Технологическая карта урока математики Вычитание натуральных чисел. Свойства вычитания числа из суммы и суммы из числа, 5 класс
Технологическая карта урока
Журавлева Лариса Николаевна,
учитель математики
МБОУ СОШ № 16 г.Бугульма РТ
Класс: 5
Тема: Вычитание натуральных чисел. Свойства вычитания числа из суммы и суммы из числа.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели: а) усвоение свойств вычитания суммы из числа и числа из суммы, закрепление и развитие навыков сложения и вычитания натуральных чисел;
б) развитие логического мышления, математической грамотности и культуры, точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, коммуникативных способностей обучающихся;
в) воспитание интереса к математике, чувства коллективизма, умения слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: обучающиеся осознанно применяют свойства сложения и вычитания при решении текстовых задач и нахождении значений выражений.
Метапредметные результаты: обучающиеся умеют обрабатывать информацию; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
Личностные результаты: обучающиеся проявляют положительное отношение к урокам математики, умеют давать оценку результатов своей учебной деятельности; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, обосновывать свою точку зрения и уважительно относиться к иным мнениям.
Метод обучения: метод проблемного обучения.
Технология обучения: технология деятельностного метода (метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности).
Оборудование: компьютер, интерактивная и меловая доски, мультимедийный проектор, документ- камера.
Материалы: «Математика 5»: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд – М.: Мнемозина, 2012; технологическая карта урока, презентация Power Point, конверты с заданиями, карточки с ключами, памятка-алгоритм, карта саморефлексии.
Этапы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Форма обучения
Результативность
I. Мотивация к учебной деятельности
1) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;2) создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность
Организует быстрое включение обучающихся в урок. Мотивирует к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок математики. Народная мудрость гласит: "Всякое умение трудом даётся", "Около чего постараешься, тому и порадуешься!", "Старание и труд свое возьмут!"
Слайд 1
- Вот и сегодня, приложив старание, вы сможете достигнуть хорошего результата.
Включаются в деловой ритм урока.
фронтальная
Побуждение к учебному действию на основе положительной эмоциональной доминанты
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
1) организовать актуализацию знаний и умений;
2) выполнение обучающимися пробного учебного действия;
3) фиксирование обучающимися индивидуального затруднения
Организует актуализацию знаний и умений
Слайд 2
Слайд 3
- На доске записаны примеры. В чем будет состоять ваша задача?
Слайд 4
Высказывают своё предположение.
Доказывают, что действия выполнены неверно, используя прикидку результата, определяя последнюю цифру результата.
Высказывают своё предположение.
- Вычислить устно.
- Решить по действиям.
- Вычислить удобным способом.
Вычисляют значения пяти первых выражений, используя свойства сложения.
Фиксируют индивидуальное затруднение.
фронтальная
Развитие самоорганизации в учебном действии, в самопроверке (Личностные УУД)
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
III. Выявление места и причины затруднения
1) выявить место (шаг, операция) затруднения;
2) зафиксировать во внешней речи причину затруднения
Организует выявление места затруднения
- В каком месте возникло затруднение?
Слайд 5
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения
- А как же быть с двумя последними выражениями? Сколько же в классе мнений? Почему?
Обращает внимание детей на свойства сложения.
- Что особенного вы заметили в предыдущих примерах?
- Какие действия содержатся в последних примерах?
- Знаете ли вы свойства вычитания?
- Сформулируем тему урока? Вывешивается слайд с названием темы
Слайд 6
Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
- Последние два примера трудно решить устно.
- Их нужно решать письменно.
- По действиям.
Возникает спор.
- Их было легко вычислить. - Использовали свойства сложения)
- Сложение и вычитание
- Свойства вычитания
эвристическая беседа, фронтальная дискуссия
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
1) организовать постановку цели урока;
2) организовать составление совместного плана действий;
3) определить средства;
4) уточнить следующий шаг учебной деятельности
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.- Какой следующий шаг учебной деятельности?
Организует постановку цели урока.- Определите цель урока.
Организует составление совместного плана действий.
- Какую проблему ставите? - Чтобы решить проблему, будете действовать по плану.
Что вам поможет?
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.- Сам найду способ
С помощью учителя ставят цель урока.
- Открыть свойства вычитания суммы из числа и числа из суммы.
Проговаривают план действий с помощью учителя.- Наш план действий:1. Решаем пример по действиям. 2. Рассуждаем, можно ли получить такой же ответ, переставляя числа.3. Проверяем правильность рассуждений с помощью координатного луча.4. Делаем вывод.
- Свой опыт.
- Наши наблюдения.
- Учитель.
фронтальная дискуссия
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
V. Реализация построенного проекта
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать новое знание в речи и знаках;
3) организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
4) уточнить тему урока
1. «Сами найдём способ»
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
Организует парную работу либо работу в группах. (на столах конверты с карточками см. приложение)
Организует уточнение проблемного вопроса.
- Группы готовы к ответу.
- Вспомните проблемный вопрос.
После ответа одной или нескольких групп, делается общий вывод.
Организует сопоставление версий решения проблемы с правилами учебника (стр.42).
Слайд 7
Слайд 8
Организует устранение затруднения.
Вывод
Слайд 9
Слайд 10
Под руководством учителя выполняет составленный план действий
Выполняют задание на карточках из конверта №1 (3 примера на свойство вычитания суммы из числа).
Выполняют задание на карточках из конверта №2 (3 примера на свойство вычитания числа из суммы).
Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке; выбирают, кто будет отвечать.
Проговаривают проблемный вопрос урока.
С помощью документ-камеры демонстрируют решение заданий на карточках
Сопоставляют свои версии решения проблемы с правилами учебника (стр.42)
.
фронтальнаяиндивидуальная, групповая, работа в парах
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им
(Коммуникативные УУД).
VI. Первичное закрепление
Физкульт-минутка
1) организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи;
2) создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Вычисление значений выражений с комментированием вслух.
Слайд 11
№ 391, 263(а)
- Кто с трудом в ладу, тот и с отдыхом не в споре.
Проводится комплекс упражнений для глаз (Здоровьесберегающие технологии)
Слайд 12
Выполняют задание в тетради, проговаривая новые понятия.
Выполняют задание, записывают решения в тетради и на доске.
фронтальная
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1) организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
2) организовать самопроверку по эталону с последующей оценкой результатов;
3) организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками
Организует выполнение обучающимися самостоятельной работы на новое знание (конверт № 3 с самостоятельной работой см. приложение)
Слайд 13
Организует самопроверку (взаимопроверку) по эталону (конверт № 4 с эталоном к самостоятельной работе см. приложение)
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
- У кого всё правильно?
- У кого есть ошибки?
- В каком месте ошибки?
- В чём причина?
- Исправьте ошибки.
Выполняют задание самостоятельно.
Выполняют взаимопроверку по эталону. Фиксируют результаты.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.
Индивидуальная самостоятельная работа
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
3) соотнести ее цель и результаты;
4) зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
- Над какой темой вы сегодня работали?
- Вернемся к началу урока. Вспомните, какое задание у вас вызвало затруднение, сможете ли вы решить эту задачу?
Домашнее задание:
базовый уровень – п.7, № 325(б), 290, 283;
повышенный уровень – ДМ Ершовой, стр.25-26, вариант Б1, № 2, 3, 4;
высокий уровень– ДМ Ершовой, стр.27, вариант В1, № 2, 3, 4;
Отвечают на вопросы учителя.
Делают самооценку.
Записывают в дневники задание.
фронтальная
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)
Список литературы
Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд – М.: Мнемозина, 2012.
Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса/ Ершова А.П., Голобородько В.В. – М.: ИЛЕКСА, 2011.
Математика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Я.Виленкина и др. / Л.П.Попова –Москва: ВАКО, 2011.
Математика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Я.Виленкина и др. /З.С.Стромова, О.В.Пожарская. – Волгоград: Учитель, 2008.
слайд 1слайд 3слайд 8слайд 9слайд 11слайд 1215