Конспект урока по математике Тема: таблица умножения и деления с числом 7.
Математика Дата: ________
Тема: таблица умножения и деления с числом 7.
Цели:
1. составить и выучить таблицу умножения и деления на 7.
2.Развивать логическое мышление, память, внимание.
3.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, интерес к изучаемому материалу.
Тип урока: стандартный
Вид урока: изучение нового материала
Оборудование: карточки, демонстрационный материал.
Этапы
урока Содержание МО ФО
ПД УУ
Орг.
момент
Устный счёт.
Минутка чистописания
Актуализация знаний
Работа над темой урока
Итог урока 1.Психолго-педагогический настрой класса на работу.
– Ребята, прозвенел звонок, начинается урок.– Прочитайте пожелание на сегодняшний урок. («С хорошим настроением принимайся за работу!»)– Почему работу надо начинать с хорошим настроением?– А что делать, если у человека плохое настроение, а надо работать? (Постараться изменить настроение, заставить себя включиться в работу.) – Давайте мы тоже настроимся на работу.
Ну-ка, в сторону карандаши!Ни костяшек, ни ручек, ни мела.Устный счёт! Мы творим это делоТолько силой ума и души.
Игра «Молчанка» с использованием плаката «Цветок».1. В центре «Цветка» устанавливается число 3.а) учащимся под руководством одноклассника предлагается посчитать тройками от 3 до 30 и обратном порядке;б) учитель в произвольном порядке указывает на числа от 3 до 30. Учащиеся получают задание назвать 1/3 часть каждого из указанных чисел. Ответ необходимо давать полный.
2. В центре «Цветка» устанавливается число 6.а) учащимся под руководством одноклассника предлагается посчитать шестёрками от 6 до 60 в прямом и обратном порядке;б) учитель задаёт образец формулировки с использованием названий компонентов действий и в произвольном порядке указывает на три числа от 6 до 60. Учащиеся отвечают по образцу.К примеру, делимое 30 делитель 6 частное 5;произведение 30, один множитель 6, второй 5.
Работа в тетрадях: – Запишите в тетрадях число. Классная работа.– На минутке чистописания у нас сегодня счёт через 7. Повторим.- Отгадайте загадку.Нас 7 братьев,Годами все равны,А имена разные.Угадайте, кто мы?- О чём идет речь? (О днях недели.)- Сколько дней в неделе? (7.)Учитель открывает на доске изображение дней недели: - Вот они, 7 братьев. Вспомните, где ещё встречается число 7? (7 цветов радуги, 7 нот, и т. д.)- Что интересного в их внешности? (Носик – это номер дня.)- Какие знаки препинания вы увидели, прочитав загадку? (Знак вопроса, точка, двоеточие.)- Какие из них похожи на математические знаки? (На знак действия умножения и деления.)- Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Умножению и делению, связанными с числом 7.)Учитель открывает на доске опорную схему:- Как же будет построена работа на уроке? (Мы сначала поймем, что мы еще не знаем, а потом постараемся сами «открыть» новое знание.)- С чего начнем свою работу? (С повторения необходимых знаний.)2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.- Вы сказали, что в неделе 7 дней. Я для вас приготовила 7 заданий.С обратной стороны каждого человечка (дня недели) задание.1) Актуализация взаимосвязи действий умножения и деления.- Как называется первый день недели? (Понедельник.) Учитель переворачивает карточку с изображением первого человечка и читает заданиеОдин из учащихся выполняет задание у доски, остальные учащиеся работают в тетрадях:
5 · 7 = 35
7 · 5 = 35
35 : 5 = 7
35 : 7 = 5- Какими правилами вы воспользовались при составлении этих равенства? (Правилом взаимосвязи умножения и деления.)
2) Тренинг вычислительного навыка.- Какой второй день недели? (Вторник.)Учитель переворачивает карточку с изображением второго человечка и читает второе задание: - Найдите значения следующих выражений.- Посмотрите на выражения. Что в них общего? (Во всех выражениях один их компонентов равен 7.)- Какое выражение лишнее? (Последнее, так как во всех выражениях действие умножение, а в этом выражении – действие сложения.)- Подумайте, как изменить это выражение, чтобы оно подходило ко всей группе? (6 • 7.)- Почему? (Так как 35 это произведение 7 и 5, то если мы возьмем еще раз по 7, то получим произведение чисел 7 и 6.)Учитель под выражением 35 + 7 записывает выражение 7 • 6.- Найдите значения данных выражений.Учащиеся с места называют ответы, учитель записывает ответы на доску. Получается ряд чисел:
35, 28, 14, 21, 7, 42- Расставьте данные числа в порядке возрастания.Один из учащихся расставляет числа в нужной последовательности на доске, остальные учащиеся работают в тетрадях.- Что интересного вы заметили? (Числа кратны семи, увеличиваются на 7.)- Что помогло вам быстро выполнить это задание? (Мы эти случаи умножения выучили.)3) Пробное действие.- Что вы повторили? (Мы повторили взаимосвязь умножения и деления, изученные случаи умножения числа 7.)- Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)- Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)- Какой следующий день недели после вторника? (Среда.)- Что вы можете сказать об этом дне? (Это середина рабочей недели.)- Вот мы с вами подошли к середине нашей работы.Учитель переворачивает карточку с изображением третьего человечка и показывает учащимся задание для пробного действия
8 · 7 =- Что нужно сделать в этом задании? (Найти произведение чисел 8 и 7.)- Что нового в нем? (Мы не изучали такой случай умножения.)- Сформулируйте тему сегодняшнего урока более точно. (Таблица умножения и деления на 7.)- Найдите произведение данных чисел.- Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Кто не выполнил это задание?Учащиеся поднимают руки.- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти значение данного выражения.)- Кто выполнил это задание?Учащиеся поднимают руки. Несколько ответов учитель может выписать на доску.- Обоснуйте свое мнение.(пользоваться таблицей запрещено)- Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свой ответ.)- Какой следующий шаг на нашем уроке? (Самим «открыть» новое знание.)Физминутка 3. Построение проекта выхода из затруднения.- Итак, переходим к следующему этапу нашего урока – будем сами находить способ.- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» таблицу умножения и деления на 7.)- С каким наибольшим произведением вам известен случай умножения на 7? (7 умножить на 6, будет 42.)- С какого случая вы начнете заполнять таблицу? (7 умножить на 7.)- Как эту таблицу удобнее заполнять? (Присчитыванием по 7.)- Что еще нужно составить. Вспомните, что мы повторили в самом начале урока? (Взаимосвязь умножения и деления.)- Значит, сколько нужно заполнить таблиц? (4.)- Как удобнее их заполнять? (По строчкам.)4. Реализация построенного проекта.- Откройте учебники на странице 145 и составьте таблицы .- Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в таблицу умножения.)- Проверьте произведения первой таблицы по таблице умножения.Учащиеся проверяют свои ответы по таблице умножения.- Итак, сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно, верно составили таблицу умножения и деления на 7.)Учитель открывает на доске эталон.7 • 7 = 497 • 8 = 567 • 9 = 63- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)- Что вы можете теперь делать? (Выполнять деление и умножение на 7.)- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Фронтальная работа. - Какой следующий день после среды? (Четверг.)Учитель переворачивает карточку с изображением четвертого человечка и показывает номер задания.№ 6 стр.146- Какую по счету карточку нужно перевернуть? (Карточку номер пять.)- Какой это день недели? (Пятница.)Учитель переворачивает на доске пятую карточку и показывает номер задания.№ 3 стр.1456. Включение в систему знаний и повторение.- При выполнении, каких заданий нам нужно будет выполнять умножение и деление на 7? (В примерах, в задачах.)- Номер задания для повторения записан на обратной стороне карточки с шестым человечком.№ 2, стр. 145- Прочитайте задание.- Что нужно сделать? - Прочитайте задачу.- Выполните это задание.Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях.7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.- Посмотрите на доску, какая карточка осталась не перевернутой? (Седьмая.)- Что это за день недели? (Воскресенье.)- Что это за день? (Это выходной.)- Что вы делаете в воскресенье? (Отдыхаем.)- Пришло время отдохнуть и проанализировать работу на уроке.- Какова была цель сегодняшнего урока? (Составить и выучить таблицу умножения и деления на 7.)- Удалось ли достичь цели?- Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.- Вспомните, как вы работали на уроке, были ли трудности?- Что будете делать дома для того, чтобы эти знания окрепли? (Будем учить таблицу умножения и деления на 7, выполнять задания, …) Домашнее задание: стр.146 №5,8 таблица