Открытый урок по теме: Живопись конца 19-20 века в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Тема урока: «Французская живопись второй половины XIX-XX века в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина».Цели:
Сформировать представление о музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству.
Развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать материал, сравнивать строить апологии.
План урока:
Беседа об истории создания музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Лекция о художниках импрессионистах музея им. А.С. Пушкина.
Практическая работа.
Подведение итогов занятия.
Всемирно известная коллекция картин французских художников второй половины XIX-XX века составляет подлинную гордость Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Своим появлением в России большая часть этих картин обязана двум известным русским коллекционерам С.И. Щукину и И.А. Морозову. При создании своих коллекций они проявляли художественную интуицию и прозорливость, когда выбирали картины во Франции. Многие картины были увезены в Москву еще до того, как французская публика и музеи смогли определить их ценность.
Вы знаете, что в 1917 году произошла Великая Октябрьская революция и многие знаменитые частные собрания стояли достоянием государства. В 1918 году Ленин издал декрет о национализации коллекции Щукина и Морозова. Слившись в единое целое они составили Музей нового западного искусства.
В 1948 году коллекцию картин этого музея разделили между Государственным Эрмитажем в Ленинграде и Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.
Войдя в состав картинной галереи московского музея полотна французских художников конца XIX-XX века стимулировали ее дальнейший рост.
Одним из наиболее важных источников расширения музея стали пожертвования коллекционеров и художников таких как А. Хаммер, М. Шагал, М. Каганович и т.д.
Сегодня мы поговорим о коллекции картин художников импрессионистов в музее изобразительных искусств им. Пушкина.
В разделе новой французской живописи Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина находятся такие безусловные шедевры, как «Обнаженная» Ренуара, «Красные виноградники в Арле» Ван Гога, «Персики и груши» Сезанна, «А ты ревнуешь?» Гогена, «Красные рыбки» Матисса, «Девочка на шаре» Пикассо, давно получившие всемирную известность.
По общему признанию, вся новая французская школа своим рождением обязана Эдуарду Мане. Именно его называли своим идейным вождем импрессионисты. Мане первым сделал жизнь современного города главным объектом художественных наблюдений.
«Кабачок». Эдуард Мане.
«Кабачок» был написан Мане на площади Мансей в Париже на открытом воздухе и остался в стадии этюда. Однако художник смело уловил главные черты жизненной ситуации, точными штрихами наметил пространственные отношения фигур и предметов, дал почувствовать объем, форму, характер выбранного мотива.
Прозаизм действительности уничтожается красотой чистых синих, белых, изумрудных и кирпично-красных тонов, которые вносят в картину особое лирическое настроение, преображающее неказистую обстановку дешевого кабачка.
Подобно Мане, Клод Моне с большим интересом наблюдал жизнь Парижа. Музей обладает ценнейшей работой художника – «Бульвар капуцинок в Париже», которая фигурировала на первой выставке импрессионистов в 1874 году, устроенной в ателье фотографа Надара. Вместе с ней была выставлена и другая картина Моне «Впечатление. Восходящее солнце», название которой дало повод критику Луи Леруа назвать всех участников выставки «впечатленцами» - «импрессионистами».
«Бульвар капуцинок в Париже». Клод Моне.
Моне посвятил свое творчество пейзажной живописи. Пейзажи Моне лишены жанрового начала. Художник дает как бы чистый живописный образ природы, без каких-либо ассоциаций и связей. «Стог сена в Живерни» написан был в жаркий полдень. Бегущие облака дали глубокую тень на передний план, и трава на лугу стала более зеленой по сравнению с той, что освещена ярким солнцем. На самом стоге лежат лиловые тени. Раздельно положенные мазки чистых цветов, дают в отдалении от картины, нужный художнику тон. Это произведение одно из самых ярких примеров живописного метода импрессионизма.
«Стог сена в Живерни». Клод Моне.
Импрессионисты заметили, что один и тот же пейзаж представляется совсем иным при разном освещении – в солнечный день и пасмурную погоду, при утреннем и вечернем свете. Поэтому импрессионисты писали свои произведения, в первую очередь пейзажи на открытом воздухе, а не в мастерской. Они обнаружили, что черные и глухие тона встречаются в природе тогда, когда недостаточная освещенность предметов и изгнали чёрную краску из своей палитры.
В музее находятся четыре живописные работы Эдгара Дега. Пастель «Танцовщицы на репетиции» - шедевр утонченного живописного видения художника. Прозрачная нежная цветовая гамма вибрирует тончайшими переходами розово-серых и голубых тонов. Пространство строго прослеживается по законам линейной перспективы. Движение взгляда зрителя делает его соучастником всего происходящего. Винтовая лестница слева подчеркивает момент подсматривания рабочих будней балерин.
«Танцовщицы на репетиции». Эдгар Дега.
Более сложными и противоречивыми, чем у импрессионистов, были творческие поиски в искусстве у таких известных художников конца XIX века как Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Гоген, и Сезанн. Их иногда называют постимпрессионистами от латинского слова post – после. Но этот термин условен – эти художники работали параллельно с импрессионистами и каждый из них шел своим путем.
В музее прекрасно собраны произведения выдающихся французских живописцев, творческая деятельность которых открывает XX столетие и дает наиболее интересные результаты не только для художественной культуры Франции, но и для всего современного искусства. Их имена известны во все мире – Матисс, Пикассо, Леже, Марке, Дерен, Вламинк.
«Дама с веером» Пикассо.
«Стол у окна» А. Дерен.
В 1905 году в среде импрессионистов возникла мятежная группировка. Критик Луи Воксель окрестил ее участников «дикими – фовистами». Она существовала недолго и распалась в 1907 году. В нее входили Матисс, Марке, Руо, Вламинк, Дерен, Вальта, Манген, Ван Донген. Это художники были охвачены желанием выразить напряженность своего восприятия открытым сильным мазком в контрастных сопоставлениях цветов.
Главой этой группы был Матисс. Среди картин Матисса выделяются «Красные рыбки». В 1911 году Матисс много раз варьировал этот мотив интерьера с аквариумом. Московский вариант справедливо считается самым лучшим из всех. Матисс выбирает высокую точку зрения, использую приемы обратной перспективы. Красные рыбки видны дважды – сбоку и сверху, как отражения. Круглый аквариум на круглом садовом столике воспринимается пространственно, в то время как распластанные листья растений приближают все изображенное к плоскости, заставляя чувствовать картину скорее как декоративное панно.
«Красные рыбки». Матисс.
Практическая работа. Сегодня перед вами стоит задача: выполнить копию картины Матисса «Красные рыбки».
Итог урока: Выставка и обсуждение работ учащихся.