Методическая разработка урока по истории России, тема: «Русско-японская война. 1904-1905 гг.»


Министерство образования и науки Хабаровского края
КГБ ПОУ «Хабаровский дорожно-строительный техникум»
Тема: «Русско-японская война. 1904-1905 гг.»

Автор: Н.В.Медная,
преподаватель истории
г. Хабаровск
2017 г.
Название работы: Методическая разработка урока по истории России,
тема: «Русско-японская война. 1904-1905 гг.»
Автор: Н.В.Медная, преподаватель истории.
Краткая аннотация: Методическая разработка урока по истории России «Русско-японская война. 1904-1905 гг.» выполнена с использованием современных педагогических и информационных технологий, она содержит проблемные задания, опережающие задания, самостоятельную работу в группах по извлечению первичной информации, презентацию содержания урока и документальных материалов, материалы первичного контроля знаний для закрепления полученных знаний.
680014 г. Хабаровск, Восточное шоссе, 24
Цели урока:
подвести учащихся к пониманию того, что русско-японская война явилась следствием обострения империалистических противоречий в их борьбе за передел мира; что поражение царизма – следствие всей его политической, экономической и военной организации, ускорило начало первой русской революции;
формирование и развитие информационных, кооперативных компетенций учащихся, а также компетенций решения проблемных ситуаций (навыки работы с картой и учебной литературой, работа в группе, поиск логического решения проблемы);
через иллюстрацию героических страниц истории России продолжить формирование активной гражданской позиции учащихся, воспитывать патриотов своей Родины, испытывающих чувство гордости за героизм и мужество русских солдат и матросов.
Оборудование урока:
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, презентация урока.
Учебная карта «Русско-японская война. 1904-1905 гг.»
Учебник Артемов В.В.
Лубченков Ю.Н. История: учебник. М. 2011 г. Часть 1 Стр. 100-104
Алгоритм работы с текстом учебника, 15 экземпляров, на каждый стол.
Комплект заданий для закрепления и проверки знаний учащихся.
Тип урока: сообщение новых знаний
План урока:
Особенности внешней политики России в начале XX века. Международная обстановка на Дальнем Востоке.
Причины русско-японской войны и готовность противников к войне.
Начало и ход русско-японской войны (начло войны, подвиг «Варяга», военные действия на суше, оборона Порт-Артура, Цусима).
Портсмутский мир. Политические итоги войны.
Ход урока:
Вводное слово преподавателя – тема, цели урока, определение проблемного задания: С.Ю.Витте писал, вспоминая о событиях 1904-1905 гг.: «И не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки, или, правильнее, наше мальчишеское управление 140 миллионами населения в последние годы».
Что имел в виду С.Ю.Витте? Почему Российская империя потерпела поражение в войне против Японии? (На эти вопросы необходимо ответить после изучения темы урока).
В начале XX века усилилась неравномерность развития капиталистических стран: обгоняя по темпам и уровню развития старые колониальные страны (Англию и Францию), молодые капиталистические страны (США, Германия, Япония) стремились к территориальным приобретениям и новым рынкам сырья и сбыта. Российская внешняя политика вступила в противоречия с политикой Англии, Германии и Японии, особенно за влияние в Китае, Корее, Маньчжурии.
После японо-китайской войны 1894 года Китай уступил Японии Ляодунский полуостров. Россия предложила Японии отказаться от аннексии Ляодунского полуострова – Япония уступила. В 1896 году Россия заключила с Китаем оборонительный союз против Японии и соглашение о строительстве КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги). В 1898 году Россия получила от Китая в аренду Порт-Артур с правом превращения его в военную базу. Через год началась открытая экспансия капиталистических государств в Китай (доктрина «открытых дверей»), восстание «ихэтуаней» было подавлено объединенными силами империалистических государств. Российское правительство под предлогом охраны КВЖД ввело свои войска в Маньчжурию. Союзный договор Англии и Японии (1902 г.) поддержали США. 25 января 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией и в ночь на 26 января 1904 года без объявления войны напала на русскую эскадру в Порт-Артуре. Так началась русско-японская война.
Причины войны:
а) борьба за передел мира;
б) желание усилить свое влияние в бассейне Тихого океана и в Китае;
в) захват Дальнего Востока (Япония);
г) предотвращение революции (Россия).
Готовность к войне:
Россия – малочисленная армия на Дальнем Востоке; малая пропускная способность Сибирской железной дороги; укрепление Порт-Артура не закончено; воровство, казнокрадство и продажность военных чиновников и офицеров; недооценка противника: «Нам нужна маленькая победоносная война»; внешнеполитическая изоляция.
Япония – перевооружение армии; кредиты Англии и США; построен мощный военный флот.
Основные события русско-японской войны:
а) начало войны – яркий рассказ учащегося о подвиге крейсера «Варяг» и канонерки «Кореец» (опережающее задание)
б) Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (стр. 100-104)

п\пДата Событие Итоги
1. 27.01.1904 г. Нападение на Порт-Артур и «Варяг» у Чемульпо Начало войны
2. Июнь-декабрь 1904 г. Оборона Порт-Артура Капитуляция Порт-Артура (Стессель)
3. 17-21 августа 1904 г. Сражение под Ляояном
(Японские войска накануне поражения) Приказ Куропаткина отступать, оставив Порт-Артур обороняться в одиночку
4. Февраль 1905 г. Сражение под Мукденом
(Неудовлетворительные действия царского командования, неразбериха в управлении войсками) Тяжелое поражение – потери 90 тысяч человек. Армия морально подавлена, потеряла боеспособность.
5. 14-15 мая 1905 г. Цусимское морское сражение Гибель 2-ой Тихоокеанской эскадры
6. Август 1905 г. Портсмутский мирный договор Япония утвердилась в Корее, получила право на аренду Ляодунского полуострова, южную часть острова Сахалин.
Просмотр слайдов и отрывка видеофильма
«Русско-японская война 1904-1905 гг.»
Попробуйте теперь объяснить слова С.Ю.Витте.
(Ответы учащихся)
Русский народ дорого заплатил за эту авантюру царизма: 270 тысяч убитых и раненых, огромные расходы на войну, гибель почти всего Тихоокеанского флота. Военные поражения царизма способствовали развертыванию революционного движения, ослабили международные позиции России, увеличивали ее зависимость от более сильных империалистических держав.
Закрепление (тестовый контроль – тест-пятиминутка в 4-х вариантах разного уровня сложности).
Определение домашнего задания:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник. М. 2011 г. Часть 1 Стр. 100-104
Написать эссе: А.С.Новиков-Прибой так оценил подвиг моряков «Варяга» и «Корейца»: «… Их гибель была большой победой русского духа». Объясните смысл этого утверждения, опираясь на известные вам факты русско-японской войны.
Оценка знаний учащихся
Приложение 1
Алгоритм изучения военных событий
Причины и характер войны:
основные противоречия, приведшие к войне;
подготовка к войне, соотношение сил;
планы сторон.
Ход военных действий:
повод к войне и ее начало;
основные сражения и события;
окончание войны, условия мира, итоги.
Значение войны (экономические, политические, социальные и другие последствия войны).
Международные последствия войны.
Приложение 2
I вариант
1. В период русско-японской войны щедрую помощь Японии оказывали:
А) США и Англия
Б) Германия и Франция
В) Франция и Австро-Венгрия
Г) Германия и Австро-Венгрия
2. Русско-японская война 1904-1905 гг. носила справедливый характер для:
А) России
Б) Японии
В) Англии и США
Г) война была несправедливой для всех участников
3. После русско-японской войны территориальные потери России выразились в передаче Японии:
А) Южного Сахалина
Б) Курильских островов
В) Сахалина
Г) Сахалина с прилегающими островами
4. Установите хронологическую последовательность событий русско-японской войны
А) сражение под Ляояном
Б) героический подвиг крейсера «Варяг»
В) Цусимское сражение
Г) падение Порт-Артура
5. Соотнесите имена исторических деятелей и их характеристики:
1) С.О.Макаров а) комендант крепости Порт-Артур
2) В.Ф.Руднев б) командующий русской армии в Манчжурии
3) А.М. Стессель в) капитан крейсера «Варяг»
4) А.Н. Куропаткин г) адмирал Тихоокеанского флота, погибший в начале войны
д) командующий сухопутной обороной крепости Порт-Артур
II вариант
1. Первая для России война в 20 веке началась с:
А) нападение японской эскадры на Порт-Артур
Б) битвы под Ляояном
В) сражения на реке Шахе
Г) Цусимской битвы
2. В каком году был подписан Портсмутский мир:
А) в 1904 г.
Б) в 1905 г.
В) в 1906 г.
Г) в 1907 г.
3. С.О.Макаров -
А) командующий русской Маньчжурской армии
Б) руководитель обороны Порт-Артура
В) адмирал, командующий Тихоокеанским флотом в начале войны
Г) комендант крепости Порт-Артур
4. Расставьте события русско-японской войны в хронологическом порядке:
А) сражение у Ляояна
Б) нападение японского флота на русскую эскадру на рейде Порт-Артура
Д) Цусимское сражение
Г) падение Порт-Артура
5. Соотнесите имена исторических деятелей и их характеристики:
1) С.Ю.Витте а) командующий сухопутной обороной крепости Порт-Артур
2) Р.И.Кондратенко б) руководитель русской делегации в Портсмуте
3) В.К. Плеве в) русский художник-баталист, погибший вместе с
адмиралом Макаровым 31 марта 1904 г.
4) В.В.Верещагин г) сторонник войны, автор высказывания о необходимости
«маленькой победоносной войны».
д) комендант крепости Порт-Артур
III вариант
1. По Портсмутскому мирному договору 1905 года Россия:
А) приобрела Крым
Б) потеряла Южный Сахалин
В) потеряла Финляндию
Г) потеряла Карс
2. Идея «маленькой победоносной войны» против Японии принадлежала:
А) С.Ю.Витте
Б) С.В.Зубатову
В) В.К.Плеве
Г) А.Н.Куропаткину
3. Генерал-лейтенант, комендант крепости Порт-Артур. Отличался карьеризмом, трусостью и бездарностью. В период русско-японской войны сдал Порт-Артур японцам, за что был приговорен к 10-летнему заключению в Петропавловской крепости:
А) С.О.Макаров
Б) А.Н.Куропаткин
В) А.М.Стессель
Г) Р.И.Кондратенко
4. Расставьте события в хронологической последовательности:
А) Портсмутский мирный договор России с Японией
Б) русско-китайский оборонительный союз против Японии
В) оборона Порт-Артура
Г) «Цусимская катастрофа»
5. Соотнесите события русско-японской войны и места, где они произошли:
1) героическая гибель крейсера «Варяг» а) Портсмут, США
2) гибель 2-ой Тихоокеанской эскадры б) под Ляояном , Китай
3) крупное сражение 17-21 августа 1904г. в) порт Чемульпо, Корея
4) подписание мирного договора г) у острова Цусима
д) река Шахэ, Китай
IV вариант
1. Главным препятствием на пути к российскому преобладанию на Дальнем Востоке был (была):
А) Корея
Б) Китай
В) США
Г) Япония
2. Главной причиной поражения России в русско-японской войне стало:
А) происки союзников, не желавших усиления России
Б) предательство генералов
В) помощь Англии и США
Г) начало первой русской революции
3. Организатором обороны Порт-Артура был:
А) С.О.Макаров
Б) А.Н.Куропаткин
В) Р.И.Кондратенко
Г) А.М.Стессель
4. Расставьте события в хронологической последовательности:
А) начало первой русской революции
Б) начало строительства КВЖД
В) подписание Портсмутского мирного договора
Г) Цусимское сражение
5. Соотнесите даты и события русско-японской войны:
1) Цусимское сражение а)17-21.08. 1904 г.
2) разрыв дипломатических отношений между Японией и Россией б) 27.01.1904 г.
3) сражение под Ляояном в)14-15 мая 1905 г.
4) героическая гибель крейсера «Варяг» г)25.01.1904 г.
д) 23.08.1905 г.
Эталон ответа:
1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант
1. А Б А Г
2. Г в Б Б
3. а в в В
4. Б,а,г,в Б,в,г,а Б,а,г,в Б, а, г, в
5. 1г, 2в, 3а, 4б 1в, 2г, 3б, 4а 1б,2а, 3г, 4в 1в, 2г, 3а, 4б
Критерии оценки:
Работа рассчитана на 5-7 минут
Правильные ответы на вопросы
1-3 оцениваются 1 баллом
4-5 оцениваются 2 баллами
7 баллов – «отлично» (при обязательном ответе на вопросы 4,5)
6-5 баллов – «хорошо»
4-3,5 балла – «удовлетворительно»
менее 3,5 баллов – «неудовлетворительно»

Приложение 3
Героический подвиг крейсера «Варяг» и его судьба.
27 января 1904 года командиру крейсера «Варяг», который стоял в корейском порту Чемульпо, капитану первого ранга Всеволоду Федоровичу Рудневу был вручен ультиматум командующего японской эскадрой адмирала Уриу: вместе с канонеркой «Кореец» крейсеру «Варяг» покинуть порт до полудня. Чтобы не подвергать риску иностранные суда, стоящие в порту, Руднев согласился выйти в море и о своем решении объявил команде. В полдень были подняты якоря, иностранные моряки провожали «Варяга» и «Корейца» русским гимном.
Японцы выставили против них шесть крейсеров и восемь миноносцев, предложив вначале сдаться. Не получив ответа, открыли огонь по русским кораблям. «Варяг» мужественно сражался с противником, стараясь прикрыть «Корейца». Ему были нанесены тяжелые повреждения, оказались подбитыми несколько орудий, сбиты обе рубки, снесена одна из дымовых труб, попорчен рулевой аппарат и пробит борт судна. На судне начался пожар», - так писал очевидец в издаваемом в Петербурге в то время альбоме «русско-японская война на суше и на море».
Все эти повреждения вынудили Руднева прекратить бой и, выждав подхода «Корейца», уйти в гавань. Убедившись в невозможности быстро устранить повреждения и не желая сдаваться в плен, Руднев решил потопить оба судна, а раненых и команды увезти на французские, английские, итальянские крейсеры. В четыре часа дня «Кореец» был взорван и затоплен. На «Варяге» были открыты кингстоны, и вода медленно наполнила крейсер, начался пожар, произошел ряд взрывов. К вечеру этого же дня «Варяг» погрузился на дно.
В результате этого боя на «Варяге» погибли мичман граф Нирод и 33 матроса. Тяжело ранены три мичмана и 70 матросов. На «Корейце» потерь не было. Сам Руднев был контужен в голову.
Японским кораблям также были нанесены серьезные повреждения, два из них потоплены, имелись убитые и раненые. Вот что писал впоследствии Руднев в своем рапорте о бое при Чемульпо: «…С полным убеждением можно сказать, что «Варяг» благодаря удивительной стойкости, беззаветной храбрости и безупречному выполнению воинского долга офицеров и команды с достоинством поддержал честь русского флота…»
Позже Руднев был назначен командиром 14-го флотского экипажа в Петербурге. Матросы этого экипажа в 1905 году подняли восстание. Зная, какой популярностью пользуется Руднев среди матросов, царское правительство поручило ему любыми методами ликвидировать «бунт», но он оказался прибегнуть к оружию и за это впасть в немилость, был уволен из флота. Он поселился в небольшом своем имении в деревне Савино Тульской губернии, где и умер в 1913 году. Смерть его правительством не была замечена.
Война закончилась поражением царской России, а история крейсера «Варяг» имела свое продолжение. Корабль был поднят японцами, отремонтирован и с новым именем «Сойя» введен в состав своего флота. В 1916 году, в разгар первой мировой войны царское правительство купило у Японии три восстановленных корабля, в том числе и «Варяг». Крейсер обрел андреевский флаг, и ему было возвращено прежнее имя.
Затем «Варягу» выпало длительное плавание через два океана и восемь морей из Владивостока в Мурманск. «Варяг» попал в сильный шторм, на нем были сдвинуты котлы с фундаментов. Крейсер отправили в Англию на капитальный ремонт, который требовал больших средств, поэтому корабль остался в Англии до особого распоряжения. В России грянула революция, крейсер был объявлен собственностью Великобритании. Позже англичане объявили, будто бы в конце 1918 г. при переходе из Ливерпуля в Глазго «Варяг» торпедировала немецкая подводная лодка, и он затонул в Ирландском море. Но есть другая версия: проданный в Германию крейсер по пути следования сел на подводные камни, после чего был разобран на металл. На этом и обрывается история легендарного крейсера «Варяг», но не память о его подвиге, подвиге русских моряков.
Во Владивостоке на братской могиле матросов крейсера «Варяг» установлен памятник. Установлен памятник и на могиле В.Ф.Руднева на его родине. В центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга хранятся пробитая в бою осколками фуражка В.Ф.Руднева, его ордена и нагрудные знаки.
Мемориальная доска, установленная на одном из первых домов на улице им. Руднева в Хабаровске, вещает о том, названа в честь легендарного командира крейсера «Варяг» Всеволода Федоровича Руднева.
Литература:
Журнал «ОБЖ», №2, 2004 г. «Флагман бесстрашных» (К 100- летию подвига крейсера «Варяг» и канонерной лодки «Кореец».
Журнал «Родина», №1, 2004 г. «Русско-японская война – 100 лет».
«краснознаменный Тихоокеанский флот в русско-японской войне». М., 1973 г.
История в лицах. ТОЗ, 05.10.2007 г. «Подвиг генерала. Герой Порт-Артура жил в Хабаровске».
ТОЗ, 27.01.2004 г. «Он стоял вахту до конца».
«Приамурские ведомости», 07.02.2004 г. «Святыни Порт-Артура».
«Хабаровские вести», 22 августа 2003 г. «Кому – позор,
бесславие,
а кому – бессмертие». А.Мережко