Человек и мир. Животный мир саванн


Тема урока: Животный мир саванн
Цель урока: 
Дать детям понятие о разнообразии животного мира саванн.
Задачи урока:
Образовательная:
— содействовать дальнейшему развитию у школьников умения устанавливать особенности приспособления животных к условиям жизни в саванне, а также устанавливать взаимосвязи в природе; расширить знания о разнообразии животных.
Развивающая:
— развивать наблюдательность детей.
Воспитательная:
— воспитывать любовь к природе, интерес к разнообразию животного мира саванн.
Оборудование: таблица «Растительный мир саванн», видеопроектор, презентация «Животные саванны» — скачать презентацию, видеофрагмент «Животные саванны», учебник 3 класса, карточки «Цепи питания».Тип урока: комбинированный урок.
План урока
I. Организационный момент (2 мин)
II. Проверка ранее изученного материала (6 мин)
III. Изучение нового материала (17 мин)
IV. Закрепление (14 мин)
V. Подведение итогов урока (2 мин)
VI. Рефлексия (2 мин)
VII. Домашнее задание (2 мин)
Ход урока
I. Организационный момент
— Садитесь, ребята. Начинаем наш урок.
II. Проверка ранее изученного материала
Дети сдают на проверку тесты, выполненные дома.
— Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы вспомним то, что проходили на прошлом уроке.
Индивидуальный опрос.
— Какие растения встречаются в саваннах?
— Какая здесь погода?
— Что вы знаете о баобабах?
Самостоятельная работа с таблицей.
— Подпишите таблицу.
— Отметьте знаком «+» особенности растительного мира саванн.

— Передаём таблицы на первую парту.
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня продолжим путешествие по саваннам и узнаем, какие животные там обитают. (Слайд 1)
Работа с учебником.
— Откройте учебник на с. 97. Читаем со слов «В саваннах обитает…».

Индивидуальный опрос.
— Названия каких животных встретились вам в тексте?
— Что вы узнали о слонах?
(Слайд 2)

— Как вы думаете, почему животный мир саванн так богат и разнообразен?
Работа с учебником. Чтение вывода с целевой установкой.
— Давайте прочитаем выводы учебника на с. 99 и найдём ответ на этот вопрос.

Целевая установка.
— Ребята, сегодня вы узнаете о многих животных саванн. Чтобы узнать о следующем животном, отгадайте загадку.
Отгадывание загадки.
— У него огромный рот,
Он зовется …
Ответ: Бегемот.
(Слайд 3)

Рассказ учителя.
— Бегемот — одно из крупнейших современных наземных животных. Вес крупных старых самцов иногда превышает 4 тонны. Бегемоты проводят бо́льшую часть светлого времени суток в воде. Бегемот, по ряду данных, является самым опасным зверем Африки — от его нападений гибнет значительно больше людей, чем от нападений львов, буйволов или леопардов. Внешность бегемота весьма характерна. У него массивное бочкообразное туловище на коротких толстых ногах. Ноги настолько короткие, что брюхо его при ходьбе почти касается земли. Бегемот — травоядное животное. Корм бегемотов — околоводная или наземная трава.
В настоящее время бегемот обитает только в Африке. Их популяция постоянно сокращается. Часто это вызвано тем, что в неблагополучных странах Африки государство не в силах наладить адекватные мероприятия по борьбе с браконьерством.
— Отгадайте следующую загадку.
Отгадывание загадки.
— Вот так лошадка! –
Воскликнул Андрейка, —
Словно большая
Тетрадка в линейку!
Ответ: Зебра
(Слайд 4)

Рассказ учителя.
— Зебра — чёрная лошадь в белую полосу. Полоски являются, вероятно, средством маскировки против мух цеце, чьи глаза не воспринимают подобной окраски. Согласно другой гипотезе, полоски являются также хорошей маскировкой от хищников, так как из-за них труднее оценить очертания тела животного. Каждая зебра имеет уникальный рисунок из чёрных и белых полос, подобно отпечаткам пальцев у человека. По рисунку детёныш зебры узнаёт свою мать. Первое время после рождения жеребёнка она прикрывает его своим телом от сородичей, чтобы он запомнил её окраску.
Отгадывание загадки.
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев.
Ответ: Жираф
(Слайд 5)

Рассказ учителя.
— Жираф является самым высоким наземным животным планеты. Тёмный язык жирафа очень длинный и мускулистый: жираф может высовывать его на 45 см и способен хватать им ветки. Рисунок на шерсти состоит из тёмных пятен, выделяющихся от более светлого оттенка базовой окраски, и у каждого жирафа индивидуален, как у человека отпечатки пальцев. Жирафы умеют быстро бегать и в случае острой необходимости достигают галопом скорости 55 км/ч, то есть на коротких дистанциях они могут перегнать скаковую лошадь. Однако, как правило, они ходят не спеша, передвигая одновременно обе правые ноги, затем обе левые. Из-за своего большого веса и тонких ног жирафы могут ходить только по твёрдой поверхности.
— Большое количество травоядных животных привлекает в саванну многочисленных хищников. Давайте же узнаем, какие хищники встречаются в саваннах.
Отгадывание загадки.
Царь зверей раскатисто рычит,
Всех зверей собрать спешит,
На камень грациозно сев,
Скажите, кто же это — …
Ответ: Лев
(Слайд 6)

Рассказ учителя.
— Лев – хищное животное. Львы охотятся на крупных антилоп и зебр. Лев – очень крупный зверь. Масса тела взрослого самца достигает 280 кг, длина тела 240 см, хвоста – 110 см. Львицы поменьше и отличить их от самца очень легко: они не имеют гривы. Грива – характерная особенность самца льва. Львы сейчас встречаются только в Африке.
Отгадывание загадки.
Самый быстрый хищный зверь
Обитает здесь, поверь!
Кто же это?
Ответ: Гепард
(Слайд 7)

Рассказ учителя.
— У гепарда тело стройное, с развитой мускулатурой и практически без жировых отложений, кажется даже хрупким. Небольшая голова, высоко расположенные глаза и маленькие закруглённые уши — то есть аэродинамическое построение тела, что служит для лучшей обтекаемости во время бега. Окраска песочно-жёлтая, с разбросанными по всему телу мелкими чёрными пятнами, по бокам морды — тонкие чёрные полосы. Чаще всего гепарды охотятся на мелких антилоп. В отличие от других кошачьих, гепарды охотятся, преследуя добычу, а не из засады. Сначала они приближаются к выбранной жертве на расстояние около 10 метров (при этом практически не скрываясь), а затем пытаются поймать её в коротком забеге. В погоне за жертвой развивает скорость до 110—115 км/ч, разгоняется до 75 км/ч за 2 секунды. Гепард также способен быстро менять направление бега. Когти его действуют как шиповки при беге. Несмотря на высокую скорость, около половины погонь заканчивается безуспешно.
Физкультминутка
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена
И расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко.
IV. Закрепление
Приём «Составь описание».
— Рассмотрите рисунок страуса на с. 99 учебника и попробуйте его описать. (2-3 ученика пробуют составить описание страуса)
— Ребята, у кого получилось самое точное описание?
Игра «Узнай по описанию»
— В Африке живут:
огромные, сильные, длинноносые, «большеухие»     …; (слоны)
большие, толстокожие, исключительно растительноядные…; (бегемоты)
пугливые, быстрые, полосатые, черно-белые, длинноногие …; (зебры)
пятнистые, длинношеие, длинноногие …; (жирафы)
пятнистые, быстрые, хищные, «усатые» …; (гепарды)
сильные, рыжие, гривастые … (львы)
Фронтальный опрос.
— Какие из угаданных вами животных являются травоядными?
— Какие из них являются хищными?
Приём «Убери лишнее». Работа по карточкам.
Жираф, кролик, лев, олень, зебра, кузнечик, страус, журавль, слон, гепард.
Составление цепей питания. Работа у доски по карточкам.
Осока – зебра – лев, слоновья трава – антилопа – гепард.
Просмотр видеофильма о животных саванн. (прим. автора: в связи с утратой подходящего видеофрагмента про животный мир саванн я поставила здесь видео для малышей. А для урока рекомендую вам самостоятельно подобрать интересное видео длительностью до 5 минут)V. Подведение итогов урока
— Какие животные преобладают в саваннах?
— Назовите травоядных животных саванн. А хищных?
— Почему в саваннах так много разнообразных животных?
VI. Рефлексия
— О чём вам было интересно узнать?
— Что понравилось больше всего?
— Вы все молодцы. Очень хорошо поработали на уроке.
VII. Домашнее задание
Ответить на вопросы на стр.100 учебника, подготовить рассказ об одном из животных на выбор.