Технологическая карта по математике Сложение с числом 5
Технологическая карта урока
Учитель:
Ташмуханбетова Венера Хасяновна
Предмет:
Математика.
Авторы учебника:
В.Н. Рудницкая (Начальная школа XXI века)
Класс
1
Тип урока
Урок «открытия» нового знания.
Технология построения урока
Технология деятельностного метода.
Тема
«Прибавление и вычитание числа 5».
Цель:
Формировать умение прибавлять и вычитать число 5, учить выполнять последовательность учебных действий при выполнении заданий
Основные термины, понятия
Сложение, вычитание.
Планируемый результат
Предметные умения:
Умение прибавлять и вычитать число 5.
Применение новых знаний в жизненных ситуациях.
Личностные УУД:
Осознание практической важности изучаемого способа прибавления и вычитания числа 5.
выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат
формирование положительной учебной мотивации, элементарных навыков самоконтроля;
умение слушать в соответствии с целевой установкой;
дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно выделять и формулировать тему и цель урока;
учиться выполнять действия по заданному алгоритму;
учиться отличать правильно выполненное задание от неверного;
прогнозирование – предвосхищение результата;
умение анализировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Познавательные УУД:
Умения использовать научные методы познания;
наблюдать и делать выводы;
определять границы знания/незнания;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
Умение работать в группах;
слушать и понимать речь своих товарищей;
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы);
планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней речи;
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий: устанавливать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
уважительного отношения к одноклассникам;
умение строить речевое высказывание в устной форме.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная, индивидуальная, парная.
Книгопечатная продукция:
Рудницкая В.Н. Математика: 1 класс. учебник для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: Вентана -Граф, 2014;
Кочурова Е.Э. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 3 для учащихся общеобразовательных организаций.- М.: Вентана - Граф, 2016; тетрадь; проектор, электронная презентация, раздаточный материал, карточки для дифференцированной работы.
Технические средства обучения
Презентация по теме урока
Оборудование
Карточки для работы в группах.
Сигнальные карточки
Дидактические задачи этапов урока
№ п/п
Этапы урока
Дидактические задачи (цель этапа)
1
Мотивация к учебной деятельности
– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
2
Актуализация знаний и пробное учебное действие
– обеспечить выполнение учащимися пробного действия
3
Выявление места и причины затруднения
– выявить место (шаг, операция) затруднения;– зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
4
Построение проекта выхода из затруднения
– организовать постановку цели урока;– организовать составление совместного плана действий; определить ср-ва.
5
Реализация построенного проекта
– реализовать построенный проект в соответствии с планом;– зафиксировать новое знание в речи и знаках;– организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;– уточнить тему урока.
6
Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)
– организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
7
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
– организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;– организовать самопроверку по эталону, самооценку;– организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
8
Включение в систему знаний и повторение
– включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
9
Рефлексия учебной деятельности на уроке
– соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Технология изучения
Этапы урока
Формируемые умения
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Мотивация к учебной деятельности
Личностные:
эмоциональный настрой на урок, самооценка готовности к уроку.
Познавательные:
учебно-познавательный интерес к данному уроку
Коммуникативные:
уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Я желаю вам успешной работы в изучении математики.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки.Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Актуализация знаний и пробное учебное действие
Личностные:
умение слушать в соответствии с целевой установкой;
дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания;
Регулятивные:
уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение.Познавательные:
уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Формирование умения находить ответы на вопросы;
формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.Коммуникативные:
продолжение развития умения использовать простые речевые высказывания для передачи своего мнения.
Положительная мотивация.
Прежде чем начать урок, возьмём с собой математические знания, которые потребуются в дороге:1.Как называются числа при сложении?2. Как называются числа при вычитании?3. Какой закон сложения вы знаете?4. Из чего состоит задача?5. Назовите состав числа 5.6. Сколько надо прибавить к каждому из этих чисел, чтобы получилось число 10. (7,6,9,8)Молодцы, а теперь я предлагаю вам следующее задание. Волк и заяц составляли друг для друга примеры и решали их. Проверьте правильность выполнения заданий представленных на сайте.
Заяц.
9 + 2 = 118 + 5 = 1212 – 4 = 813 – 3 = 10
Волк.
8 + 3 = 1112 – 5 = 611 –2 = 914 – 10 = 4
Организует актуализацию умений решать задачи на нахождение целого или частей.Организует обобщение актуализированных знаний. Предлагает задание для пробного действия. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.Организует фиксирование индивидуального затруднения.
Отвечают на вопросы учителя.
Решают задачи на нахождение целого или частей.
Проверяют правильность выполнения заданий.
Выполняют пробное учебное действие.
Фиксируют индивидуальные затруднения.
Выявление места и причины затруднения
Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
– Кто нашёл значения всех выражений?Скажите, значения всех ли выражений были найдены правильно?В чём причина ошибки, которую допустили герои? (Заяц и волк не знают, как прибавлять число 5)А где мы встречаемся с числом 5? (На руке 5 пальцев, у пятиугольника 5 сторон)
Организует выявление места затруднения.Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
Под руководством учителя выявляют место затруднения.Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
Построение проекта выхода из затруднения
Регулятивные:
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.Регулятивные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Сформулируйте тему урока и его цель (Тема урока: прибавление и вычитание числа 5; цель: научиться прибавлять и вычитать число 5). Наметим шаги работы на уроке.1. Попробуем2. Сопоставим с нашими знаниями.3. Устраним затруднение4. Примени новое знание на практике.Какие знания помогут нам объяснить нашим героям, как прибавлять число 5? (Мы знаем, как прибавить число 1 и число 4, 3 и 2, 4 и 1, 2 и 3)
Организует постановку цели урока.Организует составление совместного плана действий.Организует определение средств.
С помощью учителя ставят цель урока.Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.Называют средства.
Реализация построенного проекта
Познавательные:
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.Регулятивные:
Уметь работать по коллективно составленному плану.
Работаем по группам. Каждая группа получает свою карточку. Ваша задача объяснить нашим героям, как можно прибавить число 3. От каждой группы представитель будет защищать свой способ нахождения результата.После защиты появляются на экране карточки – эталоны.8 + 5 = 8 + 2 + 3 = 1311 – 5 = 11 – 1 – 4 = 69 + 5; 6 + 5; 7 + 5; 12 –5; – Какие моменты мы не рассмотрели? (13 – 5; 14 –5)–Значения каких выражений можно найти, зная равенство 14 – 5 = 9?(14 – 9 = 5, 9 + 5 = 14, 5 +9 =14)– Примените новые знания к решению этих примеров:
38 + 5 и 32 – 5
– Чтобы отдохнуть, решим сначала примеры:
20 – 7 * 2 =52 – 10 * 5 =19 – 8 * 2 =15 * 2 – 28 =10 : 5 + 3 =
– Дети, похлопаем ученику, решившему пример.(Указываю на число – ответ – дети выполняют действия)6 – столько раз ногами топнем,2 – столько раз в ладони хлопнем,3 – мы присядем столько раз,2 – мы наклонимся сейчас,5 – мы подпрыгнем столько.Ай да счёт! Играй и только!
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.Организует уточнение темы урока.
Под руководством учителя выполняет составленный план действий.Отвечают на вопросы учителя.Фиксируют новое знание в речи и знаках.Под руководством учителя формулируют тему урока.
Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)
Регулятивные:
уметь вычитать числа, используя правило. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
На какие же части мы разбили число 5? (4 и 1, 2 и 3, 1 и 4)Посмотрите, я записала несколько выражений, будем находить результат, Образец рассуждения:
1) определяю, какие числа даны 2) применяю правило 3) выполняю вычисление удобным для меня способом 4) называю результат
Дидактическая игра «Лукошко»
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Регулятивные:
Уметь вычитать числа, используя правило. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные: формулировать собственное мнение,
задавать вопросы.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону)
Работа в тетради (с. 48)
Эталон для самопроверки.
– У кого всё правильно?– У кого есть ошибки?– В каком месте ошибки?– В чём причина?
– Перед вами три задачи, выберитезадачу по силам.
№1 Во дворе 7 девочек, а мальчиков на 3 больше. Сколько мальчиков?№2 Во дворе 7 девочек, а мальчиков 10. Сколько детей?№3 Во дворе 7 девочек, а мальчиков на 3 больше. Сколько детей?
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.Организует самопроверку по эталону.Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.Организует самооценку
Выполняют задание самостоятельно в тетради.Выполняют самопроверку по эталону.Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.Выполняют самооценку
Включение в систему знаний и повторение
Регулятивные:
отличать верно выполненное задание от неверного;
Познавательные: определять границы знания/незнания;
Коммуникативные: слушать и понимать речь других;
умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Предметные: владеть приемами выполнения прибавления и вычитания числа 5.
Работа по учебнику с 69 №5.
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует работу в парах.
Знакомятся с заданием. Выполняют, опираясь на изученные способы прибавления.
- самопроверка
- работа в группах
Работают в парах
уметь слушать
-уметь говорить тихо
-уметь договариваться.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
– Мы хорошо потрудились и теперь подводим итог работы на уроке.– Какую цель ставили? Достигли цели?Расскажите, чему научились на уроке.– Оцените свою деятельность на уроке.Я сегодня – (узнал, повторил, удивился, научился, запомнил).
Организует фиксирование нового содержания.Организует рефлексию.Организует самооценку учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.Делают самооценку.
15