствовать вычислительные навыки; способствовать формированию умения решать текстовую задачу, используя круговую схему; развивать логическое мышление и внимание
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся – читать и записывать все однозначные, двузначные числа; записывать число в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых, дополнять до «круглого» десятка; получат возможность научиться – понимать позиционный принцип
записи чисел в десятичной системе.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; коммуникативные – умеют слушать собеседника и вести диалог, владеют диалогической формой речи, вступают в речевое общение; регулятивные – организовывают свое рабочее место под руководством учителя; овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознают личностный смысл учения
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, парная
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятель-ность учащихся
Формы совза-имо-дейст-вия
Универсальные учебные действия
Форма конт-
роля
1
2
3
4
5
6
7
II. Актуализация знаний
Устный счет в игровой форме
Организует устный счет с целью актуализации знаний.
1. Найдите значения выражений:
5 + 2 + 3 – 6 + 5 – 1 – 3 + 5 – 1
9 – 2 – 6 + 8 – 7 + 8 – 6 + 4 + 2
50 + 20 + 30 – 60 + 50 – 10 – 30 + 50 – 10
90 – 20 – 60 + 80 – 70 + 80 – 60 + 40 + 20
2. Из 7 счетных палочек составьте 3 равных треугольника. Сравните с образцами.
3–4. (См. ресурсный материал к уроку.)
Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета
Фронтальная
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: общеучеб-ные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя;логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом
предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу
Устные ответы
III. Сообщение темы урока
Сообщение
темы урока. Определение целей урока
Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Рассмотрите схему:
· +
· = 10.
– Сегодня на уроке будем представлять число 10 в виде суммы двух однозначных слагаемых
Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы
учителя,
формулируют цель
урока
Фронтальная
Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи
Устные ответы
IV. Изучение нового материала
Работа по учебнику
(задание 1)
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Составьте и запишите все возможные суммы, значения которых равны 10. Первое слагаемое выберите из чисел 3, 5, 6, 8, 9.
Запись: Ответ:
3 +
· = 10 3 + 7 = 10
5 +
· = 10 5 + 5 = 10
6 +
· = 10 6 + 4 = 10
8 +
· = 10 8 + 2 = 10
9 +
· = 10 9 + 1 = 10
Выполняют дидактические упраж-нения, отве-чают на вопросы, высказывают свое мнение.
Вспоминают состав числа 10
Индивидуальная, фронтальная
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах
своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: общеучеб-ные – определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, опре-деляют круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; наблюдают и делают самостоятельные простые выводы.
Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя
и самостоятельно; оценивают
выполнение своего задания по
следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной речи с учетом учебных ситуаций
Устные ответы.
Выполнение
задания
в рабочей тетради
Работа по учебнику
(задание 2)
– Запишите все возможные случаи представления числа 10 в виде суммы двух однозначных чисел
Работают самостоятельно
Работа по учебнику
(задание 3)
– Рассмотрите таблицу. Что обозначают числа первой строки?
– Что обозначают числа второй строки?
– Заполните таблицу.
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Заполняют таблицу в печатной тетради
Фронтальная
Выполнение
задания
Работа по учебнику
(задание 4)
– Найдите значения всех сумм.
25 + 1 = 26 25 + 3 = 28 25 + 5 = 30
25 + 2 = 27 25 + 4 = 29
– Чем похожи все суммы? (Первое слагаемое – 25.)
– Сравните вторые слагаемые. (В каждой следую-
щей сумме второе слагаемое увеличивается на 1.)
– Укажите ту сумму, когда значение суммы является «круглым» десятком. (25 + 5 = 30.)
– Какое слагаемое дополняет число 25 до «круглого» десятка? (Слагаемое 5.)
– Почему при сложении чисел 25 и 5 получается «круглый» десяток? (5 + 5 = 10.)
– Измените первое слагаемое так, чтобы значение суммы было «круглым» десятком.
29 + 1 = 30 27 + 3 = 30
28 + 2 = 30 26 + 4 = 30
Указывают суммы, когда значение суммы является
«круглым» десятком
Фронтальная
Устные ответы
V. Первичное ос-
мысление и закрепление
Работа по учебнику
(задание 5)
Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы.
Комментирует ход решения.
– Напишите несколько двузначных чисел, при сложении которых с числом 4 получается «круглый» десяток.
16 + 4 = 20 56 + 4 = 60
26 + 4 = 30 66 + 4 = 70
36 + 4 = 40 76 + 4 = 80
46 + 4 = 50 86 + 4 = 90
– Сделайте вывод. (От цифр разряда единиц слагаемых зависит, будет ли полученное значение суммы «круглым» десятком.)
Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, делают вывод
Индивидуальная
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: общеучеб-ные – умеют ориентироваться
в учебнике; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно
продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
Устные ответы.
Выполнение
задания
в рабочей тетради
Работа по учебнику
(задание 6)
– Сравните первые слагаемые. Что в них общего?
(Число единиц равно 6.)
– От цифр какого разряда слагаемых зависит, будет ли полученное значение суммы «круглым» числом?
(От разряда единиц.)
– Рассмотрите схемы. Где значение суммы будет «круглым» числом?
Осуществляют взаимопроверку
Индивидуальная
Устные ответы.
Выполнение
зада-
ния
в рабочей тетради
Работа по учебнику
(задание 7)
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Решите задачу.
Запись: Всего – 50 с.
Прочитала – 26 с.
Осталось – ? с.
Решение:
50 – 26 = 24 (с.) – осталось.
Ответ: 24 страницы
Предлагают соседу
по парте проверить правильность выполнения задания. Анализируют круговую схему к задаче
Фронтальная, парная
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изуча-емого материала; определяют под руководством учителя план выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности,
в жизненных ситуациях; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают
выполнение своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в парах, сотрудничают в со-вместном решении проблемы
(задачи)
Выполнение
задания
в рабочей тетради
Работа по карточкам
– Из чисел, записанных в домике, наберите число 18. Запишите полученные равенства.
Выполняют задания на карточке
Индивидуальная
Выполнение
задания
Запись:
18 = 9 + 3 + 6
18 = 5 + 1 + 6 + 4 + 2
18 = 9 + 9
18 = 7 + 7 + 4
18 = 8 + 7 + 3, и т. д.
VI. Итоги урока.
Рефлексия
Обобщение
полученных сведений
Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.
Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоци-
Индивидуальная, фронтальная
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого
– От цифр какого разряда слагаемых зависит, будет ли полученное значение суммы «круглым» числом?
ональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию
высазывания в устной и письменной форме.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено
и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; оценивают результаты работы
Устные ответы.
Оценивание учащихся
Домашнее задание
Проводит инструктаж по выполнению домашней работы.
– Выполните задание по учебнику, с. 54, № 6
Слушают учителя
Индивидуальная
Записывают
домашнее задание
Матем-2 Урок 26. ПОУПРАЖНЯЕМСЯ В ВЫЧИСЛЕНИЯХ
Цели деятельности учителя
Содействовать совершенствованию вычислительных навыков; создать условия для повторения способов сложения и вычитания двузначных чисел; способствовать развитию умений сравнивать значения сумм, рассуждать и анализировать
Тип урока
Обобщение и систематизация знаний
Планируемые образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся – читать и записывать все однозначные, двузначные числа; записывать число в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых; получат возможность научиться – понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают самостоятельные простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; проводят подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепочку рассуждений; коммуникативные – умеют слушать собеседника и вести диалог, владеют диалогической формой речи, вступают в речевое общение; регулятивные – организовывают свое рабочее место под руководством учителя; овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.
Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы совза-имо-действия
Универсальные учебные действия
Форма контроля
1
2
3
4
5
6
7
II. Актуализация знаний
Устный счет в игровой форме
Организует устный счет с целью актуализации знаний.
1. Заполните таблицу:
2. В какой фигуре кубиков больше?
3–5. (См. ресурсный материал к уроку.)
Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания уст-ного счета
Фронтальная
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: общеучеб-ные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя;логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом
предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу
Устные ответы
III. Сообщение темы урока
Сообщение темы урока. Определение целей урока
Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Сегодня на уроке повторим изученные способы сложения и вычитания двузначных чисел
Обсуждают тему урока. От-вечают на вопросы
Фронтальная
Личностные: устанавливают
связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные: определяют тему и цели урока
Устные ответы
IV. Изучение нового мате-
риала
Работа по учебнику
(задание 1)
Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Выпишите те суммы «круглых» десятков, значения которых также являются «круглыми» десятками.
20 + 40 = 60 20 + 30 = 50
10 + 70 = 80 30 + 60 = 90
Выполняют дидактические упражнения, отвеча-
ют на вопросы, высказывают свое мнение
Инди-
виду-альная,
фронтальная
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.
отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – находят закономерности; наблюдают и делают самостоятельные простые выводы.
Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; оп-ределяют цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно, план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают выполнение своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других; оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций
Устные ответы.
Выполнение
задания
в рабочей тетради
Работа по учебнику
(задание 2)
– В левый столбик запишите по порядку все числа, которые могут быть разрядными слагаемыми разряда десятков. В правый столбик запишите числа, которые могут быть разрядными слагаемыми разряда единиц.
– Составьте пять сумм разрядных слагаемых, взяв по одному слагаемому из каждого столбика. Запишите значения этих сумм. Ответ:
10
1
10 + 1 = 11
20
2
20 + 2 = 22
30
3
30 + 3 = 33
40
4
40 + 4 = 44
50
5
50 + 5 = 55
60
6
60 + 6 = 66
70
7
70 + 7 = 77
80
8
80 + 8 = 88
90
9
90 + 9 = 99
Выполняют вычисления
Фронтальная
Выполнение
задания
в рабочей тетради
Работа по учебнику
(задание 3)
– Сравните выражения в каждом столбике. Чем они похожи?
– Какое действие надо выполнять первым?
– Вычислите значения этих выражений.
Сравнивают выражения, определяют сход-ство и раз-личие. Выполняют
вычисления
Фронтальная
Выполнение
задания
в рабочей тетради
Работа по учебнику
(задание 4)
– Сравните значения сумм, не выполняя сложения. Результат сравнения запишите в виде соответствующего неравенства.
24 + 6 > 24 + 5 43 + 7 < 43 + 8
65 + 4 < 65 + 5 87 + 5 > 87 + 3
– Как вы рассуждали?
– Проверьте себя, выполнив сложение
Сравнивают выражения, определяют сход-ство и раз-
личие. Выполняют
вычисления
Фронтальная
Выполнение
задания
в рабочей тетради
V. Первичное ос-мысление и закрепление
Работа по учебнику
(задание 5)
Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.
– Представьте число 17 в виде суммы разрядных слагаемых.
17 = 10 + 7
– Дополните число 17 до «круглого» десятка с помощью однозначного числа.
17 + 3 = 20
– Дополните число 17 до «круглого» десятка с помощью двузначного числа.
17 + 13 = 30 17 + 53 = 70
17 + 23 = 40 17 + 63 = 80
17 + 33 = 50 17 + 73 = 90
17 + 43 = 60
Выполняют дидакти-ческие упражнения, отвечают на воп-росы, выс-
казывают свое мнение
Индивидуальная
Личностные: проявляют познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Познавательные: общеучеб-ные – отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изуча-
Выполнение
задания
в рабочей тетради
Работа по учебнику
(задание 6)
– Дополните значение суммы 14 + 30 до «круглого» десятка. Запишите соответствующее равенство.
Дополня-ют числа до «круглого» десятка. Записывают равенства, находят значение выражения
Фронтальная
емого материала; определяют под руководством учителя план выполнения заданий на уроках,
во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; корректируют выполнение задания
в дальнейшем; оценивают выполнение своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы
(задачи)
Выполнение
задания
в рабочей тетради
Работа по учебнику
(задание 7)
– Дополните значение разности 83 – 50 до «круглого» десятка. Запишите соответствующее равенство.
Фронтальная
Игра-соревно-вание
– Сколько клеток вы заполните за три минуты?
– Какой арифметический знак использовался в первой таблице? А во второй?
Работают в группах.
Отвечают на вопросы
Фронтальная, групповая
Выполнение
задания
Беседа на тему «История возникновения знаков “плюс” (+) и “минус”
(–)»
См. справочный материал для учителя
Анализируют материал из спра-вочной литературы
Фронтальная
Устные ответы
VI. Самостоятельная работа по теме «Двузначные числа»
Самостоятельная работа
Предлагает задания для самостоятельной работы.
№ 1. Какие двузначные числа можно записать цифрами 3, 2, 4, 5?
№ 2. Чем похожи выражения в каждом столбике? Объясните, как вы будете вычислять значения сумм:
62 + 7
32 + 60
20 + 70
34 + 5
54 + 30
30 + 50
26 + 2
63 + 20
40 + 30
53 + 6
41 + 50
80 + 10
№ 3. Решите задачу:
В первых классах 78 ребят. Из них 40 изучают английский язык, остальные – немецкий. Сколько ребят изучает немецкий язык?
Выполняют задания для самостоятельной работы
Индивидуальная
Познавательные: проявляют познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
соотносят выполненное задание
с образцом, предложенным учителем
Выполнение
задания
в рабочей тетради
VII. Итоги урока. Рефлексия
Обобщение полученных сведений
Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.
Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Какие способы сложения и вычитания двузначных чисел вы вспомнили?
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию
Индивидуальная,
фронтальная
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; оценивают результаты работы
Устные ответы.
Оценивание учащихся
Домашнее задание
Проводит инструктаж по выполнению домашней работы.
– Выполните задание по учебнику, с. 56, № 8
Слушают учителя
фронтальная
Записывают
домашнее задание
Справочный материал для учителя
История возникновения знаков «плюс» (+) и «минус» (–)
– Вы когда-нибудь задумывались над тем, откуда в наших тетрадях и учебниках появились такие необходимые и в то же время простые знаки: плюс (+) и минус (–)? Оказывается, их история уходит в глубокую древность. Обычно виноторговец отмечал черточками, сколько мер вина он уже продал. Так, уменьшение количества стало обозначаться знаком «–», который позже назвали минусом. Приливая в бочку новые запасы, торговец перечеркивал столько расходных черточек, сколько мер он восстановил. Так, возможно, появился знак «+», обозначающий прибавление, увеличение.
Иногда исторические факты со временем искажаются и не всегда бывают достоверными, поэтому многие ученые считают, что происхождение этих знаков имеет совсем другие корни. Давайте познакомимся и с другим мнением.
Раньше, когда знаки «плюс» и «минус» не были известны древним математикам, сумму чисел записывали так: 1 и 2 или на латинском 1 et 2. Для краткости стали писать 1 t 2, а потом 1 + 2.
Матем-2 Урок 27. СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНОГО ЧИСЛА И ОДНОЗНАЧНОГО С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД
Цели деятельности учителя
Создать условия для знакомства со способом сложения двузначного числа и однозначного с переходом через разряд; совершенствовать вычислительные навыки; способствовать формированию умения составлять задачу по данному решению или по данной круговой схеме; содействовать развитию умения обобщать и делать выводы
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся – читать и записывать все однозначные, двузначные числа; записывать число в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых; выполнять сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд; получат возможность научиться – понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – проводят сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимают выводы, сделанные на основе сравнения; коммуникативные – участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи); регулятивные – организовывают свое рабочее место под руковод-ством учителя; овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы совза-имо-действия
Универсальные учебные действия
Форма конт-
роля
1
2
3
4
5
6
7
II. Актуализация знаний
Устный счет в игровой форме
Организует устный счет с целью актуализации знаний.
1. Решите задачу:
Синеглазка встречала гостей. Незнайка пришел рань-ше доктора Пилюлькина, а Торопыжка раньше Незнайки. Кто пришел раньше всех?
Ответ: Торопыжка.
2. Вставьте в свободные клетки числа так, чтобы суммы по всем направлениям были равны.
Ответ:
5
0
4
2
4
2
3
4
2
6
1
2
6
1
Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют
задания устного
счета
Фронтальная
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: общеучеб-ные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом
предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу
Устные ответы
III. Сообщение темы урока
Сообщение
темы урока. Определение целей урока
Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте данные числовые выражения.
41 + 5
65 + 6
42 + 5
65 + 5
43 + 5
65 + 4
44 + 5
65 + 3
45 + 5
65 + 2
46 + 5
65 + 1
– Найдите «лишнее» выражение в каждом столбике.
– Сегодня будем учиться выполнять сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд
Слушают и обсуждают тему урока.
Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель
урока
Фронтальная
Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.
Коммуникативные: владеют современными средствами коммуникации
Устные ответы
IV. Изучение нового материала
Работа по учебнику
(задание 1)
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Рассмотрите запись. Объясните, как выполнено сложение.
45 + 7 = (40 + 5) + 7 = 40 + (5 + 7) = 40 + 12 = 52
– Как записали первое слагаемое? (В виде суммы разрядных слагаемых.)
– Сложение каких разрядных слагаемых выполнялось в первую очередь? (Единиц.)
– Какое число получилось в результате сложения
в разряде единиц? (Число 12.)
– Будет ли число 12 разрядным слагаемым разряда единиц? (Не будет.)
Правило: при сложении в разряде единиц произошел переход через разряд. Получилось двузначное число.
– Такой способ сложения называется поразрядным с переходом через разряд
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение
Индивидуальная, фронтальная
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: общеучебные – определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, оп-ределяют круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким осно-
Устные ответы.
Выполнение
задания
в рабочей тетради
Работа по учебнику
(задание 2)
– Вычислите значения сумм, используя способ поразрядного сложения.
36 + 7 = (30 + 6) + 7 = 30 + (6 + 7) = 30 + 13 = 43
48 + 5 = (40 + 8) + 5 = 40 + (8 + 5) = 40 + 13 = 53
64 + 8 = (60 + 4) + 8 = 60 + (4 + 8) = 60 + 12 = 72
73 + 9 = (70 + 3) + 9 = 70 + (3 + 9) = 70 + 12 = 82
Вычисляют значения сумм способом поразрядного сложения
Фронтальная
ваниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают самостоятельные простые выводы.
Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; корректируют выполнение
задания в дальнейшем; оценивают выполнение своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: участвуют в диалоге
Выполнение
задания
в рабочей тетради
Работа по учебнику
(задание 3)
– Вычислите значения этих же сумм способом дополнения до «круглого» десятка.
36 + 7 = 36 + (4 + 3) = (36 + 4) + 3 = 40 + 3 = 43
48 + 5 = 48 + (2 + 3) = (48 + 2) + 3 = 50 + 3 = 53
64 + 8 = 64 + (6 + 2) = (64 + 6) + 2 = 70 + 2 = 72
73 + 9 = 73 + (7 + 2) = (73 + 7) + 2 = 80 + 2 = 82
Вычисляют значения сумм способом дополнения до «круглого» десятка
Фронтальная
Выполнение
задания
в рабочей тетради
V. Первичное осмысление и закрепление
Работа по учебнику
(задание 4)
Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы.
Комментирует ход решения.
– Составьте задачу, решением которой является сумма 25 + 8.
Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение
Индивидуальная
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: общеучеб-ные – умеют ориентироваться
в учебнике; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; оп-ределяют, в каких источниках можно найти необходимую ин-
Устные ответы.
Выполнение
задания
в рабочей тетради
Запись условия:
Маша – 25 ябл.
Миша – 8 ябл.
Всего – ? ябл.
Решение: 25 + 8 = 33 (ябл.) – всего.
Ответ: 33 яблока
Работа по учебнику
(задание 5)
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Решите задачу, используя круговую схему и краткую запись условия:
Решают задачу
Индивидуальная
формацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют под руководством учителя план выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают выполнение своего задания. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)
Выполнение
задания
в рабочей тетради
1-я коробка – 18 к.
2-я коробка – 6 к.
Всего – ? к.
Решение: 18 + 6 = 24 (к.) –
всего.
Ответ: 24 карандаша
Работа по учебнику
(задание 7)
– Сравните числовые выражения в каждом столбике.
– Чем они похожи?
– Составьте схему к данным выражениям и решите их.
Выполняют вычисления
Фронтальная
Выполнение
задания
в рабочей тетради
Работа по учебнику
(задание 8)
– Составьте задачу по круговой схеме.
Запись: Белых – 26 роз.
Красных – 8 роз.
Всего – ? роз.
Решение:
26 + 8 = 34 (розы) – всего.
Ответ: 34 розы
Анализируют круговую схему к задаче
Фронтальная
Выполнение
задания
·в рабочей тетради
VI. Итоги урока. Рефлексия
Обобщение полученных сведений
Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.
Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
Отвечают на вопросы. Определяют свое
Индивидуальная,
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произ
Устные ответы.
Оценивание
– Что нового узнали на уроке?
– Как выполнить сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд?
эмоциональное состояние на уроке
фронтальная
вольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения; оценивают результаты работы
учащихся
Домашнее задание
Проводит инструктаж по выполнению домашней работы.
– Выполните задание по учебнику, с. 58, № 6
Слушают учителя
Фронтальная
Записывают домашнее задание
Урок 28. ВЫЧИТАНИЕ ОДНОЗНАЧНОГО ЧИСЛА ИЗ «КРУГЛОГО» ДЕСЯТКА
Цели деятельности учителя
Создать условия для ознакомления со способом вычитания однозначного числа из «круглого» десятка; совершенствовать вычислительные навыки; способствовать формированию умения составлять задачу по данному решению; закреплять умение сравнивать две разности; содействовать развитию умений анализировать и сравнивать
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся – читать и записывать все однозначные, двузначные числа; записывать число в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых; выполнять вычитание двузначного числа и однозначного с переходом через разряд; получат возможность научиться – пони-мать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; коммуникативные – умеют слушать собеседника и вести диалог, владеют диалогической формой речи, вступают в речевое общение; регулятивные – организовывают свое рабочее место под руководством учителя; овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознают личностный смысл учения
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы совза-имо-действия
Универсальные учебные действия
Форма конт-
роля
1
2
3
4
5
6
7
II. Актуализация знаний
Устный счет в игровой форме
Организует устный счет с целью актуализации знаний.
1. Догадайтесь, по какому правилу составлены ряды чисел:
а) 3, 8, 38, 4, 7, 47, 5, 6, 56,
б) 3, 5, 53, 4, 6, 64, 5, 7, 75,
в) 35, 38, 41, 44, 47, 50,
2. Вставьте в «окошки» числа, чтобы получились верные равенства:
3 +
· = 9
· + 4 = 94
4 +
· = 7
7 +
· = 8
· + 7 = 67
3 +
· = 6
2 +
· = 5
· + 5 = 85
3 +
· = 33
3. Задача:
Слон может прожить 60 лет, а лошадь – 20. На сколько лет дольше живут слоны?
4. Какой путь самый короткий? (См. ресурсный материал к уроку.)
Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного счета
Фронтальная
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: общеучеб-
ные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя;логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу
Устные ответы
III. Сообщение темы урока
Сообщение темы урока. Определение целей урока
Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте данные числовые выражения:
40 – 6
39 – 5
27 – 6
86 – 5
89 – 6
70 – 5
67 – 6
57 – 5
Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя,
Фронтальная
Личностные: устанавливаю
связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей
с учётом конечного результата;
Устные ответы
– Какое выражение «лишнее» в каждом столбике?
– Сегодня на уроке будем учиться выполнять вычитание однозначного числа из «круглого»
формулируют цель
урока
прогнозируют результат и уровень усвоения знаний, его временные характеристики.
Коммуникативные: умеют с до-статочной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
IV. Изучение нового материала
Работа по учебнику
(задание 1)
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Какие десятки называют «круглыми»?
– Дополните числа до «круглых» десятков. Запишите соответствующие равенства.
37 + 3 = 40 55 + 5 = 60 63 + 7 =70
24 + 6 = 30 31 + 9 = 40 76 + 4 =80
48 + 2 = 50 82 + 8 = 90
Выполняют дидактические упраж-нения, отве-чают на вопросы, высказывают свое мнение
Индивидуальная, фронтальная
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Устные ответы.
Выполнение
задания
в рабочей тетради
Работа по учебнику
(задание 2)
– Запишите в столбик слева суммы, а в столбик справа все разности. Вычислите значения сумм и разностей.
37 + 3 = 40 40 – 3 = 37
31 + 9 = 40 40 – 9 = 31
24 + 6 = 30 30 – 6 = 24
82 + 8 = 90 90 – 8 = 82
48 + 2 = 50 50 – 2 = 48
63 + 7 = 70 70 – 7 = 63
76 + 4 = 80 80 – 4 = 76
– Как связаны между собой суммы и разности?
Дополня-ют числа до «круглых» десятков
Фронтальная
Познавательные: общеучеб-ные – умеют ориентироваться
в учебнике; определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определяют круг своего незнания;отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную инфор-мацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности,
Выполнение
задания
в рабочей тетради
Работа по учебнику
(задание 3)
– Вычислите значения разностей
Работают самостоятельно
Фронтальная
самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают самостоятельные простые выводы.
Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности.
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций
Выполнение
задания
в рабочей тетради
Работа по учебнику
(задание 4)
– Рассмотрите запись и объясните, как выполнили вычитание.
40 – 3 = (30 + 10) – 3 = 30 + (10 – 3) = 30 + 7 = 37
– Аналогично вычислите другие разности.
70 – 3 = (60 + 10) – 3 = 60 + (10 – 3) = 60 + 7 = 67
60 – 2 = (50 + 10) – 2 = 50 + (10 – 2) = 50 + 8 = 58
70 – 8 = (60 + 10) – 8 = 60 + (10 – 8) = 60 + 2 = 62
40 – 7 = (30 + 10) – 7 = 30 + (10 – 7) = 30 + 3 = 33
50 – 4 = (40 + 10) – 4 = 40 + (10 – 4) = 40 + 4 = 46
Объясняют, как выполнили вычитание
Фронтальная
Устные ответы.
Выполнение
заданий
в рабочей тетради
V. Первичное ос-мысление и закрепление
Работа по учебнику
(задание 5)
Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы.
Комментирует ход решения.
(См. ресурсный материал к уроку.)
Составляют разности, у которых уменьшаемое – «круглый» десяток
Индивидуальная
Познавательные: общеучеб-
ные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя,
по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; планируют решение учебной задачи – выстраивают последовательность необходимых операций
(алгоритм действий); оценивают результаты своей деятельности.
Выполнение
заданий
в рабочей тетради
Работа по учебнику
(задание 6)
– Сравните разности, не вычисляя их значений. Запишите результаты сравнения в виде соответствующего неравенства.
50 – 4 > 50 – 8 70 – 7 < 70 – 2 80 – 4 > 70 – 4
Сравнивают разности, не вычисляя их значений
Индивидуальная
Выполнение
задания
в рабочей тетради
Работа по учебнику
(задание 7)
Составляют задачу
по данному выражению.
Выбирают круговую схему
к данной
задаче
Фронтальная
коммуникативные: используют средства устного общения для решения коммуникативных задач; задают вопросы, используют речь для передачи информации
Выполнение
задания
в рабочей тетради
VI. Итоги урока.
Рефлексия
Обобщение
полученных сведений
Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.
Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Как выполнить вычитание однозначного числа из «круглого»?
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию
Индивидуальная, фронтальная
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные: прогнозируют
результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют
и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; оценивают результаты работы
Устные ответы.
Оценивание учащихся
Домашнее задание
Проводит инструктаж по выполнению домашней работы.
– Составьте задачу, решением которой будет разность 50 – 7
Слушают учителя
фронтальная
Записывают
домашнее задание
Матем-2 Урок 29. ПОРАЗРЯДНОЕ ВЫЧИТАНИЕ ОДНОЗНАЧНОГО ЧИСЛА ИЗ ДВУЗНАЧНОГО С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД
Цели деятельности учителя
Создать условия для ознакомления со способом вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через разряд; совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять задачу по данному выражению; способствовать развитию умений обобщать и делать выводы
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся – читать и записывать все однозначные, двузначные числа; записывать число в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых; выполнять поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд; получат возможность научиться – понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – умеют ориентироваться в учебнике; определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определяют круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; коммуникативные – умеют слушать собеседника и вести диалог, владеют диалогической формой речи, вступают в речевое общение; регулятивные – организовывают свое рабочее место под руководством учителя; овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознают личностный смысл учения
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы совза-имо-действия
Универсальные учебные действия
Форма конт-роля
1
2
3
4
5
6
7
II. Актуализация знаний
Устный счет в игровой форме
Организует устный счет с целью актуализации знаний.
1. Сколько треугольников вы видите на каждом чертеже?
– Сколько отрезков с отмеченными концами можно найти на этом рисунке?
2. Чем похожи и чем отличаются друг от друга числа в каждой паре?
12 и 13
62 и 26
42 и 62
13 и 14
37 и 73
57 и 79
3–4. (См. ресурсный материал к уроку.)
Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют
задания устного
счета
Фронтальная
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах
своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания
и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу
Устные ответы
III. Сообщение темы урока
Сообщение
темы урока. Определение целей урока
Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте данные числовые выражения:
Слушают и обсуждают тему урока.
Фронтальная
Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Устные ответы
46 – 4
27 – 5
57 – 9
48 – 6
86 – 3
92 – 4
94 – 2
78 – 6
– Найдите в каждом столбике «лишнее» выражение.
– Сегодня на уроке будем учиться выполнять поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд
Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока
Регулятивные: определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний, его временные характеристики.
Коммуникативные: умеют с до-статочной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
IV. Изучение нового материала
Работа по учебнику
(задание 1)
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Из данных разностей выберите те, значения которых можно найти с помощью «Таблицы сложения».
14 – 7 = 7
15 – 9 = 6
14 – 6 = 8
Выполняют дидактические упраж-нения, отве-чают на вопросы, высказывают свое мнение
Индивидуальная, фронтальная
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: общеучебные – определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определяют круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу;
Устные ответы.
Выполнение
задания
в рабочей тетради
Работа по учебнику
(задание 2)
– Выберите суммы с одинаковыми значениями. Составьте из них три равенства.
20 + 4 = 10 + 14
30 + 6 = 20 + 16
40 + 18 = 50 + 8
– В каждом равенстве подчеркните суммы разрядных слагаемых
Выбирают суммы с одинаковыми значениями. Выполняют самопроверку
Фронтальная
Выполнение
задания
в рабочей тетради
Работа по учебнику
(задание 3)
– В сумме 20 + 4 уменьшите первое слагаемое на 1 десяток, а второе слагаемое увеличьте на 10.
(20 – 10) + (4 + 10) = 20 + 4
Анализируют рассуждения
Фронтальная
Устные ответы
– Почему эта сумма будет иметь такое же значение, что и сумма 20 + 4? (Для получения новой суммы мы вычли 1 десяток из первого слагаемого данной суммы и прибавили его ко второму слагаемому этой же суммы. Поэтому значение суммы не изменилось.)
Маши Ивановой
наблюдают и делают самостоятельные простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
проводят подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую
цепочку рассуждений.
Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учи-телем.
Коммуникативные: участвуют в диалоге
Работа по учебнику
(задание 4)
– Объясните, как выполнили вычисление.
24 – 7 = (20 + 4) – 7 = (10 + 14) – 7 = 10 + (14 – 7) =
= 10 + 7 = 17.
– На какие слагаемые разложили первое слагаемое? (На удобные, а не на разрядные слагаемые, так как из четырех нельзя вычесть 7.)
– Такой способ вычитания называется поразрядным с переходом через разряд
Объясняют, как выполнили вычисления. Знакомятся со способом поразрядного вычитания с переходом через разряд
Фронтальная
Устные ответы
V. Первичное ос-мысление и закрепление
Работа по учебнику
(задание 5)
Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.
– Выполните поразрядное вычитание с переходом через разряд.
34 – 7 = (20 + 14) – 7 = 20 + (14 – 7) = 20 + 7 = 27
63 – 6 = (50 + 13) – 6 = 50 + (13 – 6) = 50 + 7 = 57
52 – 5 = (40 + 12) – 5 = 40 + (12 – 5) = 40 + 7 = 47
45 – 6 = (30 + 15) – 6 = 30 + (15 – 6) = 30 + 9 = 39
71 – 9 = (60 + 11) – 9 = 60 + (11 – 9) = 60 + 2 = 62
96 – 8 = (80 + 16) – 8 = 80 + (16 – 8) = 80 + 8 = 88
Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение
Индивидуальная
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: общеучеб-ные – отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию
Устные ответы.
Выполнение з
адания в рабочей тетради
Работа по учебнику
(задание 6)
– Чем похожи данные выражения?
– Какое действие надо выполнить первым? (В скобках.)
– Вычислите значения выражений.
Выполняют поразрядное вычитание с переходом через разряд
Индивидуальная
для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют под руководством учителя план выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают выполнение своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы
(задачи)
Устные ответы.Выполнение
задания
в рабочей тетради
Работа по учебнику
(задание 7)
– Составьте задачу, решением которой будет разность чисел 23 и 8.
Запись: Выросло – 23 к.
Выкопали – 8 к.
Осталось – ? к.
Решение:
23 – 8 = 15 (к.) – осталось.
Ответ: 15 кустов
Составляют задачу по данному выражению
Индивидуальная
Выполнение
задания
в рабочей тетради
VI. Итоги урока. Рефлексия
Обобщение
полученных сведений
Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.
Проводит беседу по вопросам:
Отвечают на вопросы. Определя-
Индивидуальная,
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания;
Устные ответы.
Оцени-
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Как выполнить вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд?
ют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию
фронтальная
выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные: прогнозируют
результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют
и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; оценивают результаты работы
вание уча-
щихся
Домашнее задание
Проводит инструктаж по выполнению домашней работы.
– Составьте и решите задачу
по круговой схеме:
Слушают учителя
фронтальная
Записывают
домашнее задание
Матем-2 Урок 30. угол
Цели деятельности учителя
создать условия для знакомства с понятием «угол»; способствовать развитию умения выполнять модель угла; учить определять на чертеже стороны и вершины угла; совершенствовать вычислительные навыки; содействовать развитию внимания и глазомера
Тип урока
Постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся – распознавать на чертеже и изображать прямую, луч, угол (прямой, острый, тупой); употреблять соответствующие термины; получат возможность научиться: понимать бесконечность прямой и луча.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; коммуникативные – выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи); регулятивные – организовывают свое рабочее место под руководством учителя; овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознают личностный смысл учения
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы совза-имо-действия
Универсальные учебные действия
Форма конт-роля
1
2
3
4
5
6
7
II. Актуализация знаний
Устный счет в игровой форме
Организует устный счет с целью актуализации знаний.
1. Заполните таблицу:
Первое слагаемое
38
5
60
16
4
69
Второе слагаемое
8
40
80
3
Значение суммы
74
87
93
34
89
70
2. Решите задачу:
Когда тетя Ася встала на весы, они показали 78 кг. А она мечтает иметь массу, равную хотя бы 70 кг. На сколько килограммов тетя Ася хочет похудеть?
3. Узнайте по рисунку, чей путь короче.
4. Сколько отрезков на чертеже?
Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. Выполняют задания устного
счета
Фронтальная
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: общеучеб-ные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу
Устные ответы
III. Сообщение темы урока
Сообщение темы урока. Определение целей урока
Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Рассмотрите чертежи.
– Найдите «лишнюю» фигуру. (Фигура № 2, так как нет углов.)
– Сегодня на уроке будем учиться строить углы
Слушают и обсуждают тему урока. От-вечают на вопросы учителя, формулируют цель
урока
Фронтальная
Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей
с учётом конечного результата.
Коммуникативные: умеют с до-статочной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Устные ответы
IV. Изучение нового материала
Вступительная беседа по теме урока
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Прочитайте диалог Миши и Маши.
– Как построить угол?
– Сколько углов построил Миша?
О понятии угла (см. справочный материал для учителя).
– Проведите из точки два луча. Вот так:
– У вас получились фигуры, которые называют углами. Лучи – это стороны угла; точка, из которой проведены лучи, – вершина угла
Читают ди-алог Миши и Маши.
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Строят углы
в тетради. Узнают, что лучи, которые образуют угол, называются сторонами
Индивидуальная, фронтальная
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определяют круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную инфор-мацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят
Устные ответы.
Выполнение
задания
в рабочей тетради
Работа по учебнику
(задание 1)
– Постройте несколько углов в тетради. Выделите каждый угол цветным карандашом.
– Как можно назвать лучи, которые образуют угол?
– Эти лучи называются сторонами.
– Сколько сторон имеет угол? (2.)
– Покажите стороны каждого угла.
– Чем отличаются стороны угла от сторон многоугольника? (Стороны угла можно продолжить.)
– Как можно назвать точку, из которой выходят стороны угла?
– Эта точка называется вершиной угла.
– Сколько вершин имеет угол?
– Покажите вершины каждого угла на чертеже
Узнают, что точка, из которой выходят стороны угла, называется вершиной угла
Фронтальная
закономерности, самостоятельно продолжаютих по установленному правилу; наблюдают и делают самостоятельные простые выводы; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
Регулятивные: используют в работе простейшие инструментыи более сложные приборы (циркуль); корректируют выполнение задания в дальнейшем.
Коммуникативные: участвуют в диалоге
Выполнение постро-ения углов в рабочей тетради
Практическая работа по теме урока
Организует практическую работу.
– На какую фигуру похож раскрытый веер? (На угол.)
– Возьмите веер и с его помощью образуйте такие же по виду углы, как те, которые изображены в учебнике.
– Покажите, используя веер, вершину и стороны каждого угла.
– Покажите вершину угла, стороны угла.
– Вершина – это точка, а стороны – лучи.
С помощью веера показывает острый, тупой и прямой углы
Показывают стороны и вершину угла
Фронтальная. Индивидуальная
Выполнение практической работы с веером
V. Первичное ос-мысление и закрепление
Работа по учебнику
(задание 3)
Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.
– Начертите два угла, которые имеют общую вер-
шину.
Выполняют дидактические упраж-нения, от-
вечают на вопросы,
Индивидуальная
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах
своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Устные ответы.
Выполнение
задания
– Сколько углов у вас получилось?
высказывают свое мнение.
Чертят углы, которые имеют общую вершину
Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; опре-
в рабочей тетради
Работа по учебнику(задание 4)
– Начертите два угла, которые имеют общую сто-
рону.
– Сколько углов у вас получилось?
Чертят углы, которые имеют общую сто-рону
Индивидуальная
деляют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
Регулятивные: используют в работе простейшие инструменты
и более сложные приборы (циркуль); корректируют выполнение задания в дальнейшем.
Коммуникативные: участвуют в диалоге
Выполнение
задания
в рабочей тетради
Работа по
учебнику
(задание 5)
– Начертите два угла, которые имеют общую вершину и общую сторону. Расположите углы так, чтобы один был внутри другого.
Чертят углы, которые имеют общую
вершину
и общую сторону
Индивидуальная
Выполнение
задания
в рабочей тетради
VI. Итоги урока.
Рефлексия
Обобщение
полученных
сведений
Предлагает учащимся оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.
Проводит беседу по вопросам:
Отвечаютна вопросы. Определяют свое
Индивидуальная,
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выпол-няют осознанное и произ-
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Покажите вершину угла.
– Покажите стороны угла
эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию
фронтальная
вольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изуча-емого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; оценивают результаты работы
Устные ответы.
Оценивание учащихся
Домашнее задание
Проводит инструктаж по выполнению домашней работы.
– Выполните задание по учебнику, с. 129, № 2
Слушают учителя
фронтальная
Записывают
домашнее задание
Справочный материал для учителя
С углами учащиеся знакомятся в ходе выполнения практических упражнений. С помощью модели прямого угла, которую легко сделать из куска бумаги, сложив его вчетверо, они учатся находить прямые углы на окружающих предметах, определять, имеет ли прямые углы данный на чертеже многоугольник.
В математике понятие угла часто определяют так: углом называют два луча, имеющих общее начало. В младших классах мы будем пользоваться понятием так называемого плоского угла: плоский угол – это два луча с общим началом и внутренней областью, ограниченной этими лучами.
Представление об угле как о части плоскости позволяет вести работу с опорой на модель, например, веер. С его помощью можно проиллюстрировать угол любого вида. При этом, конечно, учащимся следует сказать о том, что угол, как геометрическая фигура, имеет стороны, которые являются не отрезками, как у веера, а лучами. Луч – это бесконечная фигура. Поэтому угол – тоже бесконечная фигура; его стороны простираются как угодно далеко.
Рисунок 1Рисунок 45Рисунок 47Рисунок 48Рисунок 197Рисунок 198Рисунок 358Рисунок 359Рисунок 361Рисунок 402Рисунок 404Рисунок 40615